Именно с женщиной — матерью, женой, дочерью — связывали образ Родины и само понимание жизни солдаты Великой Отечественной. Именно за них они дрались и побеждали фашистов. И потому так много прекрасных песен родилось в ту великую эпоху, песен, которые были посвящены женщине.

Букет военных песен к 8 Марта: «Иди, любимый мой»

В минуты отдыха
отдыхаминутыВ
В минуты отдыха
Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна

Поздравляем наших любимых, наших бесценных женщин всех возрастов с прекраснейшим, одним из самых светлых и душевных праздников — Международным женским днем 8 марта!

И в качестве подарка хотим преподнести вам целый букет из песен. И это будут песни Великой Отечественной войны.

Почему именно военные песни мы предлагаем сегодня услышать? Ну конечно же главной причиной является то, что всего через два месяца будет праздноваться 75-летие Великой Победы! Но не только поэтому…

День 8 марта давно уже стал символом весны и любви. И большинство мужчин в нашей стране, да и не только нашей, именно так относится к этому празднику. А что же произошло 22 июня 1941 года? В ночь того памятного дня на нашу Родину, на Советский Союз напал враг, который захотел нас лишить и весны, и любви…

Быть может, почувствовав это в тот день, вся страна встала на защиту света, на защиту доброты от пытавшихся их поработить сил беспросветной тьмы и безжалостной злобы. И наиболее остро и отчетливо ощутили на себе смрадное дыхание и липкие руки нацистской нечисти именно женщины…

Великий советский поэт Константин Симонов в 1941 году пишет строки:

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

«И с песнею женскою»… А через год Симонов уже выражает гораздо пронзительнее свое отношение к великой схватке добра и зла.

Если ты не хочешь отдать
Немцу с черным его ружьем
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь…

Именно с женщиной, с образом матери, жены, дочери связывали образ Родины, само понимание жизни солдаты Великой Отечественной. Именно за них они дрались с нацистами, «горло ломая врагу». И потому так много прекрасных песен родилось в ту трагическую, но великую эпоху, песен, которые были посвящены женщине или в которых оживали женские образы.

«Катюша», «Жди меня», «В землянке», «Тёмная ночь», «Случайный вальс», «Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Моя любимая», «Смуглянка», «На солнечной поляночке», «Синий платочек», «Ты ждешь, Лизавета», «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Казаки в Берлине», «Ехал я из Берлина» и многие другие…

И мы хотим сделать сейчас именно эти «многие другие» основными «действующими лицами». Шедевры «первого ряда» — наиболее популярные сегодня песни, можно услышать достаточно часто, особенно накануне Дня Победы. Просто так сложилось, что многие из прекраснейших песен военных лет почти не слышны в наши дни, но в этот весенний, праздничный день очень хотелось, чтобы они прозвучали…

С самого начала войны стали звучать песни, призывающие к защите Родины, и среди них были произведения, в которых призыв исходил из уст близких и любимых женщин. В 1941 году поэт Федор Кравченко пишет стихотворение «Прощание», которое очень понравилось режиссеру Илье Таубергу, снимавшему киноролики для фронта, отправлявшиеся на передовую вместе с боеприпасами. Музыку к песне написал Тихон Хренников.


Иди, любимый мой (Т. Хренников, сл. Ф. Кравченко) 1941, Т. Янко 1943

Еще одна схожая по содержанию песня была написана в 1937 году для фильма «Остров сокровищ» (режиссер В. Вайншток) Никитой Богословским на слова Василия Лебедева-Кумача. Но именно в начале войны она стала очень нужной и востребованной.


Я на подвиг тебя провожала (Н. Богословский, сл. В. Лебедев-Кумач) Л. Сатеева, 1937

На рубеже 1941–1942 годов сразу несколько композиторов пишут песни на стихотворение Семена Алымова «Провожала мать сыночка». Наибольшей популярностью пользовался вариант, написанный Константином Листовым. К сожалению, аутентичной записи пока найти не удалось. Поэтому эта песня прозвучит в более поздней версии Ольги Пирагс, может быть, и не самой удачной.


Провожала мать сыночка (К. Листов, сл. С. Алымов, 1942) О. Пирагс

В 1944 году в фильме Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны» прозвучала замечательная песня «Казак уходил на войну», которую исполнила Марина Ладынина. Но аудиозапись «киношного» варианта не очень подходит для прослушивания, поэтому она прозвучит в более позднем исполнении Людмилы Зыкиной.


Казак уходил на войну (Т. Хренников, сл. В. Гусев, 1944) Л. Зыкина

Но женщины не только провожали на фронт своих мужчин, они сами вставали на защиту Родины. Одним из первых всенародно признанных героев стала партизанка-комсомолка Зоя Космодемьянская. Ее подвигу были посвящены сразу несколько песен, в том числе одну из них написал Дмитрий Шостакович. Но у нас прозвучат два малоизвестных произведения.


Зоя (А.Нешко – М.Румянцева) Хор ВРК, 1943

И опять для того, чтобы познакомить с одной из песен о Зое Косьмодемьянской, которая назыается «Таня» (таковы были позывные героини в отряде), пришлось обратиться к более поздней аудиозаписи.


Таня (Б. Фомин, М. Кримкер, 1942) В. Трошин

И еще одна «партизанская» песня. Она была написана уже после войны — в 1947 году авторами многих военных песен Матвеем Блантером и Михаилом Исаковским. Но созданная на основе реальных событий Великой Отечественной художниками, еще не «отошедшими» от обостренного ее восприятия, достойна считаться «военной».


Партизанка (М. Блантер, сл. М. Исаковский) М. Рейзен, 1947

В военную пору женщины сражались с фашистами будучи снайперами, пулеметчиками, пилотами, разведчиками. Но чаще всего им приходилось служить связистками и медсестрами (или военврачами).


Медсестра Анюта (Ю. Слонов, сл. М. Французов, 1942) В. Нечаев


Сестра (Г. Носов, сл. А. Чуркин) Агитвзвод арм. д. КА, 1942


Две подруги (И. Дунаевский, сл. О. Фадеева, 1944) З. Рождественская, 1949

В 1942 году большой советский поэт Александр Твардовский пишет стихотворение «Письмо к матери» от имени женщины–военврача. Замечательную песню на эти слова стал исполнять знаменитый Русский народный хор имени М. Пятницкого. Она постоянно звучала по радио и в концертах, но уже с 1970-х вдруг неожиданно исчезла из эфира. Возвращаем ее.


Письмо к матери (сл. А. Твардовский) А. Прокошева и хор им. Пятницкого, 1943

Как бы то ни было, но женской долей в годы войны всё же, в основном, оставалась работа и жизнь в тылу. Поэтому письма были той отдушиной, которая позволяла хоть как-то связываться со своими родными, что были на передовой. Фронтовым письмам было посвящено достаточно много песен. Приведем лишь две из них.

Поэтом Иосифом Уткиным за годы войны было написано много стихотворений, ставших в том числе песнями-письмами. В конце 1941 года он пишет «Если будешь ранен». На эти стихи создано около 20 песен, среди них, кстати, пишет свою первую 11-летняя Сашенька Пахмутова, жившая тогда в Бекетовке под Сталинградом.

Самым известным становится произведение, написанное Сигизмундом Кацем. Чуть позже его исполнит и запишет Александр Вертинский, находясь еще в Харбине, но эта запись уж слишком «авторская». Поэтому в нашей публикации прозвучит уже послевоенное исполнение этой очень интересной песни.


Если будешь ранен (С. Кац, сл. И. Уткин, 1941)

Одной из самых популярных песен-писем войны, написанных от имени солдата, стал «Голубой конверт» Юрия Милютина на стихи Владимира Замятина. А самым популярным исполнителем — великий советский тенор Сергей Лемешев.


Голубой конверт (Ю. Милютин, сл. В. Замятин) С. Лемешев, 1942 г

Но больше всего написано в годы войны песен-воспоминаний. И конечно же, они писались и от имени бойцов, и от имени жен, подруг и матерей.


Белым снегом (В. Захаров, слова П. Казьмин) хор им. Пятницкого, 1943


Спит деревушка (Б. Фомин, сл. П. Герман, 1942) Л. Гурченко

Очень примечательна песня «Уралочка» (А. Хачатурян — Г. Славин). В ней немного исподволь затрагивается тема труда женщин в тылу, заменивших мужчин в заводских цехах и на полях колхозов.


Уралочка (А. Хачатурян, сл. Г. Славин) Г.Виноградов, 1943

Очень необычная песня-воспоминание прозвучит сейчас — «Есть на Севере хороший городок». Это очень бодрое, даже жизнерадостное произведение, к слову, задуманное авторами в качестве своеобразного продолжения песен из фильма «Свинарка и пастух». Хренников и Гусев просто попробовали продолжить мысленно кинематографический сюжет, и получилась вот такая песня.


Есть на Севере хороший городок (Т. Хренников, сл. В. Гусев, 1942) КАППСА

С кинематографом связана история создания еще одной песни-воспоминания, которая носит название «Фронтовая песня». Она впервые прозвучала в фильме «Актриса» Леонида Трауберга.


Девушка, помни меня (Фронтовая) (О. Сандлер - Б. Туровский) В. Красовицкая, 1943

И в завершении первой части песенной ретроспективы к празднику 8 марта — замечательный вальс-воспоминание Никиты Богословского на стихи Павла Шубина.


Северный вальс (Н. Богословский, сл. П. Шубин) А.Иванов, Анс. Карел. фр, 1944

В этой песне уже чувствуется ожидание конца войны. Но впереди еще было много военных дорог и женских тревог. Впереди была Победа.

А для вас подготовлено еще несколько тем для рассказа о военных песнях, о которых пойдет речь во второй части публикации.

Читайте также: Для солдата Великой Отечественной войны образ его любимой, но такой далекой в те дни и годы женщины, был крайне важен.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER