Улицам города решили «вернуть» неисторические названия. Скандал в Тарусе
Мнением о ситуации, возникшей в результате решения властей о переименовании советских названий 15 улиц и главной площади в Тарусе в Калужской области, поделился с ИА Красная Весна писатель, историк, почетный гражданин Тарусского района Михеенков Сергей Егорович.
Сергей Егорович является биографом маршалов Советского Союза Г. К. Жукова, И. С. Конева и К. К. Рокоссовского. Его книги вышли в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Он автор многих краеведческих исследований о Тарусе, тарусских князьях, писателях и художниках, прославлявших Тарусу.
Скандал в Тарусе
Наблюдаю за скандалом, который на днях разразился в нашей «маленькой милой Тарусе» по теме переименования улиц.
Депутаты городской думы шестью голосами из десяти приняли «историческое решение»: «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию». Бог с ними, со стилистическими погрешностями названия, но смысл и подоплёка!..»
Потом, когда начались разборки, депутаты пояснили, что они-де возвращали «старинному русскому городу исторические названия улиц». Но почему тогда так и не назвать решение: «О возвращении исторических названий…».
Некоторые названия действительно надо бы вернуть. Я не хотел бы жить на ул. Урицкого. Или Каляева. Да и Коминтерн в Тарусе выглядит чуждо. Тем более что есть народные названия. К примеру, ул. Карла Либкнехта, где жил в 50-е годы поэт Николай Заболоцкий и где установлена мемориальная доска на одном из домов, всегда называли Даниловкой. Ул. Розы Люксембург (бывшая Кладбищенская) можно бы поименовать улицей Доктора Петрова. Здесь стоят трехэтажные корпуса районной больницы, которую в 70-е годы строил Владимир Николаевич Петров. Теперь его нет. Но добрая память о нем в Тарусе жива. Это — яркое явление новой истории советского периода. Именно доктора Петровы вытаскивали из бараков наше здравоохранение в новые благоустроенные здания. Всегда, когда он отвечал по телефону или знакомился, говорил: «Доктор Петров».
Но все изменения в названиях улиц, конечно же, необходимо делать после консультаций с жителями, гражданами города. Согласны ли они на те или иные изменения. И только потом выносить решение. И — по каждой улице отдельно.
Когда-то большевики чохом поменяли названия улиц, городов, деревень. А теперь новые большевики с тем же азартом по тому же лекалу бросились «улучшать» нашу историю.
Кстати, тарусские депутаты обманули своих избирателей. Они заявили, что изменения коснулись только исторической части, но это неправда. В Тарусе есть ул. Нерезова. Пётр Нерезов — друг и соратник Александра Фадеева. Они воевали в одном отряде на Дальнем Востоке, дрались с японцами. В одном из боев Нерезов был тяжело ранен и контужен. После излечения приехал по приглашению друга в Москву, а потом — в Тарусу, первым секретарем райкома ВКП(б). Мы всегда желаем себе просвещенного, умного и энергичного руководителя. Так вот, Пётр Нерезов был именно таким. При нем и город, и район процветали. В городе был каток с электрическим освещением. Восстановлен конезавод и построен ипподром. Строились дороги, мосты. Такого эффективного менеджера на тарусской земле с тех пор не было! В 38-м году Нерезова арестовали и расстреляли в Тульской тюрьме по делу командира партизанского отряда. Командир был из бывших офицеров.
Любопытно и то, как бюджетные патриоты в один миг сомкнулись с либералами и белоленточниками. Им бы и памятник Ленину работы скульптора Бондаренко спихнуть в Оку… А между тем это единственный памятник в Тарусе, который выдерживает все художественные и эстетические требования. Кого-то удручает образ?
Ленин создал государство СССР. Прекратил резню на окраинах, замирил буйных силою.
Новая революция конца прошлого века разорила нашу страну, оторвала Украину, Казахстан и многие казачьи земли, Прибалтику, Белоруссию, Закавказье. Сейчас там, на оторванных кусках, вспыхнула новая резня. Так кто был большим людоедом в нашей истории?
Так что Торговую площадь можно и вернуть в географию Тарусы, а ул. Ленина не трогать. Тем более, что историческое название ее другое, а не Калужская, как решили депутаты.
Как я понял, решение принято еще и без исторической экспертизы. Во всяком случае мне, как автору многих историко-краеведческих книг о Тарусе, никто даже не позвонил.
Многие нынешние ошибки и просчеты проистекают от непрофессионализма. И если раньше непрофессиональные решения были смешны и нелепы, то теперь они воинственны и приносят людям немало бед.