Чтобы гнуть свою линию, Орбан ищет опору вне ЕС. Главным образом — в Китае. В меньшей степени — в России и Турции.

Орбан против Евросоюза: чем обернется для Венгрии сопротивление миграции?

Изображение: Вильмош Аба-Новак
Рынок
Рынок
Рынок

После начала войны между Израилем и Палестиной в Евросоюзе обострились и без того сложные вопросы миграционной политики и обеспечения антитеррористической безопасности. Миграционный пакет, предложенный до октября, теперь продвинуть оказалось еще сложнее, чем раньше. Некоторые страны-участницы альянса просто не хотят принимать на свою территорию беженцев, среди которых скрываются террористы.

Суть предложения заключается во введении обязательных квот на размещение указанного количества мигрантов. Причем страны Евросоюза не смогут отказаться от обязательств, вменяемых им Брюсселем, так как давно испробованную схему «принимай или плати» в этом случае исключают.

Резко против миграционного пакета высказались Венгрия и Польша, буквально сорвав саммит Евросоюза летом 2023 года. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал документ «изнасилованием» и отказался его принимать. За ним последовали власти Польши. Они сослались на то, что подобная миграционная политика нарушает национальные интересы государств и только обостряет угрозу безопасности.

Читайте также: Венгрия решила избавиться от мигрантов

Венгрия уже не первый год проводит миграционную политику в пику Брюсселю. Почему Орбан не хочет войти в общеевропейский тренд и чем это обернется для его страны, ИА Красная Весна узнала у политолога, кандидата исторических наук, доцента Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Вадима Трухачева.

ИА Красная Весна: Венгрия встала как кость в горле Брюсселя со своим несогласием принять новый миграционный пакет, который подразумевает обязательные квоты на иностранцев. К ней присоединилась и Польша. Могли бы Вы рассказать о причинах такой миграционной политики Будапешта: почему Орбан так уперся именно сейчас, в 2023 году?

Вадим Трухачев: Он уперся не в 2023 году, а значительно раньше — в 2015-м, во время самого большого миграционного кризиса в Европе. Венгрия — национальное государство, которое в принципе не предполагает наличие большого количества иноплеменников. А тем более тех, кто существенно отличается от венгров по религии и культуре.

У Венгрии ничего не готово к приему мигрантов. Нет денег на их содержание, нет места для их проживания. Нет полиции и спецслужб, которые четко могут отделить экстремистов от прочих. Нет педагогов, которые могли бы обучить приезжих венгерскому языку.

Однако правила членства в ЕС обязывают Венгрию выполнять его решения — в том числе и по миграции. И отказываясь принимать мигрантов, Орбан нарушает обязательства, взятые его страной при приеме в ЕС.

ИА Красная Весна: МВД Венгрии решило ужесточить закон об иммигрантах, проживающих на территории страны. Как по Вашему мнению это отразится на жизни венгров? В сфере образования, например, острый кадровый голод. А после выдворения гастарбайтеров «оголятся» и должности водителей общественного транспорта, сотрудников общепитов и т. д.

Вадим Трухачев: Здесь стоит жесткий выбор — бытовые неудобства или проблемы с безопасностью. Большинство венгров выбирают второе, и явно готовы терпеть неудобства ради того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Исламистские теракты в других странах Европы увеличили подозрительность к приезжим с Ближнего Востока. А на украинцев смотрят косо из-за притеснения закарпатских венгров. Цыгане — отдельный разговор, их мадьяры (историческое самоназвание венгров — прим. ИА Красная Весна) тоже недолюбливают.

Поясним: в Венгрии живет очень много цыган. По официальной статистике, их доля от всего населения страны достигает 3,16%, но по другим данным — до 8-10%. Это самое многочисленное сообщество этнических меньшинств в Венгрии.

ИА Красная Весна: Как «Фидес» собирается разыграть карту миграционной политики с точки зрения внешней политики? Последуют ли примеру Венгрии другие страны Восточной Европы?

Вадим Трухачев: Польша уже следует тем же курсом. А вот более богатая Чехия предпочитает откупаться — платит штрафы, чтобы не принимать мигрантов. Точку зрения Венгрии разделяют все бывшие соцстраны, да и ряд других стран — тоже.

Что говорить, если миграционные гайки серьезно закрутили даже Голландия и Швеция, годами бывших образцом политики мультикультурализма.

ИА Красная Весна: В ЕС назвали Венгрию растущей угрозой. Насколько это соответствует реальности? Не откажется ли Орбан от своих претензий к Брюсселю, если его поманят разморозкой средств от Евросоюза?

Вадим Трухачев: Он откажется от претензий, если Венгрии разрешат присоединить юго-запад Закарпатья, населенный венграми. И перестанут навязывать мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Но пока Евросоюз на подобное не готов, потому перепалка продолжится. Но выходить из ЕС Венгрия сама не станет. Лишиться денег из Брюсселя ей очень не хочется.

Читайте также: Орбан пригрозил заблокировать помощь ЕС Украине, если не будет саммита

ИА Красная Весна: Может ли сложиться ситуация, когда Венгрия и лично Орбан окажутся в некоторой изоляции от ЕС? Как он собирается продолжать гнуть свою линию так, чтобы не оказаться в аутсайдерах?

Вадим Трухачев: Они уже в ней оказались. И чтобы гнуть свою линию, Орбан ищет опору вне ЕС. Главным образом — в Китае. В меньшей степени — в России и Турции.

Напомним, правящая партия «Фидес» объявила проведение национального опроса, чтобы представить мнение венгерского народа Брюсселю в качестве аргумента при споре по ключевым проблемам Евросоюза. В анкету вошли 11 вопросов, касающиеся финансирования Украины, миграционной политике, продвижению ЛГБТ-идеологии в образовательных учреждениях.