Кроме решения социально-экономических проблем у людей есть запрос услышать что-то о более фундаментальных и важных вещах, об историческом будущем страны

Только спасая свой народ, молдавская оппозиция может спасти себя. Мнение

Дэвид Робертс. Осада Иерусалима римлянами в 70 году. 1850 год
Дэвид Робертс. Осада Иерусалима римлянами в 70 году. 1850 год
Дэвид Робертс. Осада Иерусалима римлянами в 70 году. 1850 год

На днях Бывший президент Молдавии Игорь Додон в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал, как можно победить режим президента Майи Санду. Он заявил, что нужно объединить усилия левых и правых оппозиционных сил, поднять протестный потенциал и добиться досрочных парламентских выборов.

Сейчас 63 мандата из 101 в молдавском парламенте занимает пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS). Это количество мандатов позволяет им принимать решения, не обращая внимания на мнение парламентской оппозиции. В частности, PAS бесконечно продлевает в стране режим чрезвычайного положения. Желание Додона и других оппозиционных партий провести досрочные выборы понятно, они хотят лишить PAS парламентского большинства. Однако почему партия президента Молдавии Майи Санду должна согласиться на досрочные выборы, остается загадкой, тем более что во время действия режима ЧП проводить выборы нельзя.

Если технический вопрос о назначении досрочных парламентских выборов еще можно решить, то как оппозиция будет решать проблему с наблюдателями в избирательных участках в странах ЕС и США? На прошлых президентских и парламентских выборах Санду и PAS там получили более 200 тыс. голосов, что позволило им выиграть. Внутри Молдавии по количеству голосов Санду проиграла Додону, а PAS не взяла бы большинство мандатов в парламенте.

Всей оппозиции понятно, что выборы в ЕС были сфальсифицированы, потому что средняя явка граждан Молдавии в западных странах всегда составляла от 15 до 25 тыс. человек. Однако Додон на президентских выборах и Блок коммунистов и социалистов на парламентских выборах не выразили свое негодование фальсификации и молча приняли этот наглый обман, сдав свои позиции без боя. Очевидно, что Санду и ее свору прикрывали послы США и ЕС в Молдавии, а социалисты и коммунисты не рискнули пойти на конфликт с ними.

Следующая серьезная проблема всей молдавской оппозиции заключается в том, что она ничего принципиального нового не предлагает своему народу. Оппозиция не выходит за рамки бытовых и социальных проблем. Конечно, эти проблемы важны, население они волнуют, но кроме решения социально-экономических проблем у людей есть запрос услышать что-то о более фундаментальных и важных вещах, об историческом будущем страны.

Сейчас население находится в состоянии политической апатии, потому что оно разочаровано во всех и не верит больше никаким политическим силам. Политический класс развратил население Молдавии тем, что 30 лет подряд прививал ему иждивенческую идеологию, что самим молдаванам ничего делать особо не нужно, просто надо немного подождать и придут добрые европейские дяди, которые построят в Молдавии европейское счастье, осыпят дарами и деньгами, вот тогда все заживут богато и счастливо.

Следует отметить, на данный момент Партия социалистов — это самая крупная оппозиционная партия, однако некоторые молдавские эксперты считают, что она исторически изжила себя и в следующем парламенте ее не будет. Отсюда вопрос — что левая оппозиция может предложить народу такого, что не сможет предложить правящая партия PAS и правые? На данный момент таких предложений ни от какой левой оппозиционной партии нет.

В чем главное отличие досрочных выборов в парламент в предыдущие годы от сегодняшнего дня? Фундаментальное отличие — это событие 24 февраля 2022 года. Мир изменился, и изменилась Молдавия. Создается впечатление, что оппозиция не поняла, что живет в новой политической реальности, что старые правила и политические законы больше не работают. Это своими действиями показала президент республики Майя Санду, грубо нарушив законы, она устроила в стране диктатуру, подмяв под себя все ветви власти.

Запад дал Молдавии статус кандидата на вступление в Евросоюз не для того, чтобы через год-другой пришла оппозиция и свернула с украинского курса республики на отстаивание национальных интересов. Молдавию пригласили за европейский стол не как равноправного сотрапезника, а как еду. Молдавию искусственно разоряют, чтобы купить ее за бесценок. Кроме того, Молдавии дали этот статус для того, чтобы не дать республике повернуться в сторону России, потому что население республики нужно для участия в конфликте с Россией. Мы это видим на примерах Украины и Грузии.

В Молдавии должны принять, что проект Европы от Лиссабона до Владивостока не состоялся, он закрыт. Страны СНГ больше не смогут сидеть на двух стульях — жить за счет России и вступать в антироссийский альянс с Западом. Этого уже не позволит ни Россия, ни Запад. Пришло время определяться, с кем Молдавия дальше будет строить плотные союзнические отношения, от этого будет зависеть судьба и жизнь молдавского народа.

Досрочные парламентские выборы будут иметь смысл и шансы на успех для оппозиции, если она перейдет в общении с нардом с мещанского языка на язык истории. Ведь по большому счету сейчас стоит вопрос не о благополучии или геополитической ориентации жителей республики, а о том, быть или не быть молдавскому народу, сохранится ли он как нация.