В борьбе за сотрудничество с африканскими странами у РФ есть одно не такое очевидное, но преимущество

Мозамбик балансирует между Западом и Россией

Изображение: (cc) James Wiseman
Африканский континент
Африканский континент
Африканский континент

Саммит «Россия — Африка» собрал в Санкт-Петербурге лидеров 16 африканских стран. При этом в форуме приняли участие представители 45 из 54 стран континента. Мероприятие прошло на фоне противостояния России и Запада, уже принявшего форму прокси-войны и, по-видимому, еще далеко не исчерпавшего потенциал эскалации. Исходя из этого, все сказанное на саммите рассматривается именно в контексте данного противостояния.

Одной из стран-участниц форума стал Мозамбик — республика, расположенная на юге Африки на побережье Индийского океана и граничащая с севера с Танзанией, с юга — с ЮАР, а с запада — с Замбией, Малави и Зимбабве. Мозамбик находится, как и многие африканские страны, в сложной экономической и социальной ситуации, например, около 40% жителей республики неграмотны. Кроме того, на страну регулярно обрушиваются стихийные бедствия, связанные с ее географическим положением.

В довершение всего, на севере республики с 2017 года в провинции Кабу-Делгаду тлеет исламистский мятеж. Между тем страна обладает огромными разведанными запасами природного газа, которые планирует осваивать при помощи транснациональных компаний.

История современного Мозамбика тесно связана с СССР. 25 июня 1975 года Мозамбик после многолетней освободительной войны избавился от колониальной зависимости от Португалии. До распада СССР республика ориентировалась на Советский Союз и проводила социалистические преобразования в экономике и социальной жизни.

Первый президент Мозамбика Самора Машел за приверженность форсированному пути перехода к социализму даже получил на континенте прозвище «Черный Сталин». Машел погиб в авиакатастрофе, организованной спецлужбами ЮАР в 1986 году. До своего распада СССР оказывал Мозамбику разнообразную экономическую и военную помощь.

Мозамбик — это во многом типичная африканская страна, стоящая перед множеством проблем и окруженная международными хищниками, не намеренными упускать из рук ее природные богатства. Республика тем не менее пытается выстраивать свою политическую линию в современных сложных условиях горячей фазы противостояния Запада и России.

С началом спецоперации России на Украине Мозамбик, как и многие африканские страны, занял принципиально нейтральную позицию. Он был в числе 35 стран, которые воздержались от голосования 2 марта 2022 года на Генассамблее ООН по резолюции, осуждающей спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины. Свою позицию Мозамбик подтвердил и 23 февраля текущего года, в ходе очередной попытки Запада продавить антироссийскую резолюцию на Генассамблее ООН.

Нейтральная позиция страны и уважительное отношение к Российской Федерации были неоднократно проартикулированы президентом республики. В мае 2022 года Ньюси заявил: «В конфликте между Россией и Украиной моя страна воздержалась от выражения позиции, но наша позиция не означает пропаганду насилия или войны». «Мы поощряем диалог. Мы воздержались (при голосовании в ООН), потому что хотим, чтобы стороны вступили в диалог и нашли мирные решения», — сказал Ньюси.

Позже, в июне 2022 года, Филипе Ньюси заявил после встречи с председателем Совета Федерации России Валентиной Матвиенко: «Россия прилагает усилия, чтобы избежать худшего, [учитывая, что] она может закончить войну за два-три дня, но это повлечет за собой огромные [потери] жизней», — сказал президент Мозамбика.

Сам президент Мозамбика Филипе Ньюси таким образом подвел итоги своего участия в саммите (цитата по информационному агентству Мозамбика AIM): «На встрече, которая у меня была с президентом Путиным, разговор был такой — какой может быть наш [Африки] вклад в то, чтобы этот конфликт прекратился, чтобы цены на продукты, топливо, удобрения, крупы перестали расти <…>. Потому что, чтобы продвигаться в сотрудничестве с Россией, нам нужно, чтобы ситуация вокруг России была стабильной».

О преобразовании государственного долга Мозамбика в инвестиции в экономику республики: «Мы предлагаем Российской Федерации обратить внимание на сельское хозяйство — в данном конкретном случае на производство пшеницы, а также обратить внимание на туризм, инфраструктуру».

Упомянул Ньюси и давление Запада на африканские страны: «Я не знаю, на кого можно давить, потому что у каждой страны есть своя позиция <…> Это не значит, что мы поддерживаем одну из сторон, потому что я считаю, что ни Украина, ни Российская Федерация не хотят войны <…> Мы не должны всегда думать, что на нас давят, но, возможно, наша позиция тоже оказывает давление».

Гуманитарная ситуация в республике вынудила Ньюси использовать площадку саммита в Санкт-Петербурге для просьбы о международных субсидиях в связи с неурожаем.

«Инфляция в Мозамбике, к сожалению, не дает нам возможности развивать национальную экономику, но мы принимаем все возможные меры для того, чтобы разрешить эту ситуацию. Одним из достаточно уязвимых секторов этой области является сельское хозяйство, и в 2023 году также у нас были проблемы с урожаем. Но мы решаем эти проблемы и всячески увеличиваем производительность труда в этой области, решаем проблемы сельхозпроизводителей в сельскохозяйственных зонах. Для нас также приоритетным является решение проблем, связанных с молодежью, и, соответственно, они не должны испытывать голод. Мы также надеемся на получение определенных субсидий и помощь со стороны международных организаций», — сказал Филипе Ньюси на пленарном заседании саммита.

Из практических итогов саммита стоит отметить подписание между российской компанией «Интер РАО — экспорт» и мозамбикской Electricidade de Mocambique соглашения о сотрудничестве в проекте строительства ГЭС «Лурио-2» мощностью 120 МВт в Мозамбике.

Президент России Владимир Путин в ходе встречи с Филипе Ньюси отметил успехи в области экономического сотрудничества между странами: «В 2022 году товарооборот между нашими странами увеличился на 14,5%. В январе — апреле сего года позитивная динамика сохранилась, рост составил 35%. Хорошие перспективы отмечаем в сфере газодобычи, геологоразведки, электроэнергетике, сельском хозяйстве и в рыболовстве».

Упомянул Владимир Путин и политическое взаимопонимание между странами: «Ценим, уважаемый господин Президент, конструктивное взаимодействие с Мозамбиком на международной арене, включая поддержку мозамбикскими коллегами российских инициатив в Организации Объединенных Наций. В 2023–2024 годах Мозамбик является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Рассчитываем на дальнейшую координацию наших действий в Совбезе, эффективное взаимодействие в решении важных глобальных и региональных проблем», — сказал Путин.

С другой стороны, Мозамбик очень существенно зависит от расположения объединенного Запада, который практически монополизировал газовое будущее Мозамбика, выкупив главные газоносные участки, расположенные на севере страны и у побережья. Главными акционерами проектов являются французская Total и американская ExxonMobil, причем все проекты в настоящее время заморожены из-за упомянутого мятежа в провинции Кабу-Делгаду, где и находятся месторождения.

Единственный работающий на сегодняшний день плавучий завод по добыче и сжижению природного газа Coral Sul имеет в составе акционеров итальянскую ENI и ExxonMobil, контролирующих 50% проекта. Правительство Мозамбика считает, что запасы природного газа в стране составляют более 180 трлн кубических футов (около 5 трлн кубометров), что делает Мозамбик одной из наиболее богатых в этом отношении стран. При этом практически все надежды на лучшее будущее одной из беднейших стран Африки находятся в руках западных корпораций, что не может не оказывать влияния на актуальную политику страны.

Существенно завязана на западные институты и финансовая инфраструктура республики. В частности, в апреле прошлого года было объявлено о возобновлении программы финансовой помощи МФВ для Мозамбика, приостановленной из-за коррупционного скандала, — так называемой аферы скрытых долгов, связанного с прошлым правительством Мозамбика. Донорами многочисленных гуманитарных программ помощи Мозамбику также выступают, как правило, западные финансовые структуры.

Стоит признать, что экономическая и гуманитарная активность Российской Федерации в Мозамбике на порядок слабее западной, однако есть у России одно преимущество, о котором говорил президент страны Владимир Путин — благодарность африканских стран за бескорыстную помощь Советского Союза, оказанную Черному континенту в годы борьбы за независимость и после: «Многие вспоминали, честно говоря, я уже и сам забыл, что мы где-то их поддержали, а они помнят, они этого не забывали. <…> Что касается Африки, нам не в чем себя упрекнуть. Мы в отношении Африки сделали много полезных добрых дел, и когда мы общаемся с африканскими лидерами, они сами об этом говорят. Всегда возникает такое чувство, что мы приличные люди. В этом случае так оно и есть, и это очень хорошо».