Почему Камбоджа выслала монтаньяров?
16 июня камбоджийское издание Fresh News, близкое к действующему правительству страны, сообщило, что в соответствии с решением премьер-министра Хун Сена все монтаньяры из Южного Вьетнама, нашедшие ранее здесь убежище, покинули Камбоджу.
Соответствующее заявление премьер-министр сделал утром 16 июня во время своей предвыборной встречи с почти 20 тыс. рабочих в провинции Кампонгтям.
«Я хотел бы подтвердить, что монтаньяры покинули Камбоджу. Я также приказываю немедленно экстрадировать во Вьетнам новых арестованных повстанцев. Недавно они совершили нападения, повлекшие смерть во Вьетнаме. Камбоджа не приветствует повстанцев», — подчеркнул премьер.
Он также призвал все организации, действующие на территории Камбоджи, воздержаться от контактов с повстанцами, пригрозив нарушителям организации роспуском.
Хун Сен, намеревающийся в очередной раз переизбраться в июле, известен своим крутым норовом. Так, недавно он пригрозил лидеру камбоджийской оппозиции Сему Рейнси, скрывающемуся за границей, что расстреляет его и его сторонников из РСЗО «Град», если они вздумают пересечь границу страны.
Что же вызвало такую реакцию Камбоджи и в чем провинились монтаньяры?
Как сообщают вьетнамские СМИ, 11 июня группа горцев, вооруженная огнестрельным оружием, напала на два полицейских участка, в результате чего погибли 9 человек, включая четырех офицеров полиции. Кроме того, горцы захватили заложников. Двое заложников были освобождены, а третий сбежал сам.
Нападение произошло в вьетнамской провинции Даклак в отдаленном Центральном нагорье — регионе, где проживает около 30 коренных народов, обобщенно именуемых «монтаньяры» (от фр. montagnard).
Государственные СМИ Вьетнама — VnExpress и Cong Thuong — опубликовали подробную информацию об инциденте, заявив, что на рассвете в воскресенье 11 июня около 40 человек в камуфляже, разделившись на две группы, атаковали полицейские участки в коммунах Эа Тиеу и Эа Ктур.
На видео, распространяемом в соцсетях, видно, как вьетнамские солдаты, вооруженные полуавтоматическим оружием, стреляют по населенным пунктам, откуда повстанцы, по-видимому, ведут ответный огонь. На фотографиях, опубликованных государственным агентством Tuoi Tre News, запечатлены трое мужчин, задержанных полицией.
По подозрению в причастности к данному инциденту было арестовано 26 человек. Позднее, 20 июня, полиция отрапортовала, что число арестованных увеличилось до 45. Согласно обновленной информации министерства общественной безопасности Вьетнама, два человека сдались полиции, а еще 10 были арестованы 19 июня вечером.
Источники за пределами Вьетнама сообщили, что нападавшие принадлежали к племенной группы дега (дегары), которые издавна протестуют против репрессивной тактики местных властей, которые разрушают их церкви и пытаются отнять принадлежащую им землю. В последнее время нажим со стороны властей усилился, и ситуация обострилась. Другой источник сообщил, что вьетнамские силы безопасности начали контрнаступление в ответ на протесты монтаньяров.
Базирующаяся в столице Таиланда Бангкоке группа Montagnard Stands for Justice («Монтаньяры за справедливость») поспешила дистанцироваться от произошедшего, заявив, что она не имеет никакого отношения к нападению и не связана с какими-либо группами или отдельными лицами, содействующими применению насилия.
Организация монтаньяров, основателями которой являются политические беженцы, скрывающиеся в Таиланде и США, подчеркнула, что обеспокоена случившимся, поскольку любые инциденты с применением оружия или насилия вредят их усилиям по защите свободы вероисповедания во Вьетнаме. Дело в том, что среди монтаньяров много христиан, преимущественно протестантов.
Практически одновременно исполнительный директор организации Dega Central Highlands Organization («Организация племен дега Центрального Нагорья»), базирующаяся в Северной Каролине, И-Дуэн Буондап сделал заявление, что его организация также не причастна к нападениям.
«По нашим данным, монтаньяры затеяли беспорядки, требуя защиты своих прав и интересов, так как они более не могли выносить страданий [причиняемых властями страны]. Их ежедневно подавляют, избивают, арестовывают и загоняют в угол», — добавил И-Дуэн.
Также в заявление содержался призыв к правительству США и других стран поддержать народ дега в борьбе за их права.
«Люди дега не против вьетнамского правительства, и мы не свергаем вьетнамское правительство, но мы против террористов. Люди, пришедшие на нашу землю, — это террористы, посланные вьетнамским правительством», — говорится в сообщении.
В нем говорилось, что «террористы… нас арестовали, избили, пытали. Они разрушили наши дома. Они разрушили нашу церковь». В нем также говорилось, что сельскохозяйственные угодья дега были конфискованы, а их посевы уничтожены, а люди дега были похищены «и проданы в другие страны».
Противостояние горцев с центральным правительством Вьетнама длится десятилетиями, оно началось еще до французской колонизации Индокитая. Французы активно вербовали монтаньяров для ведения военных действий с вьетами, составляющими большинство населения страны. В общем это довольно типичное противостояние жителей равнин и горцев, которых первые считают дикарями, но довольно воинственными.
С окончанием французского колониального владычества в регионе в 1954 году Камбоджа, Лаос и Вьетнам обрели независимость. При этом временно территория Вьетнама был поделена на две зоны — Северный и Южный Вьетнам, граница между которыми проходила по 17-й параллели. Северный Вьетнам возглавил Хо Ши Мин, создав первое в Юго-восточной Азии социалистическое государство, а Южный Вьетнам остался монархией во главе с последним императором династии Нгуен Бао Даем. Согласно Женевским соглашениям 1954 года, по которым указанные территории получали независимость, в 1956 году должны были пройти общенациональные выборы и объединение двух Вьетнамов на демократической основе.
Однако в 1955 году к власти в Южном Вьетнаме, узурпировав власть и подвинув своего покровителя императора Бао Дая, приходит премьер-министр Нго Динь Зьем. Новоиспеченный лидер страны заявил, что Вьетнам не подписывал Женевские соглашения, что его власть распространяется не только на Южный, но и на Северный Вьетнам, а проведение общенациональный выборов откладывается до тех пор, пока в Северном Вьетнаме коммунистическое правительство Хо Ши Мина не уйдет в отставку.
Едва освободившись из-под французского колониального владычества, Южный Вьетнам попадает под опеку американцев, которые обещают Нго Динь Зьему всяческую поддержку против коммунистов в Ханое.
Казалось бы, причем тут монтаньяры? Дело в том, что в какой-то момент власти Южного Вьетнама решили, что нужно ассимилировать горцев, расселив на их землях представителей титульной нации — вьетов. Начался сгон монтаньяров с их исконных земель, разрушение их религиозных святынь и конфискация имущества в пользу вновь прибывших. Часть монтаньяров предпочла переехать во соседние Таиланд, Лаос и Камбоджу, а часть взялась за оружие и ушла в партизаны. Возникла опасность, что Северный Вьетнам воспользуется ситуацией и натравит монтаньяров на Сайгон.
Но ЦРУ решило перехватить ценный ресурс и самим задействовать монтаньяров против Северного Вьетнама (Вьетконга). Проведя зондирование на местах, американцы выяснили, что монтаньяры примерно одинаково не любят и южных вьетнамцев, и вьетконговцев. США, активно развивавшие концепцию психологических операций, опробовали свои наработки на горцах. В результате им удалось убедить монтаньяров выступить против партизан Северного Вьетнама. Они снабдили их оружием, а инструктора американской армии провели соответствующее обучение.
В 1961 году в небольшой деревне Буон-Энао в провинции Дарлак был создан первый экспериментальный «отряд самообороны» монтаньяров. Первое время горцы были вооружены лишь бамбуковыми копьями и луками, поскольку власти Южного Вьетнама запрещали горцам вообще иметь оружие.
Руководили программой обучения монтаньяров Первая группа Специальных операций США, так называемые «зеленые береты». Далее к эксперименту подключили еще 40 окрестных деревень. В рамках обучения монтаньяры тренировали оборонять населенные пункты, вести патрулирование местности и разведку.
Горцам, которые согласились участвовать в программе, американцы пообещали снабжение медикаментами, продуктами, и сельскохозяйственным инвентарем, а также проводение обучения. Всего этого горцы были лишены, поскольку власти в Сайгоне банально не хотели тратиться на развитие «дикарей», зато в 1964 году американцы только на образование выделили огромные деньги — $1,8 млн.
Благодарные горцы активно вступали в ополчение, которые стало исчисляться тысячами человек. После чего управление этими силами перешло в руки американской армии, а сам характер действий стал более наступательным. Военные задействовали прекрасно ориентировавшихся в местных джунглях монтаньяров на границе с Камбоджей и Лаосом, чтобы нарушить сообщение по «тропе Хошимина» — сети тайных маршрутов, по которым вьетконговцы проникали на территорию Южного Вьетнама.
В ответ северяне начали активно осаждать деревни монтаньяров, а поскольку южане совсем не торопились помогать горцам, то наиболее боеспособный актив монтаньяров стал стремительно таять в боях с вьетконговцами.
Сообразив, что их поместили между молотом и наковальней, монтаньяры решили сыграть свою игру и защищать собственные интересы. Зачем делать за своих врагов грязную работу, если можно дать уничтожить друг друга?
В 1964 году отряды горцев, проходившие подготовку в американских тренировочных лагерях, восстали. Монтаньяры разоружили американских инструкторов и, захватив радиостанцию на окраине Буон-Ма-Тхуот, вышли в эфир, призывая собратьев к вооруженной борьбе за независимость. Позднее большая часть участников этого восстания переселилась в соседнюю Камбоджу.
По одной из версий мятеж горцев был инспирирован камбоджийцами, которые отнюдь не пылали любовью ни к одному из Вьетнамов и решили погреть руки на чужом конфликте.
Бойцы Северного Вьетнама ни в чем не уступали монтаньярам в плане навыков вооруженной борьбы в джунглях. После победы над Южным Вьетнамом и объединения страны в единое целое, бойцы Хо Ши Мина довольно быстро подавили сопротивление горцев, используя преимущество в численности и тяжелом вооружении. Впрочем, упрямые горцы продолжали долго сопротивляться, лишь в 1992 году остатки партизанских отрядов сдались в Камбодже миротворцам ООН.
Теперь мы видим новый виток борьбы горцев за свои права. Как сообщают местные СМИ, силы безопасности Вьетнама задействовали даже танки и вертолеты для подавления очередного восстания монтаньяров.
Камбоджу тоже можно понять, премьер-министру Хун Сен совсем не нужны эксцессы накануне выборов. Тем более такие, которые могут втянуть страну в вооруженный конфликт.