Достижение целостности, от потери которой, как говорил Юнг, так мучается Запад, нью-эйдж подменяет возвратом к состояниям первичной нерасчлененности. Практикуя концентрацию на ощущениях настоящего момента с игнорированием рефлексии, он фактически работает на укрепление эгоцентричности, приглушение ответственности и, по существу, на усыпление совести

Троянский конь культурной свободы. Часть XIV. Альтернативная духовность для усыпления совести

Основатели Института Эсален Майкл Мерфи и Дик Прайс. 1981
Основатели Института Эсален Майкл Мерфи и Дик Прайс. 1981

Продолжение. Начало в № 439–441, 444, 445, 447, 452, 454, 456, 459, 472, 476, 498, 521

Хакслианство оказало не только общее влияние на контркультуру, но и стало одной из смысловых опор важнейшего идеологического центра нью-эйджа — Института Эсален. Этот институт был основан в 1962 году в Биг-Суре на океанском побережье Калифорнии, где когда-то жило одноименное племя индейцев. Его создателями были американские психологи, выпускники Стэнфорда Майкл Мерфи и Ричард Прайс — последователи «Движения за развитие человеческого потенциала» (Human Potential Movement), возникшего еще в 1940-е годы на основе идей Хаксли и методик группового тренинга немецко-американского психолога Курта Левина (1890–1947). В формировании подходов института большую роль сыграла также концепция личностного роста А. Маслоу и К. Роджерса.

Эсален стал лабораторией по стыковке восточных учений с западными психологическими методиками и быстро приобрел широкую известность. Его стали активно раскручивать самые разные СМИ: телевидение, радио, журналы Life, Time, Look, Holiday, Newsweek, Ramparts и др. Преподаватели американских вузов рекомендовали студентам его книги и методики. На пике его влияния в 1970-е годы в США действовало уже около сотни аналогичных центров («малых Эсаленов»).

Эсален обильно финансировал и поддерживал до своей смерти в 2004 году Лоранс Рокфеллер, брат Нельсона и Дэвида Рокфеллеров. Кстати, он же финансировал три другие организации, имевшие непосредственную связь с Эсаленом: Центр Дзен в Сан Франциско, Ассоциацию Линдисфарн, занимавшуюся изучением и распространением эзотерических традиций, и Калифорнийский институт интегральных исследований, о котором мы упоминали в прошлом выпуске в связи с исследованиями галлюциногенов.

В разное время в Эсалене преподавали такие знаменитости, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Беррес Скиннер, Тимоти Лири, Гордон Уассон, Альберт Хофман, Кен Кизи, Питер Маттиссен, Карлос Кастанеда, Станислав Гроф, Рэй Брэдбери, Теренс Маккенна и многие другие. Разумеется, к списку нужно добавить сооснователей Института Олдоса Хаксли и Алана Уотса. В Эсален приезжали чуть ли не все звезды Голливуда шестидесятых, а также Рави Шанкар, Джордж Харрисон, Боб Дилан и другие культовые фигуры музыкальной сцены.

Изображение: (cc) Callaban
Вид на институт Эсален в Биг-Суре на океанском побережье
Вид на институт Эсален в Биг-Суре на океанском побережье

Одним из основополагающих принципов идеологии Эсалена был принцип «духовной инклюзивности». Американский религиовед Джеффри Крайпл, автор книги «Эсален: Америка и религия без религии» (2007) называет это также «религией всех религий». Как выразился однажды Аллен Гинзберг, будучи в Эсалене, «одно таинство не хуже другого, если оно работает!» Эсаленский эклектизм дошел до того, что каждый посетитель мог составить собственную комбинацию духовных и телесных упражнений. Так, в книге «Американская душевная лихорадка: Институт Эсален и возникновение духовной привилегии» (2012) профессора Орегонского университета Мэрион Гольдман автор приводит пример посетителя, выбравшего «дзен-медитацию, тай-чи, игру на африканских барабанах и григорианское пение».

Но практика такой культурной свободы в Эсалене распространялась не только на чисто духовные и философские материи. Как пишет Гольдман, вскоре после основания Институт «стал Меккой для преуспевающих искателей содержательного религиозного опыта, эмоционального катарсиса и сексуальных приключений». Далее она уточняет, что в Эсалене обычным делом были «обнаженный массаж, групповой секс и психоделические трипы». Показательно, что хоть автор и декларирует, что цель Института — «способствовать полному развитию разума, тела, духа и психики каждого человека», книга всё-таки насквозь пронизана утверждением привилегированного статуса эсаленской публики.

Кстати, касательно психоделиков, которые были неотъемлемой частью эсаленской «духовности», у Хаксли в 1950-е годы случилась размолвка со Свами Прабхаванандой, который считал, что они не имеют ничего общего с высокой индийской духовностью.

В середине 1950-х годов основатель Эсалена Майкл Мерфи провел почти полтора года в ашраме Шри Ауробиндо (1872–1950), руководимом его духовной сподвижницей Миррой Альфассой (адепты называли ее «Матерью»). Ауробиндо — создатель интегральной йоги и один из крупнейших деятелей, соединивших индийскую традицию с западной мыслью, — был культовой фигурой для нью-эйджа. Однако Мерфи не понравился аскетизм жизни в ашраме и авторитарный стиль руководства «Матери». Свою религиозную жизнь он не представлял без «участия во многих светских удовольствиях», что затем и реализовал в Эсалене. При этом, как пишет Гольдман, он «преобразовал туманную индийскую философию Ауробиндо в американизированный подход к личностному росту и духовной самореализации».

Об Эсалене можно сказать еще много интересного, но мы к сказанному добавим лишь два сюжета: связь института с Кремниевой долиной и его участие в разрушении СССР.

Эсален находится примерно в двухстах километрах от Кремниевой долины. Начиная с семидесятых годов он всё больше привлекает работников цифровой индустрии в качестве релаксационного и идеологического центра. Нью-эйдж вообще оказался чрезвычайно созвучным хай-теку. Адептами восточных учений являются многие высшие представители последнего. Стив Джобс, Ларри Пейдж и Марк Цукерберг, например, активно посещали SFZC и ездили в индийские ашрамы «за смыслами».

Об Эсалене как о своего рода санатории для работников предприятий Кремниевой долины пресса особенно активно заговорила после 2015 года, когда членом совета попечителей института стал топ-менеджер из компании Google Бен Таубер. С тех пор сессии для руководителей хай-тека стали в институте отдельной статьей дохода. Сам же Таубер после своего назначения заявил, что «в Кремниевой долине у людей зарождается осознание того, что их обычный успех не обязательно делает мир лучше» и что на вопрос «правильно ли они поступают по отношению к человечеству», «мы можем ответить только за закрытыми дверями».

Сказанное дополним словами одного из сотрудников института, процитированными в журнале The New Yorker (статья Эндрю Маранца от 19.08.2019): «[Эсален] — это диаспора, путеводный свет из нашей коллективной тьмы, стрелка, указывающая нам на наилучший способ быть полноценными людьми [to be fully human]».

Изображение: sfzc.org
Центр Дзен в Сан-Франциско
Центр Дзен в Сан-Франциско

Обратим внимание, что основополагающий эсаленский дискурс о психоделическом «расширении сознания» (см. часть XIII нашего цикла) вплотную соприкасается с трансгуманистическим дискурсом о «расширении» человека. Между ними практически невозможно провести четкого разграничения. С учетом этого, а также с учетом привилегированного статуса, которым наделяет себя и своих посетителей институт, можно представить, о чем говорят за закрытыми дверями «полноценные люди»: как пишет Э. Маранц, ссылаясь на некоего инсайдера из Эсалена, «о многом из того, что они делают, вы узнаете лишь годы спустя, в учебниках истории».

Интересно, что в качестве примера такой закулисной работы автор статьи приводит участие Эсалена в событиях перестройки. По инициативе Мерфи и его жены в 1980 году Эсаленом была запущена программа советско-американского обмена. Вот что о ней пишет The New Yorker: «[программа] организовывала встречи между американскими астронавтами и российскими космонавтами, а также между агентами ЦРУ и КГБ. Большинство этих встреч проводилось втайне; многие из них включали прогулки на природе и межкультурное купание в горячих источниках». Предперестроечные телемосты 1980-х годов и поездка Ельцина в США в 1989 году организовывались в рамках этой же программы.

Ранее в семидесятые годы Мерфи посещал СССР, где к своему удивлению обнаружил, что многие ученые и гуманитарии живо интересовались «скрытыми человеческими ресурсами», йогой, теософией, экстрасенсорными явлениями и другими проблемами, которые можно было легко связать с эсаленской тематикой. Таким образом, с советскими учеными имелись конкретные точки соприкосновения. Оставалось лишь добавить нужное количество манипуляций понятиями и соблазна «свободой».

С Эсаленом связана также еще одна важнейшая составляющая нью-эйджа: неошаманизм и неоархаика. Как пишет М. Гольдман, «магия и религия представляют одно и то же в институте». Однако, поскольку эта тема является неотъемлемой частью психоделического движения, мы здесь не будем на ней задерживаться, а отошлем читателя к XIII части цикла.

В истории внедрения восточных учений на Западе был еще один сравнительно малоизвестный, но знаменательный эпизод, о котором стоит рассказать. Речь идет о путешествии британского писателя Артура Кёстлера в Индию и Японию в конце 1958 — начале 1959 года, результатом которого стала его книга «Лотос и робот» (1960) о восточном мистицизме и религиях.

Дело в том, что Кёстлер пришел к крайне критическим выводам в отношении буддизма, индуизма и их западных модификаций. В своей книге он писал, что эти учения сегодня пребывают в состоянии вырождения и не могут принести ничего хорошего европейской культуре. Что йога в пределе есть гимн Танатосу и что ее практика направлена на то, чтобы «все телесные рефлексы, направленные на выживание, были вырваны из службы Эросу и поставлены на службу Танатоса». Что, обращаясь к Востоку, Запад лишь сменит «высокомерие рационализма» на «высокомерие иррациональности» и «безразличие йога к человеческим страданиям».

Артур Кёстлер
Артур Кёстлер

Напомним, что Кёстлер был одним из видных членов Конгресса за свободу культуры (КСК), созданного в 1950 году при тайном финансировании ЦРУ в целях ведения холодной войны в сфере культуры. Несколько глав из «Лотоса и робота» Кёстлер опубликовал в журнале КСК Encounter в августе и октябре 1960 года. После этого на страницах журнала завязалась полемика, к которой подключился и Карл Густав Юнг.

Юнг уже тридцать лет как изучал восточные доктрины и многое из них впитал. Он был активным участником международного интеллектуального клуба «Эранос» с момента его основания в 1933 году британским теософом Ольгой Фребе-Каптейн. Осью деятельности «Эраноса» было именно сравнительное рассмотрение восточной и западной духовности, мистики и мифологии.

Что же говорилось в письме Юнга, напечатанном в феврале 1961 года? В письме говорилось, что Юнг «в основном полностью согласен с довольно неблагоприятным мнением Кёстлера». Психолог также указывал, что «тайная страсть, благодаря которой дзен и другие духовные техники остаются живыми на протяжении веков, связана с исконным опытом целостности, возможно, самым важным и уникальным из всех духовных переживаний» и что Запад пытается перенять восточные учения потому, что он «лишил себя своих собственных исконных иррациональных методов, но продолжает остро в них нуждаться, поскольку рационализм может только подавить, но не облегчить его внутреннюю жизнь».

Сам Кëстлер же, отвечая на обвинения в непонимании изысков дзена, в том же номере писал: «В средневековой Японии, а ранее в Китае, дзен выполнял жизненно важную функцию как намеренно аморальное и нелогичное противоядие против суровости иерархичного, зажатого, мнительного общества. <…> В той форме, в которой его преподают и практикуют сегодня, дзен — это интеллектуальный и моральный нигилизм. Первым он является потому, что акцент делается не на сочетании интуиции с разумом, а на кастрировании разума. Вторым — потому, что его моральная отстраненность выродилась в благодушие по отношению к злу и соучастие с ним».

Кёстлер был ярым антисоветчиком-троцкистом и одним из главных идеологов «культурной свободы», однако в момент, когда нарождающийся нью-эйдж стал серьезно угрожать классическим ценностным и культурным установкам модерна, он встал на защиту последних. Публикация «Лотоса и робота» и дискуссии по нему в журнале, который фактически являлся идеологической площадкой ЦРУ, — еще одно свидетельство противоборства внутри самой западной элиты между силами, сделавшими ставку на постмодерн с его мультикультурализмом, потребительством (во всех сферах, включая духовность) и полным размыванием моральных критериев, и силами, не готовыми к подобному повороту.

Что касается отношения между постмодерном и нью-эйджем, о близости между ними высказывались несколько авторов. Сошлемся в первую очередь на британского социолога и антрополога Пола Хиласа (Paul Heelas), автора книги The New Age Movement (1996). Хилас утверждает, что нью-эйдж не является постмодерном, но, в то же время, он выявляет целый ряд ключевых характеристик, которые они разделяют. Это такие черты, как смешение категорий высокого и низкого, крайний индивидуализм, потребительство, релятивизм и плюрализм (в культуре, морали, вероисповедании и т. д.).

Для нью-эйджа и вестернизированной восточной духовности типичны также установки на гедонизм, отключение разума и иммедиатизм (от англ. immediate — немедленный, непосредственный).

Гедонизмом пропитано всё «Движение за развитие человеческого потенциала». Само понятие самоактуализации личности, а также пирамида Маслоу, основанная на иерархии потребностей, уже подразумевают в качестве цели жизни достижение «счастья» как личностного удовлетворения. Причем эта цель не увязывается с какими-либо коллективными задачами или решением межличностных проблем. Наоборот, она направлена на повышение индивидуальной эффективности в условиях конкуренции за «успешность» в профессиональной и частной жизни. Такой же индивидуализм подразумевают медитативные практики нью-эйджа, которые ориентированы скорее на вытеснение проблем и отстранение от трудностей, чем на их решение.

О неприязни нью-эйджа к разуму можно привести десятки цитат. Например, известность приобрел афоризм одного из ведущих сотрудников Эсалена, основоположника гештальт-терапии Фрица Перлза: «Потеряй рассудок и приди в себя». Именно это и назвал Кёстлер «кастрацией разума». Mindfulness («осознанность»), которая является одним из центральных понятий в медитативных практиках нью-эйджа, означает концентрацию на ощущениях и переживаниях настоящего момента с игнорированием рефлексии. Но фактически такого рода отрешение оказывается направленным на укрепление эгоцентричности, приглушение ответственности и по существу на усыпление совести.

Американский религиовед, профессор Мичиганского университета Артур Верслуис ввел специальное понятие для описания установки на сиюминутный опыт — «иммедиатизм». Иммедиатизм подразумевает возможность немедленного и непосредственного (без посредников и специальных тренировок) достижения некой самореализации здесь и сейчас — духовного «просветления» (enlightenment).

При этом Верслуис в своих работах (см., например, его книгу «Американские гуру. От американского трансцендентализма к религии нью-эйдж», 2014) находит корни иммедиатизма в древних западных языческих религиях. Он относит к его предтечам гностическую традицию и вообще весь западный мистицизм. Но иммедиатизм, оформившийся в контексте контркультуры, отличается тем, что объявляет духовное «просветление» доступным любому человеку, а не только избранным, прошедшим через инициацию или посвящение.

Отметим также, что Верслуис причисляет к иммедиатизму весь «духовный анархизм» эпохи контркультуры. В него входит, например, такое течение оккультизма, как «Магия хаоса» (хаосизм). И одновременно он находит близость между иммедиатизмом и примордиалистско-традиционалистской метафизикой.

Фактически иммедиатизм не признаёт стрелу времени. Игнорируя развитие человека и человечества в целом, он призывает лишь к «самореализации» отдельного индивида. Сосредоточение на сиюминутном, на «здесь и сейчас», оправдывает и освящает отсечение человека от прошлого, как чего-то, что необходимо осмысливать, и будущего, как чего-то, что необходимо проектировать и создавать. Достижение целостности, от потери которой, как говорил Юнг, так мучается Запад, подменяется возвратом к состояниям первичной нерасчлененности. Вместо синтеза и высшей интеграции чувства и интеллекта, страсти и воли, мысли и интуиции, предлагается «просветление» через отказ от ответственности, от истории, от сложности.

(Продолжение следует.)