Создается впечатление, что леволиберальные активисты предпринимают усилия для подрыва не только музыкальной теории, а самой классической музыки как области высокой культуры

Как на Западе освобождают музыку от «рабского прошлого»

Жорж де Латур. Драка музыкантов. 1625–1630
Жорж де Латур. Драка музыкантов. 1625–1630

В последние несколько лет учащаются атаки на прежде казавшиеся незыблемыми столпы западной культуры. Вслед за призывами исключить из процесса обучения Шекспира звучат подобные призывы в отношении классической музыки.

Причем страсти бурлят не только вокруг репертуара филармоний и опер, но и вокруг такой, казалось бы, аполитичной и интересной только специалистам, сферы, как теория музыки. Так, британское издание The Telegraph в своей статье от 27 марта 2021 года сообщало, что оксфордские профессора при поддержке студентов-активистов решили «деколонизировать» процесс обучения музыке.

Существующий образовательный процесс, по мнению профессоров Оксфорда, сфокусирован на «белой европейской музыке времен рабства», «недостаточно инклюзивен» и «сложен для некоторых студентов». Изучение произведений Баха, Моцарта и Бетховена, дирижирование, а также обучение игре на клавишных инструментах были объявлены «пособничеством превосходству белых». Даже сама музыкальная нотация и связанная с нею музыкальная теория попали под раздачу как «колониальная репрезентативная система».

Читайте также: Зачем критическая расовая теория атаковала Шекспира и Моцарта? Мнение

Что предлагается взамен? Взамен профессора предлагают включить в образовательный процесс курсы по изучению «африканской музыки», «мировой музыки», а также «поп-музыки». Является ли описанная выше попытка «деколонизировать» музыку лишь поверхностной данью текущей конъюнктуре (популярностью движения Black Lives Matter и пр.), или всё гораздо серьезнее? Присмотримся к этому процессу более пристально.

В сентябре 2020 года на YouTube-канале Адама Нили вышел ролик под названием «Музыкальная теория и превосходство белых», который на момент написания этой статьи имеет 1,3 миллиона просмотров. Адам Нили, выпускник Музыкального колледжа Беркли в США, на данный момент является крупнейшим по числу подписчиков (1,38 млн) ютубером, который обсуждает вопросы теории музыки.

Необходимо подчеркнуть, что колледж Беркли специализируется на новейших неакадемических музыкальных направлениях, в числе которых джаз, киномузыка и авторская песня. В 1999 году в программу обучения добавили также хип-хоп. Среди известных выпускников колледжа гитаристы-виртуозы Стив Вай (Steve Vai), Эл Ди Меола (Al Di Meola), группа Dream Theater и др. Таким образом, Адам Нили смотрит на теорию музыки преимущественно с позиций джазового музыканта.

Для читателя, не знакомого с вопросом, необходимо отметить, что теория музыки, практикуемая в области джаза, существенно отличается от классической теории. В частности, «джазовая» теория в основном ориентирована на овладение практическими навыками специфически джазового музицирования. В классической же теории музыки основное внимание уделяется подробному изучению элементов музыкального языка, их взаимосочетанию, а также музыкальной форме.

В обсуждаемом 44-минутном ролике Адам берет интервью у чернокожего доцента Хантерского колледжа Нью-Йорка Филипа Юэла (Philip Ewell). Хантерский колледж основан в XIX веке. Это один из крупнейших в США колледжей, две выпускницы которого являются обладателями Нобелевской премии. Содержание ролика в основном вращается вокруг статьи Юэла под названием «Теория музыки и смысловая рамка белой расы», опубликованной в июне 2019 года в электронном рецензируемом научном журнале с публичным доступом «Музыкальная теория онлайн».

Сам журнал издается Обществом теории музыки (SMT), созданным на базе Музыкальной школы Джейкобса университета Индианы. На сайте организации сообщается, что «общество привержено поощрению разнообразия, инклюзивности и гендерного равенства в области [теории музыки]».

Изображение: Цитата из ролика «How Do We Get There? Accelerating Diversity in Slow to Change Humanities Fields» пользователя Youtube American Council of Learned Societies
Музыковед Филип Юэл
Музыковед Филип Юэл
ЮэлФилипМузыковед

Процитируем целиком вступление к статье Юэла: «более двадцати лет сфера музыкальной теории пытается измениться в отношении расового вопроса, но она всё еще остается поразительно белой, причем это касается не только людей, применяющих теорию музыки, но и самих композиторов и теоретиков, на работы которых в основном опирается теория музыки.

В этой статье я пытаюсь прийти к пониманию — почему это так, исследуя сферу музыкальной теории с точки зрения критической расовой теории. Я утверждаю, что в сфере музыкальной теории существует „смысловая рамка белой расы“. Поскольку она носит структурный характер и укоренена исторически, положительные расовые изменения мы сможем увидеть только после ее деконструирования и переосмысления».

Итак, чтобы избавить музыкальную теорию от излишней «белизны», ее необходимо «деконструировать» и «переосмыслить». В качестве заметки на полях также необходимо отметить, что процесс «расовой диверсификации» в теории музыки, по утверждению Юэла, идет более двадцати лет.

В самой статье основные атаки Юэла ведутся на шенкерианскую теорию музыки. Генрих Шенкер (1868–1935) — крупный австрийский теоретик музыки и педагог. Шенкер был уроженцем Галиции и германофилом еврейского происхождения. Он действительно допускал ряд высказываний, которые сегодня можно счесть расистскими, что, однако, не имеет отношения к содержанию и достоинствам его теоретических разработок. Кроме того, германофильство Шенкера не спасло его близких: его жена Жанетт в 1945 году была убита нацистами в концентрационном лагере Терезиенштадт.

Метод анализа музыкальных произведений Шенкера приобрел большую популярность в музыкальном образовании США. И здесь содержится тонкий момент, что называется, следите за руками. Дело в том, что шенкерианская теория, которой уже век от роду, является в США единственной широко практикуемой теорией анализа музыки. В США, но не во всем мире!

Например, в отечественном музыкознании (равно как и во многих европейских странах) шенкерианство рассматривается как некий, отнюдь не безусловный, эпизод развития теории музыки, который имеет интересные обобщения, но страдает целым рядом фундаментальных недостатков. Но, поскольку другой широко распространенной теории в США нет, через атаку на шенкерианство дискредитируется вообще всякое серьезное теоретическое изучение музыки. С легкой руки Юэла оно всё скопом было объявлено зараженным «белым расизмом».

После статьи Юэла началась ожесточенная перепалка между Юэлом и SMT с одной стороны (позже к ним подключился Департамент музыки Йельского университета) и Журналом шенкерианских исследований (JSS) и профессором университета Северного Техаса Тимоти Джексоном с другой. 900 (!) профессоров и студентов подписали открытое письмо с требованием закрыть JSS и уволить тех ученых, кто поддержал Джексона, так как они «продвигают расизм».

Джексон был подвергнут остракизму и лишился поста редактора JSS. В защиту JSS было написано открытое письмо 46 музыковедов и теоретиков, преимущественно из Европы. Как пишут авторы письма, «дискуссия была подменена цензурой». SMT обвинило поддерживающих Джексона и JSS в расистских высказываниях, направленных против чернокожего населения, и отказалось от диалога.

Борьба между двумя журналами вылилась на страницы The New York Times. В феврале 2021 года издание опубликовало длинную статью, посвященную этой борьбе, и в целом не поддержало Юэла. На стороне же Юэла (особенно после ролика Адама Нили) выступил ряд интернет-сайтов и изданий леволиберальной направленности из США и Британии. Конфликт до сих пор не исчерпан, в начале 2021 года Джексон подал иск о защите чести и достоинства.

В своем блоге Юэл нападает и на Бетховена. В статье под названием «Бетховен был композитором выше среднего — давайте остановимся на этом» он пишет: «Бетховен занимает такое высокое место [в истории музыки] из-за того, что на протяжении двухсот лет его поддерживала белизна и маскулинность, и эта самая белизна и маскулинность говорила нам в расово-нейтральном и гендерно-нейтральном стиле, что его величие не имеет ничего общего с белизной и маскулинностью. Таким образом, смысловая рамка белых мужчин в теории музыки затемняет вопросы расы и пола, что является одной из ее главных задач». Юэл сравнивает Девятую симфонию Бетховена с песней современной афроамериканской исполнительницы в стиле джаз Эсперансы Сполдинг «12 маленьких заклинаний» и утверждает, что бетховенская симфония «не более шедевр», чем эта песня.

Изображение: Цитата из ролика «Music Educator Profile: Musicologist Susan McClary of UCLAY» пользователя Youtube ArtistsHouseMusic
Музыковед Сьюзан МакКлари
Музыковед Сьюзан МакКлари
МакКлариСьюзанМузыковед

Юэл, упоминая об идущей более 20 лет «диверсификации» теории музыки, скорее всего, имеет в виду работы феминистки и музыковеда Сьюзан МакКлари (Susan McClary), профессора Кейсовского университета Западного резервного района. МакКлари в своих работах, в частности, высказывает мнение, что сонатная форма может интерпретироваться как сексистское или мизогинистское и империалистическое явление.

И что «тональность сама по себе — с ее процессом внушения ожиданий и последующего удержания обещанного блаженства до кульминации — является главным музыкальным средством в период с 1600 по 1900 год для пробуждения и канализирования желания (подразумевается сексуальное желание. — прим. И. Л.)». Она интерпретирует методику создания сонатной формы как основу для конструирования гендера и сексуальной самоидентификации.

Главная, «маскулинная» тональность (или главная партия сонаты), представляет собой мужское «Я», в то время как вторая, «феминная» тональность (или побочная партия сонаты), по всей видимости, представляет собой женское «Я» — территорию, которую нужно исследовать и завоевать, ассимилировав в мужское «Я», и утвердить в исходной тонической тональности.

МакКлари ассоциируется с «новым музыковедением» — направлением, получившим свое развитие с 80-х годов XX века. В этом направлении заметно преобладают феминизм, гендерные и постколониальные исследования, квир-теория, а также критическая теория. В отличие от классического музыковедения, основной упор «нового музыковедения» делается на исследовании социологии музыкантов и учреждений, а также на неканонические музыкальные жанры, включая джаз и популярную музыку.

В целом создается впечатление, что леволиберальные активисты предпринимают усилия для подрыва не только специальной области музыкальной теории, а самой классической музыки как области высокой культуры. В США, в Европе, в России и других странах люди ходили учиться классической музыке для приобщения к возвышенному и прекрасному, для развития своих способностей, совершенствования навыков, получения знаний.

Классическая музыка сама по себе направлена именно на такое восхождение человека. Если условный англичанин желает изучать музыку африканских племен, он может пойти на этномузыковедческое отделение. Для тех, кто хочет пойти по линии джаза, рок-музыки и других популярных направлений, тоже существует масса возможностей. Классическая музыка этому не препятствует.

Но изучая классическую музыку, человек глубоко врастает в собственную культурную традицию. Кроме того, в европейской классике особенно ясно представлена пирамида ценностей: на вершине расположены непреходящие творения человеческого духа, а в основании — всё безыскусное, неприхотливое или грубое. Эта вертикаль, вероятно, очень раздражает «борцов с Бетховеном».

Ратуя за свободу и справедливость, они будто не понимают, что Бетховен, Моцарт и вообще вся классическая музыка от того, что они существовали в то же время, что и рабство, не становятся сторонниками этого рабства. Для человека, мало-мальски приобщенного к культуре, ясно, что они, наоборот, представляют именно «антирабскую» струю европейской культуры — то есть струю гуманистическую, противостоящую вообще всякому угнетению.

Бетховен при этом был и вовсе ярым приверженцем принципов Свободы, Равенства и Братства и поклонником Великой французской революции (к слову, отменившей рабство). Можно ли поверить, что те, кто атакует Бетховена, не понимают, что атакуют гуманистическое наследие европейской культуры, а не просто «теорию музыки»?

Читайте также: В США симфонические оркестры доказали приверженность «разнообразию»