«Армия-2017» — сухой остаток: об искусстве войны, шоу и о новых вызовах
Завершился международный военно-технический форум «Армия-2017», проходивший с 22 по 27 августа в парке «Патриот» рядом с подмосковной Кубинкой. И теперь, когда впечатления несколько улеглись, можно попробовать их систематизировать. С каждым годом выставка становится все масштабнее, и интерес к ней тоже возрастает. Общее количество участников форума, согласно данным Минобороны, составило около 700 тысяч человек, в число которых вошли представители 65 делегаций из-за рубежа. Всего «Армию-2017» посетило более 300 иностранных военных.
Вместе с масштабом мероприятия растут и финансовые показатели. В этом году на форуме заключили контрактов на 170 млрд рублей. Это на 30 млрд рублей больше, чем в прошлом, 2016 году. С 17 предприятиями ОПК подписаны 23 госконтракта и 3 соглашения.
На форуме параллельно шли самые разноплановые мероприятия. Тема каждого раскрывалась участниками подробно и широко. И специалисты, и просто интересующиеся военной тематикой могли найти для себя на «Армии-2017» что-то интересное.
В основном экспозиционном здании комплекса «Патриот» в ходе работы выставки были представлены 1209 предприятий и организаций. Они предложили для ознакомления 18 523 экспоната, представляющих разработки и технологии из всех сфер обороны и безопасности, а также связанных с ними отраслей промышленности.
Это беспилотники, военная экипировка для любых родов войск, боевые модули, боеприпасы, патроны самых разных модификаций, передовые образцы стрелкового и иного оружия, боевые машины, виртуальные тренажеры и многое другое.
В 2017 году Министерство обороны, наконец, решило порадовать интересующихся отечественной бронетехникой демонстрацией сразу трех перспективных платформ. На почетном месте у главной площади КВЦ «Патриот» рядом красовались танк Т-14 «Армата», перспективный БТР К-17 «Бумеранг» и тяжелая БМП Б-11 на платформе «Курганец-25». До сих пор будущее отечественного танкостроения можно было наблюдать лишь на Парадах Победы.
Огороженный пятачок с грозной троицей ожидаемо пользовался повышенным вниманием гостей: возле него все время толпились заинтересованные посетители, среди которых присутствовали и иностранные военные чины.
Надо сказать, что Т-14 действительно впечатляет. При взгляде на танк возникают большие сомнения в реальности озвученной в открытых источниках оценки его массы в 48 тонн. Машина явно тяжелее, но, в отличие от сравнимых по размерам танков наших западных «партнеров», она выглядит стремительной и маневренной.
К сожалению, в числе новинок отсутствовал собрат Т-14 — тяжелая БМП на той же «арматовской» платформе — Т-15. На прямой вопрос представитель пресс-службы Министерства обороны ответил, что нам не угодишь: ведь даже выделение танка для показа на форуме согласовали с трудом, поскольку Т-14 активно обкатывается в войсках перед принятием на вооружение — и все машины опытной партии беспрерывно задействованы во всевозможных испытаниях.
Любой внимательный посетитель «Армии-2017», который после просмотра статической части выставки решил ознакомиться с боевыми возможностями наших вооружений на полигоне во время динамического показа, мог воочию наблюдать модульный подход к созданию новой бронетехники.
Так, БТР «Бумеранг» на выставке был представлен со своим штатным боевым модулем — «Бумеранг-БМ» (унифицированным с БМП «Курганец-25»).
А во время показа использовалась машина с модулем «Бережок», разработанным изначально для усиления боевых возможностей старой доброй БМП-2.
Из заметных новинок присутствовали также бронеавтомобиль «Тигр» с дистанционно-управляемым модулем «Арбалет-ДМ», колесное шасси, разрабатываемое в рамках проекта «Платформа-О» и множество различных вариаций двухзвенных тягачей, в том числе арктический двухзвенный вариант комплекса ПВО «Панцирь-СА»
В целом, выставка техники уже традиционно впечатляла как своей обширностью, так и разнообразием представленных экспонатов — от небольших багги до огромной АПУ «Тополь-М».
Немалую часть экспозиции занимали всевозможные беспилотные летательные аппараты самых разных типов и предназначения. Форум дает представление о том, что с помощью беспилотников и роботов уже сегодня можно решать массу специализированных задач, а промышленность охотно откликается на запросы военных, связанные с конкретной проблематикой.
Более того, существует достаточно серьезная конкуренция среди производителей — и Министерство обороны фактически по каждому своему запросу может выбирать лучший образец из нескольких представленных предприятиями-разработчиками. Между тем более широкая проблема замены человека роботом, а также взаимодействия человека и робота на поле боя остается, и армия пока не дает на нее ответа в виде сформулированной концепции.
Есть своя красота в слаженности работы и эффективной простоте наших вооружений. Ее можно было воочию наблюдать в ежедневных динамических показах, где немалая часть представленных на выставке образцов демонстрировала свое предназначение в учебном бою.
Для нас самым запоминающимся эпизодом демонстраций на полигоне Алабино оказалась не работа вертолетов по переднему краю «условного противника»,
не шквальный огонь пары «Градов»
и даже не слаженная атака танкового взвода,
а абсолютно бесшумный выезд в 20 метрах от зрительской трибуны пусковой установки «Искандера-М». В считанные секунды обе ее ракеты оказались приведены в боевое положение.
В этот момент даже неискушенным зрителям на трибуне стало очевидно, кто на самом деле самый грозный участник показа. Произведя должное впечатление, ракетчики также без суеты, но в хорошем темпе, демонстрируя высокую мобильность «Искандера», покинули полигон.
Отдельной и территориально довольно отдаленной от центральной части форума была еще одна новинка мероприятия — выставка, посвященная борьбе с терроризмом в Сирийской Арабской Республике и участию в ней наших вооруженных сил.
Когда мы добрались до павильона и вошли в кажущееся относительно небольшим после огромных выставочных залов помещение, возникла мысль, что выделенные прессе полтора часа — это слишком много, а значит, после ознакомления с экспозицией останется еще масса времени.
Однако выставка оказалась чрезвычайно насыщенной, и главной ее «изюминкой» являлась не только возможность посмотреть на настоящие трофеи, отбитые у боевиков, но и готовность офицеров, каждый из которых уже побывал в командировке в Сирии, рассказать что-то интересное о своем участке экспозиции.
Более подробно о выставке можно прочитать в статье «На форуме «АРМИЯ–2017» показали трофейное оружие из Сирии».
Стоит отметить, что в целом уровень организации был высоким, за исключением ряда недочетов, которые можно объяснить суетой первого дня. С другой стороны, на форуме было большое количество привлеченных волонтеров, которые успешно помогали посетителям ориентироваться на обширном выставочном пространстве.
Между тем на фоне ярких выставок и зрелищных демонстраций в рамках «Армии-2017» проводились десятки круглых столов и научных конференций, где военные специалисты совместно с приглашенными экспертами обсуждали острейшие вопросы военного дела и ВПК.
Всего на форуме было проведено 140 различных научно-деловых мероприятий, конференций и брифингов по 48 тематическим направлениям. В частности, в ходе одной из дискуссий обсуждалась тема современных неклассических войн: социальной, культурной, исторической, экономической и других.
По этой теме хотелось бы отметить доклады экспертов Совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Мусы Хамзатова и Игоря Попова, а также лидера движения «Суть времени» Сергея Кургиняна.
Эксперты аргументированно поясняли, что холодная война 2.0 между Россией и Западом началась — и необходимо перестраивать государственную и общественную систему нашей страны для того, чтобы отражать менее очевидные, чем прямое военное нападение, но не менее сокрушительные атаки на информационном, культурном, социальном, политическом и прочих фронтах.
Не все участники дискуссии согласились с тем, что армии стоит заниматься подобными вопросами и изучать их на научной основе. Тем не менее, сам факт состоявшейся дискуссии говорит о том, что наши военные не находятся целиком в ловушке классического технократического понимания войны, а вполне готовы обсуждать новые подходы и меняться, чтобы успешно отвечать на современные вызовы.
Очень ценным в информационном плане стал проведенный высшим офицерским составом Минобороны круглый стол о военной операции в Сирии, где рассказали об общей ситуации и некоторых нюансах на сирийском фронте с начала операции.
Например, начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Рудской сообщил, что за все время нашей авиацией было проведено более 28 тыс. вылетов и 90 тыс. авиаударов, средняя нагрузка на самолет составляла 3-4 самолетовылета в день, а в особо тяжелые дни — до 6 самолетовылетов в день.
Было заявлено, что за время нашей помощи официальному правительству САР площадь контролируемой сирийскими властями территории увеличилась с 19 до 78 тыс. квадратных километров. Российские войска опробовали в боевых условиях более 200 видов вооружений.
Командующий группировкой войск РФ в Сирийской Арабской Республике генерал-полковник Сергей Суровикин заявил: «С деблокированием Дейр-эз-Зора завершается разгром основной группировки террористов и ликвидация последнего оплота ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ, — прим. ИА Красная Весна) на сирийской земле».
Коснулись также особенностей полученного опыта боевых действий в пустынной, горной и городской местностях. Последнее особенно актуально и важно в современной тактике и стратегии ведения боевых действий.
Генерал-лейтенант Александр Романчук, докладывая по этой теме, рассказал, что для успешного захвата крупного города необходима его полная блокада, нанесение «игольчатых» малых ударов для маскировки главного направления удара и рассечение города на сектора с помощью усиленных штурмовых отрядов.
Кроме того, были представлены некоторые интересные сведения о тактике боевиков: очаговой обороне, тактике «пчелиного роя», которая создает постоянное давление на обороняющуюся сторону и держит ее в напряжении, об эффекте непрерывной атаки за счет хаотичных обстрелов и внезапных нападений небольшими по численности, но хорошо слаженными группами, о широком применении тоннелей, о способности террористов быстро переходить от партизанской тактики к открытым фронтальным наступлениям и обратно.
На круглом столе выступили представители почти всех видов войск, в той или иной степени задействованных в Сирии. Так, например, начальник ракетных войск и артиллерии генерал-лейтенант Михаил Матвеевский поведал о причинах провалов артиллерии САР.
Оказывается, до того, как наши военные стали обучать сирийских военнослужащих, те предпочитали бить по врагу только прямой наводкой, задействовали в качестве разведки лишь обычные оптические средства, а самоходные артиллерийские установки использовали как танки.
Начальник инженерных войск генерал-лейтенант Юрий Ставицкий рассказывал о проведенных операциях по разминированию, а также о подготовке кадров для инженерных подразделений сирийской армии. Так, обучение уже прошли 480 сирийских военнослужащих, и еще 80 человек сейчас проходят подготовку.
В завершение стоит отметить, что на форуме было много техники, оружия и новинок. О том, что армия научилась грамотно и интересно демонстрировать свои достижения, свидетельствуют как экспозиция, стенды ВПК, динамические показы, так и иностранные делегации, и количество СМИ.
Круглые столы и деловая программа явно говорят о том, что армия ищет ответ на вопрос, в каком направлении ей двигаться. И ответ этот лежит далеко за пределами свойственного ей технократизма.
Судя по всему, для того, чтобы ответить на вызовы современности, армии придется выйти за рамки традиционных военных областей знаний. Насколько эффективно это смогут сделать сегодняшние высокие военные чины — вопрос открытый, но форум показал, что он может стать подходящей площадкой для поиска нового пути и начала изменений.