Нельзя сказать, что власти в Средней Азии и Казахстане ничего не делают для борьбы с коррупцией, чтобы переломить недоверие граждан к себе. Благо сейчас имеется много инструментов для отслеживания работы властей — и интернет один из них.

Коррупция в Сети и наяву, продажа детей и прячущаяся Bek Air — Средняя Азия за неделю

Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна
Обзор событий в Средней Азии за неделю
Обзор событий в Средней Азии за неделю
Обзор событий в Средней Азии за неделю

Развитие образования

В 2019 году население Узбекистана перевалило за 33 млн. При этом больше половины населения страны — это молодые люди. На фоне этого власти республики начали обращать внимание не только на количество образовательных учреждений, но и на их качество. Для этого задействуются все возможные связи. На этой неделе Белоруссия и Узбекистан утвердили соглашение о взаимном образовании. Теперь студенты могут переводиться между вузами разных стран, дипломы обеих республик буду признаваться и там, и там.

Министерство юстиции Узбекистана планирует внедрять в практику юридические нормы английского права, для этого налаживаются связи с Университетом права Великобритании через МИД. Минобр Узбекистана добивается открытия в Ташкенте филиала университета де Монфорт. Университет готовит студентов по четырем направлениям: гуманитарное, бизнес, науки о жизни, техническое. Также идут переговоры с Манчестерским метрополитен-университетом, университетом Ковентри, университетом в Оксфорде.

Академия наук, используя членство Узбекистана в Тюркском совете, налаживает связи с Азербайджаном, пока тюркский сосед не открывает филиалов своих вузов в Узбекистане. Были обсуждены только культурно-просветительские связи, соседи рассказали об образовательных и грантовых программах в Азербайджане, пригласив молодых узбекских ученых участвовать в них.

Президент Узбекистана проэкзаменовал существующую систему образования в стране и выставил ей двойку. В Ташкентском государственном экономической университете половина сотрудников не прошла аттестацию, будут увольнения. И в других вузах тоже. Президент вопрошал, куда пойдут дети, получившие образование за последние 20 лет в вузах.

Как выпускник одного из узбекских вузов, могу сказать — кто куда. Филологи, на моей памяти, работали программистами, программисты — переводчиками и т. п. Да, исправлять надо многое. В том числе и систему принудительного труда по сбору хлопка. Кстати, президент заявил, что уже два года школьников не отправляют на хлопок. Что ж, осталось не отправлять на хлопок студентов и рабочих, а также предоставить право собирать хлопок хлопкоробам. Есть мнение, что они с этим будут справляться лучше всего.

Один из мощных ударов по образованию — невозможность для узбекской молодежи использовать учебники советского периода. Качество их такое, что до сих пор можно по ним учить базовые дисциплины как по естественным дисциплинам (химия, физика, математика и т. п.), так и по гуманитарным (читать литературные произведения на узбекском языке). Но перевод алфавита на латиницу отрезал узбекскую молодежь от этого источника, а новые учебники выпускаются со скрипом. И в этом своем стремлении узбекская власть удивительно упорна.

На этой неделе при кабмине создана комиссия по употреблению узбекского языка. Задача комиссии — ввод в употребление новых терминов и слов. Остается только пожелать удачи узбекской молодежи в освоении как старых терминов, так и новых. Может быть еще через 30 лет новая терминология будет введена, главное, чтобы та культура, что получил Узбекистан в советское время, а получил он много, не была утеряна окончательно.

Президент обратил внимание на состояние геологии в Узбекистане. Действительно, состояние этой отрасли удручающее, несмотря на то, что, казалось бы, востребованность в ней огромная. Начиная с того, что сам Ташкент находится в геологически очень сложной зоне (чего только стоит ташкентское метро), заканчивая тем, что республика остро нуждается в геологических исследованиях, поиске новых месторождений и анализе состояния старых месторождений. Чего только стоит недавний снос музея геологии в центре Ташкента. Сейчас на его месте элитный жилой комплекс. Институт геологии ютится около академгородка.

Президент решил создать университет геологических наук. Надеюсь, это не станет просто предлогом для раздела остатков имущества существующих учреждений. Новая власть дает для этого больше надежд.

Вообще, если честно, все эти охи и ахи по поводу состояния системы образования и принудительного сбора хлопка население давно воспринимает как популизм. О необходимости улучшать систему образования и важности этой задачи говорится всё постсоветское время. О коррупции, местничестве и клановости Каримов писал еще в своих работах, которые штудировались студентами в 90-х. Воз, по большому счету, и ныне там. Любые подвижки население воспринимает как временные. Таково доверие к власти. И чтобы это переломить, нужно еще лет 30.

Борьба с коррупцией

Нельзя сказать, что власти в Средней Азии и Казахстане ничего не делают, чтобы переломить недоверие граждан к себе. Благо сейчас имеется много инструментов для отслеживания работы властей. Интернет один из них. Так, в Казахстане заявление председателя Фонда социального медицинского страхования Айбатыра Жумагулова о том, что теперь любой казахстанец может пройти МРТ за счет страховки, вызвало живую реакцию в сети. Многие из рядовых граждан как минимум удивились, как максимум обвинили Жумагулова во лжи.

Видимо, мощь интернета еще не оценена чиновниками в полной мере, но вполне вероятно, что скоро будет оценена. Руководитель антикоррупционной службы Казахстана Алик Шпекбаев предложил ввести публичный рейтинг добропорядочности… пока что только государственных учреждений, не самих чиновников. А если граждане станут свидетелями взяткодачи, то могут получить 10% от суммы, если вовремя сообщат в антикоррупционную службу.

В Северо-Казахстанской области сотрудники антикоррупционных служб решили помочь чиновникам измерить глубину брода и провели экскурсию по СИЗО, как сказали правоохранители — для наглядной демонстрации.

Но пока с коррупцией в Казахстане тяжко. Министерство образования вдруг обнаружило, что внешкольные обучающие организации в регионах давно приватизированы. В Алма-Ате главу райсуда взяли под стражу. Верховный суд Казахстана уволил 37 судей по несоответствию своему званию, такого массового увольнения, по словам председателя ВС, никогда не было.

Генеральный директор ТОО «KMG EP-Catering», которая занимается обеспечением питания структур «КазМунайГаз», признан виновным в получении взятки Актауским городским судом. Он приговорен к штрафу в размере 56 млн тенге ($148 тыс.) и пожизненно лишен права занимать должности на государственной службе. По делу о хищениях при строительстве линии для легкорельсового транспорта в Нур-Султане пока никто не арестован, кандидаты на посадку разыскиваются через Интерпол.

Крупнейшая партия Казахстана «Нур Отан» очищает свои ряды, из партии исключено 96 человек, а среди исключенных есть и крупные чиновники.

В соседнем Узбекистане тоже началась острая борьба с коррупционерами. Сразу шесть руководителей министерства транспорта попали под тяжелую руку Фемиды, правда, пока они на свободе и даже не уволены, а переведены в статус и. о. Видимо, это сродни экскурсии в СИЗО.

Тут же обозначилась косность системы сбора хлопка, более 40 чиновников были уволены за… принуждение граждан к сбору хлопка. Среди них руководители администраций районов (хокимы), их замы, директора больниц, школ, банков и т. п. Власти решились допустить в республику из-за границы проверяющих вопросы принуждения к сбору хлопка. В республике работают эмиссары Cotton Campaign.

Большой скандал в системе МВД. В Узбекистане в Кашкадарьинской области в здании РОВД умер задержанный, он обвинялся в краже скота. Вину на себя взял заместитель ОВД, чиновник написал заявление на увольнение, говорит, что совесть не позволила работать дальше. Двое других сотрудников ОВД, которые, видимо, не успели прислушаться к голосу совести, находятся в изоляторе на время следствия.

Вообще ряды МВД власти решили проредить, и начались массовые увольнения. В Узбекистане были уволены чиновники как областных структур, так и столичных. Все чиновники уровня руководителей управлений и замруководителей.

Также идут сигналы из банковской сферы. В Узбекистане ЦБ оштрафовал InFinBank за несправедливые условия кредитного договора, которые банк предлагал своим клиентам. В Казахстане глава Bank RBK просто брал деньги из кассы, пользуясь своим служебным положением. Об этом стало известно уже в зале суда.

Видимо, власти республик задумались о реформировании банковских структур вообще. В Узбекистане сменен глава ЦБ, в Казахстане говорят об оздоровлении банковской сферы, пока за счет «макропрудонценциального», то есть, как я понял, более здравого регулирования системой.

В Киргизии события тоже набирают драматизм. С должности снят государственный обвинитель, попытавшийся облегчить участь находящегося под судом коррупционера.

Заведено уголовное дело на экс-руководителя аппарата президента Киргизии в бытность президентом там Атамбаева.

Вообще судьба бывших президентов республик часто бывает не радужна и, что радует, это не просто борьба за власть, а вполне справедливое возмездие.

Дочь Каримова вполне на себе это ощущает. Несмотря на то, что на этой неделе в Ташкенте Мирзиёев почтил память своего предшественника, Гульнара Каримова продолжает нести ответственность за свои действия в бытность его всесилия. В Великобритании обнаружены активы на сумму около 10 млн фунтов стерлингов. Активы, по мнению следствия, вполне могут принадлежать Каримовой. Эта, казалось бы, нелогичная политика, вполне логична. Как историческая личность Каримов действительно многое сделал… и не сделал. Но как чиновник он и его политика критикуемы, а его дочь, использовавшая служебное положение своего отца в корыстных целях, наказуема.

К счастью или нет, у Каримова не было преемника, которому он мог бы передать власть. А вот у президента Туркмении такой преемник есть. В республике обсуждаются изменения в конституции, которые позволят туркменбаши передать власть своему сыну.

Авиация

Тем временем внимание обращено также и на авиационную отрасль республик. После авиакатастрофы в Казахстане, глава Bek Air скрывается от журналистов и вынужден был просто бежать от них, когда приехал на похороны второго пилота самолета, потерпевшего крушение в декабре месяце. Кто-то ругает журналистов, что выбрали неподходящее место для интервью, а кто-то справедливо говорит, что владелец авиакомпании должен ответить на вопросы людей.

В Узбекистане пошатнулась монополия «УзбекХавоЙуллари» («Узбекские авиалинии»). Компанию начали критиковать как за политику продажи билетов, так и за цены. Президент дал указание снизить цены на авиа и железнодорожные билеты. Хотя руководству «УзбекТемирЙуллари» («Узбекских железных дорог») пока критики не перепадало.

Президент сильно ожидал роста авиаперевозок, для этого режим открытого неба давался четырем городам в республике. Однако роста не произошло. Реформы в авиаотрасли проводятся по рекомендациям МВФ, и это внушает опасения, что пациент будет безвозвратно потерян.

Защита свободы слова

На этой неделе был сделан изящный маневр, благодаря которому теперь помогать свободе слова будет не только государство, но и общественные организации. Глава Агентства информации и массовых коммуникаций Комил Алламжонов и его заместитель Саида Мирзиёева, дочь президента республики, уволились по собственному желанию. А через два дня уже нашли себе новое место работы. Председателем правления Общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа и его заместителем соответственно. По совпадению, вид деятельности, то есть защита свободы слова, остался у бывших чиновников прежним, только теперь они защищают журналистов как общественники. Кажется, свобода слова под надежной защитой.

Снег

Казахстан борется со снегом. В Нур-Султане решили сократить рабочий день. Ситуация на дорогах критическая, введен режим чрезвычайных ситуаций. Водители попадают в плен, но, к счастью, их освобождают. Борьба продолжается. Если на прошлой неделе власти Караганды привлекали общественность для уборки снега, то на этой неделе пошли в ход штрафы домовладельцам и предпринимателям, которые вовремя не убирают снег.

Границы, вода

В региональном масштабе продолжают решаться вопросы демаркации границ. Если Узбекистан уже подписал с Таджикистаном необходимые договоры, то на этой неделе состоялась встреча руководителей Таджикистана и Киргизии.

Узбекистан и Казахстан решают вопросы совместного водопользования. Казахстан заканчивает стадию подготовки проектно-сметной документации для строительства водохранилища на реке Ишим. Строительство там дамбы позволит предотвратить подтопление населенных пунктов в Тюменской области.

Годовщина блокады Ленинграда

На этой неделе во всем мире вспоминали о блокаде Ленинграда и его героических защитниках. В столицах Киргизии и Узбекистана провели специальные мероприятия, где почтили память погибших при прорыве блокады и мирных жителях, погибших вследствие блокады. Надо сказать, что большая часть детей, вывезенных из блокады и эвакуированных в Среднюю Азию, нашли там теплый и сердечный прием.

Вообще Средняя Азия внесла большой вклад в Победу. На фронт отсюда ушли сотни тысяч солдат. Сюда были эвакуированы многие заводы и тут они работали на фронт. Сюда же эвакуировали мирное население и его здесь приняли. Символом такого гостеприимства стал памятник семье Шаахмедова Шамахмудова, не имевшего своих детей, но усыновившего 14 чужих. Памятник ему был установлен в центре Ташкента на площади Дружбы Народов. Правда, в период дерусификации памятник был вынесен на южную окраину Ташкента и вернулся на свое место только в 2019 году.

Подвиг узбекских солдат, попавших в плен к фашистам и убитых в концлагере Амерсфорт, будет запечатлен в кинематографе. В Самарканде съемочная группа совместно с голландскими специалистами ведет работы по созданию фильма.

Культура

Кроме истории, нас объединяет и культура. В Туркмении 1 февраля отмечают 180 лет со дня рождения Чайковского. В столичном драматическом театре был проведен концерт «Русская зима» Государственным симфоническим оркестром Туркмении.

Глава туркменского телеканал Miras лишился работы за то, что мало внимания уделял культуре. В данном случае туркменской.

В Узбекистане также решили поддержать национальную культуру и решили осуществлять государственную поддержку кино о национальной культуре. Также было предложено создать общественные советы по каждому из направлений киноотрасли.

В Таджикистане решили возродить худсоветы. Предупреждая возражения деятелей медиасферы, руководитель управления культуры в администрации Согдийской области Бахтиера Косимова сказала, что «некоторые могут подумать, что это цензура, но это — культура». Может быть, ее в России трудоустроить? Мне кажется, она будет востребована в таком статусе.

Дети

В Киргизии вскрылись факты продажи детей из бедных семей в богатые. В деле замешаны чиновники органов соцзащиты. В Узбекистане всё обошлось без чиновников, молодая мать сама пыталась продать своего грудного ребенка. И была поймана с поличным.

Узбекистан тем временем обсуждает с комиссией ЮНЕСКО подготовку к предстоящему Азиатско-тихоокеанскому региональному форуму по вопросам политики в области воспитания и образования детей младшего возраста. Учитывая, что современная постмодернистская концепция подразумевают не борьбу за семью, а борьбу за ребенка, что легко оборачивается борьбой против семьи, остается надеяться, что современные ювенальные тенденции не уживутся на среднеазиатской земле.

Коронавирус

Продолжается истерия с коронавирусом. Китай оказался фактически в изоляции со стороны среднеазиатских республик. Постоянные авиаперелеты в Китай отменяются, еще удается летать чартерными рейсами. Власти республик пытаются эвакуировать своих граждан из КНР, в основном это удается. На борьбу с коронавирусом выделяются огромные средства.

Инфраструктурные проекты

Медленно, но верно идут работы как по строительству новых инфраструктурных и промышленных объектов, так и по реконструкции старых. Американская компания Epsilon Development Company активно развивает свои проекты на газовых месторождениях в Узбекистане. На этой неделе была запущена добыча на еще одной скважине, круглосуточно ведутся работы по протяжке газовых ниток газопровода СП Чигил — Мубарекский ГПЗ.

Россия не отстает, «Силовые машины» модернизируют Сырдарьинскую ТЭС, а Газпромбанк уже присматривается к месторождению «Мустакилликнинг 25 йиллиги» (25 лет независимости). Надо сказать, что Газпромбанк уже вложил почти миллиард долларов в Узбекистан. Работают и узбекские газовые компании. Компания ERIELL, которой руководит Бахтиер Фазылов, раньше срока запустила добычу на двух скважинах в Кашкадарьинской области.

«Лукойл» идет дальше и уже вкладывается в социальные проекты. Так, в кибрайском районе под Ташкентом компания начала стройку детского сада. Таким образом компания реализует совместный с министерством дошкольного образования Узбекистана проект. В рамках этого проекта будут построены детские сады в Кашкадарьинской и Бухарской областях.

Таджикистан и Узбекистан на этой неделе договорились о строительстве двух ГЭС на реке Зерафшан. Стоимость строительства оценивается в полмиллиарда долларов, они будут вырабатывать для Узбекистана электроэнергию до 1,4 млрд кВт.ч.

Афганистан на этой неделе поблагодарил Узбекистан за участие в реализации инфраструктурных объектов. Казахстан объявил, что планирует начать массовую реконструкцию гидротехнических сооружений, так как старые уже изношены. Планируется отремонтировать около 400 старых гидросооружений, построить 26 новых. Казахстан и Узбекистан договорились о поставках в Узбекистан китайских автомобилей JAC-S3 и JAC-S5 на сумму около $12 млн.

Два огромных по важности и мощи события, произошедшие на этой неделе в Средней Азии — форму ЕАЭС, проведенный Россией в Алма-Ате, и визит госсекретаря США Майка Помпео в Казахстан и Узбекистан и проведенный им саммит в Ташкенте С5+1.

Но, пожалуй, это лучше осветить в отдельной обзорной статье.