В Кремле заявили, что ничего нового из документов они не узнали, но при этом указали на одно важное обстоятельство

«Проект Пандора» — борьба с коррупцией или провокация?

Данте Габриэль Чарльз Россетти. Пандора. 1871
Данте Габриэль Чарльз Россетти. Пандора. 1871
Данте Габриэль Чарльз Россетти. Пандора. 1871

3 октября десятки мировых СМИ синхронно опубликовали компрометирующие материалы, так или иначе завязанные на высокопоставленных политиков различных стран, включая президентов и премьер-министров. Публикации осуществлялись в рамках «Проекта Пандора» и содержали документы, якобы раскрывающие нюансы финансовых операций с использованием офшорных компаний.

Среди упомянутых лиц — три президента латиноамериканских стран (Чили, Эквадора и Доминиканской республики), бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, действующие президенты Черногории, Украины, Азербайджана, Кипра, король Иордании, несколько глав стран Африки. Также в поле зрения журналистов попали крупные бизнесмены и влиятельные фигуры, причастные к политике.

Например, досталось британскому бизнесмену Мохамеду Амерси, участвовавшему в предвыборной кампании действующего премьер-министра Бориса Джонсона, одному из самых крупных спонсоров Консервативной партии Великобритании. Написали журналисты и о нескольких министрах, например, о министре связи и транспорта Мексики.

У журналистов оказались приватные данные и на простых граждан. Например, журналисты сообщили, что среди документов есть данные об офшорных фирмах по меньшей мере 3000 граждан Мексики и 40 тысяч австралийцев, включая двух семилетних близнецов.

За расследованием стоит Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), объединяющий более 600 журналистов из 150 различных СМИ, а за консорциумом — финансовый магнат Джордж Сорос. В распоряжении ICIJ были 11,9 млн файлов с документами. Всего под «огонь» прессы попали 35 мировых лидеров, более 300 других государственных деятелей и чиновников.

Россия оказалась на втором месте после Украины по числу политиков, на которых журналистам удалось накопать «офшорный компромат». Таковых в РФ нашлось 19 человек (на Украине — 38).

В частности, в поле зрения журналистов попал бывший член Совета Федерации РФ Леонид Лебедев, которого журналисты-расследователи обвинили в сокрытии активов при помощи фирмы, основанной президентом Кипра Никосом Анастасиадисом. В фирме «Анастасиадис и партнеры» категорически открестились от каких-либо правонарушений.

Среди фигурантов досье также — бывший вице-президент компании «Лукойл» Виктор Федотов, который сейчас живет в Великобритании. Его обвинили в тайных сделках и мошенничестве в России через подставные офшорные фирмы. Адвокаты Федотова отрицают незаконность сделок. Кстати, Федотов является одним из спонсоров Консервативной партии Великобритании.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, про которого сообщили, что он участвовал в сделке по покупке 39 кинотеатров через офшоры, заявил, что не нарушал и не собирается нарушать никаких законов.

В целом в России отнеслись к публикациям весьма скептически. В Кремле заявили, что ничего нового из документов они не узнали, но при этом указали на одно важное обстоятельство, открывшееся из расследования: что «главной налоговой лакуной» в мире являются США.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также обратил внимание, что достоверность информации вызывает сомнение, поскольку про журналистов не известно, «откуда они берут информацию, как они берут информацию».

Офшорные компании могут быть использованы в незаконных целях, например, с целью сокрытия доходов и ухода от налогов. Правда, в ряде случаев, о которых сообщают журналисты, уже были проведены расследования, закончившиеся ничем.

Так, в случае с собственностью, якобы принадлежавшей членам семьи президента Азербайджана Ильхама Алиева и приобретенной представителями британской королевы, расследование проводилось покупателями, которые не установили тогда ничего крамольного. А ранее к расследованию коррупции в Азербайджане призывали депутаты Европарламента, в 2015 году давшие исполнительной власти ЕС наказ провести такое расследование.

Отвергли обвинения и в Чили, где заявили, что в отношении упомянутого в «Проекте Пандоры» участия президента в продаже рудника Dominga в 2017 году проводилось расследование, установившее невиновность Себастьяна Пинеры.

Доктор общественно-политических наук, доцент университета Хельсинки Йохан Бекман убежден, что речь идет о международной провокации нового типа, причем данные, лежащие в основе расследований, не проверяемы. Но даже если информация из них подтвердится, это не обязательно приведет к скандалу.

«Офшоры — это законные юридические зоны налогового планирования. Им десятки лет. Они были и будут. Всё равно что сказать, что у человека есть банковский счет. Неясно, в чем суть „новости“. Считаю, что это попытка отвлечь нас с вами от более насущных проблем, в том числе экономических», — заявил ученый.

Читайте также: «Документы Пандоры» перекрыли скандал с «Панамскими документами»