Удары американо-британской коалиции  по Йемену оказались скорее фактором ослабления Израиля, чем его поддержки

Зачем Великобритания и США бомбят Йемен?

Изображение: Жан-Жозеф Бенжамен-Констан. 1880 г
Арабские ночи
Арабские ночи
Арабские ночи

США и Великобритания с 11 января 2024 года начали сбрасывать ракеты и бомбы на объекты в Йемене. Обоснования к военным действиям с применением тяжелого ракетного оружия участники коалиции привели весьма сомнительные. Это лишь подтверждает, что действительной целью бомбардировок является отнюдь не защита коммерческого судоходства в Красном море, а скорее разжигание и усугубление военного конфликта на Ближнем Востоке, втягивание в него все новых участников.

Позиция Великобритании

На следующий день после начала бомбардировок, 12 января 2024 года, Лондон опубликовал «правовую позицию правительства Великобритании».

Военные действия «по объектам хуситов в Йемене» британское правительство объяснило правом на самооборону от вооруженных нападений на Великобританию как на члена ООН.

Согласно позиции Лондона, ракетно-бомбовые удары являются якобы единственно возможным ответом на нападения в Красном море «на суда под британским флагом», в том числе на атаку 9 января «несколькими дронами» британского военного корабля. Речь идет об эскадронном миноносце Diamond типа 45 Daring, снаряженном управляемыми ракетами.

Массированные бомбардировки объектов в Йемене таким образом объявлены «единственным реальным средством борьбы» с атаками хуситов. Заявлено также, что применение силы является в данном случае якобы «необходимым и соразмерным».

«Правительство уведомит Совет Безопасности Организации Объединенных Наций о действиях, предпринятых им в соответствии со статьей 51 Устава ООН», — здесь официальный Лондон прямо ссылается на право «индивидуальной или коллективной самообороны» от вооруженного нападения.

Декларации США

В отличие от высших властей Великобритании, Белый дом не заявлял официальной позиции США по бомбардировкам и не потрудился подтвердить свое заявление ссылками на Устав ООН.

США ограничились лишь опубликованным 12 января 2024 года заявлением министерства обороны, в котором удары американо-британской коалиции цинично названы «оборонительными».

«Силы США и партнеров вчера нанесли оборонительные удары по военным объектам в контролируемых хуситами частях Йемена после серии атак, предпринятых вооруженной повстанческой группой против коммерческих судов, действующих в Красном море», — сообщило американское оборонное ведомство.

Аналогичное заявление Пентагон опубликовал также 23 января 2024 года, на следующий день после «второго раунда высокоточных ударов», нанесенных по Йемену. В заявлении снова заостряется внимание на том, что удары «второго раунда» наносятся «при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов».

Так, ко «второму раунду» в качестве противоборствующей стороны США указывают уже не просто хуситов, а «поддерживаемую Ираном группировку против коммерческих судов, работающих в Красном море».

Так, в качестве стороны, против которой проводятся активные боевые действия, называется государство Иран. Уточняется, впрочем, что удары коалиции охватывали якобы только те цели, которые контролируются хуситами. Однако в заявлениях минобороны США уже намечается устойчивая тенденция к демонизации Ирана, сознательное и последовательное вовлечение этой страны в явно не выгодный и заведомо не нужный ей военный конфликт.

Организация Объединенных Наций

Буквально накануне первых бомбардировок Йемена, 10 января 2024 года, Совбез ООН принял резолюцию, в которой «решительно осудил нападения хуситов на судоходство в Красном море». Кроме этого, организация объявила, что «принимает к сведению право государств-членов в соответствии с международным правом защищать свои суда от нападений, в том числе тех, которые подрывают навигационные права и свободы».

Несмотря на осуждение, резолюция тем не менее отнюдь не позволяет подвергать ударам территорию суверенного Йемена. Более того, при принятии резолюции так и остались неразрешенными многие значимые вопросы. В итоге за резолюцию проголосовали 11 государств, голосов против заявлено не было. В то же время в числе воздержавшихся оказались четыре страны: Китай, Россия, Алжир и Мозамбик.

В ходе голосования по резолюции были отклонены предложенные Россией три оговорки, одна из которых, по последующим разъяснениям постпреда России при ООН Василия Небензи, предлагала исключить из текста документа упоминание «о праве на защиту своих судов»: такой нормы в международном публичном праве попросту не существует и никогда ранее не существовало.

Резолюция ООН формально предписывает необходимость «устранения коренных причин» атак хуситов. Однако по сути действительные причины торговой войны в Красном море не учтены. Совершенно не учтены конкретные цели и мотивы, заявляемые самими хуситами и/или якобы поддерживавшим их Ираном.

Между тем цели атак хуситов отнюдь не обусловлены враждебностью к Британии или США. В своей резолюции ООН признает, что хуситы якобы с середины ноября прошлого года «начали атаковать суда, которые, по их [хуситов] мнению, направлялись в Израиль».

Постпред РФ при ООН Василий Небензя, комментируя впоследствии резолюцию СБ ООН, подчеркнул, что происходящее в Красном море в действительности — это «прямая региональная проекция насилия, в котором уже больше трех месяцев утопает сектор Газа». Он отметил, что для безопасности судоходства необходимо в первую очередь урегулировать палестино-израильский конфликт, являющийся, по убеждению дипломата, той самой «коренной причиной» атак хуситов, которые резолюция предписывает устранить.

Подлог обстоятельств

Как указано выше, резолюцией об атаках хуситов Совбез ООН не согласовал удары по территории какого-либо из государств, в том числе Йемена.

При всей спорности выводов международной организации они к тому же основываются на далеко не бесспорных обстоятельствах, представленных заинтересованными сторонами — Британией и США.

Здесь уместно напомнить один курьезный «прецедент», созданный США при вторжении в Ирак в марте 2003 года.

В феврале 2003 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, обращаясь на заседании Совбеза ООН за согласованием такого вторжения, продемонстрировал пробирку с белым порошком. Представитель американского внешнеполитического ведомства таким образом давал понять, что у него в руках якобы образец вещества с сибирской язвой, который будто бы доказывал, что правящий тогда в Ираке Саддам Хусейн производит биологическое оружие.

По результатам последовавшего затем в марте 2003 года не санкционированного ООН вторжения США в Ирак в стране так и не нашли ни следов биологического оружия, ни признаков его производства. И ЦРУ тогда вынуждено было признать, что дезинформировало свое правительство.

«Пробирка Пауэлла» стала символом подлога для оправдания вторжения. Однако в случае ударов Йемену не было даже ее. Для обоснования ударов по Йемену в ООН вообще не было представлено каких-либо доказательств: ни подобных «пробирке Пауэлла», ни тем более сколь-либо достоверных и значимых.

Нет подтверждений, что хуситы созданы или поддерживаются Ираном, как нет подтверждений того, что ключевые объекты хуситов находятся на территории Йемена. Нет подтверждений соразмерности атак хуситов и наносимых затем по чужой территории ударов.

Бомбардировки Йемена, к официальному правительству которого хуситы находятся в жесткой оппозиции, в этой ситуации являются крайне нелогичными. Для таких ударов необходимо как минимум обращение за помощью к официальным властям Йемена.

Например, в марте 2015 года в ответ на призыв Йемена коалиция Саудовской Аравии и ряда арабских государств (Бахрейна, Кувейта, Иордании, Судана, Сенегала, ОАЭ, Египта, Катара и Марокко) ввела войска в страну. Силы коалиции наносили и ракетно-бомбовые удары с воздуха. Еще раз оговоримся, все эти военные действия проводились по просьбе и с ведома официальных властей Йемена — правительства в лице МИД страны.

В данном же случае о просьбах правительства Йемена о помощи в борьбе с хуситами не известно ничего. Во всяком случае, ни США, ни Британия на таковые не ссылаются.

Еще более сомнительна и не подкреплена доказательствами поддержка хуситов со стороны Ирана. В пользу таковой нынешняя англо-американская коалиция также никаких доказательств не называет и не приводит.

Заявления хуситов

Представитель военного крыла хуситов генерал Яхья Сари в день начала бомбежек заявил, что атаки коалиции не останутся без ответа. От имени хуситов он пояснил, что их угрозы судам в Красном море направлены только лишь на прекращение торговли с Израилем из-за его бомбардировок сектора Газа.

Другой из высокопоставленных лидеров хуситов Наср ад-Дин Амер заявил, что он и его соратники ждали возможности военного столкновения с США и Израилем 20 последних лет. «Слава Богу, который помог нам бороться с наместниками богохульства и тирании».

Хуситы при этом настаивают, что другие корабли (не имеющие отношения к Израилю) могут свободно проходить через них. Более того, уже давно некоторые суда, маршруты которых проходят через Красное море, вывесили опознавательные знаки, сигнализирующие, что они «не связаны с Израилем», и это позволяет им свободно преодолевать свой путь.

Кроме того, специалисты морских перевозок отмечают, что хуситы принципиально не трогают суда под китайским, турецким, российским флагами. Эти суда по-прежнему беспрепятственно проходят через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив и так же беспрепятственно возят грузы не только в свои страны, но и в Европу.

Читайте также: Логистические компании начали было работать с убытком, но вдруг появились хуситы. Интервью

О поддержке хуситов открыто заявил Иран. МИД Ирана, в частности, заявил, что действия хуситов на деле направлены против «военных преступлений сионистского режима против палестинского народа и осажденных граждан Газы». В свою очередь, бомбардировки Йемена, утверждает официальный Иран, противоречат международному гуманитарному праву.

Практические результаты бомбежек

Кроме очевидной незаконности и неуместности якобы антихуситских бомбардировок, кампания англо-американской коалиции обнаружила крайне низкую эффективность ударов.

Если во время вышеупомянутого вторжения под руководством Саудовской Аравии 2015 года сообщалось о сотнях взрывов в столице Йемена Сане и десятках погибших гражданских, то нынешние бомбардировки в этом смысле отличаются необычной «тишиной» о последствиях ударов.

По отчетам британо-американской коалиции, удары наносятся якобы по радарам и местам запуска беспилотников и баллистических ракет.

Однако за все время массированных бомбардировок от подвергшейся ударам стороны не поступило ни одного сообщения о каких-то разрушениях или жертвах или хотя бы о пострадавших лицах.

Как указано выше, заявления хуситов отличаются лишь воинственностью и жесткостью, но при этом никто не заявляет о жертвах и разрушениях на своей стороне.

Более того, хуситы прямо констатируют, что удары по Йемену — не более чем инсценировка, имитация боевых действий.

Член политбюро хуситов Хузам аль-Асад 12 февраля нынешнего года заявил РИА Новости, что США и Великобритания попросту лгут, «рекламируя» свои атаки на Йемен. Аль-Асад пояснил, что коалиция, заявляя о поражении военных целей хуситов, на деле «разоблачают себя этой чушью перед миром и демонстрируют свою слабость».

«Большая часть районов, по которым пришлись удары, — либо пустыри, либо бывшие военные лагеря», — пояснил политик. В настоящее время, утверждает аль-Асад, обстреливаемые военные лагеря давно передислоцированы, поскольку ранее были многократно обстреляны в ходе вышеназванной антихуситской военной кампании саудитов 2015 года.

Лидер хуситов пояснил, что удары коалиции произвели обратный эффект: йеменцы не только не обнаружили пораженческих настроений, скорее, наоборот, еще больше сплотились вокруг своих руководителей и командиров, чтобы противостоять англо-американским нападениям.

Более того, указал партийный лидер, с началом бомбардировок Йемена число военно-морских операций хуситов в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе только увеличилось.

Действительные цели коалиции

Руководители англо-американской коалиции не могут всего этого не знать. Очевидно, что удары по Йемену направлены отнюдь не на ослабление хуситов, действия которых против израильских коммерческих судов для Британии и США — не более чем комариные укусы.

Открыто декларируя поддержку Израиля, США и Британия уже не могут скрывать постепенно выводимую из тени параллельную поддержку и Палестины в целом, и ХАМАС как военного противника Израиля.

Здесь уместно напомнить, как через два дня с момента кровавого рейда ХАМАС по Израилю, 9 октября 2023 года, британское правительство сделало заявление, казавшееся на тот момент крайне странным и не логичным.

На фоне объявлений Германии и Австрии о прекращении финансирования Газы (из опасений, что деньги попадут террористам из ХАМАС) Даунинг-стрит неожиданно заявила, что не только не планирует прекращать финансирование Палестины, но может пересмотреть объемы материальной помощи с тем, чтобы заместить ранее наполняемые европейскими коллегами финансовые потоки.

Лондон напомнил, что последняя из выплат Палестине в размере 10 млн фунтов стерлингов (1,15 млрд руб.) была произведена Палестине через ООН и расходовалась якобы под контролем министра иностранных дел Джеймса Клеверли, регулярно посещавшего лагерь палестинских беженцев на Западном берегу реки Иордан.

В ситуации двусмысленности по отношению к Палестине, на фоне заведомой незаконности и мизерной эффективности удары по Йемену лишь раззадоривают воинственных хуситов.

Такие действия американо-британской коалиции направлены скорее на усугубление положения Израиля, для которого блокада хуситов оборачивается ощутимыми издержками. Удары по Йемену оказываются скорее фактором ослабления Израиля, а не его поддержки.

Кроме того, акцент коалиции на прямое противодействие интересам Ирана может быть направлен и на его вовлечение в конфликт, которому прямые военные действия не только не интересны, но и категорически невыгодны.