Несмотря на интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС, Узбекистан не оставляет надежд создать транспортные коридоры в обход России.

Средняя Азия за неделю. Возвращение исторического названия Алма-Ате и транспортные коридоры мимо России и через нее

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Япония и Узбекистан
Япония и Узбекистан
Япония и Узбекистан

Токаев поддерживает переименование Алматы

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поддержал идею возвращения городу Алматы исторического названия — Алма-Ата. Автором идеи стал знаменитый советский и казахский поэт, дипломат, создатель антиядерного движения «Невада — Семипалатинск» Олжас Сулейменов.

По словам Сулейменова, историческое название города «более масштабное и понятное». А вот новое — Алматы — «для очень узкого круга людей». Сулейменов заявил, что готов первым подписать петицию за возвращение городу имени Алма-Ата. По его словам, Токаев поддержал идею, но считает, что народ должен решить сам.

Лесом покроют еще 700 тысяч га дна Арала

В Узбекистане продолжаются работы по озеленению дна высохшего Аральского моря. В этом году МЧС проводит работы по аэропосеву пустынных растений, таких как саксаул и кандым. Кроме этого, высаживаются саженцы деревьев, выращенные в специальных питомниках, внедряются разработки, способствующие приживанию растений на сверхзасоленых почвах.

В прошлом году было озеленено 500 тыс. га. В этом году президент поручил озеленить 700 тыс. га. Узбекистан планирует за 10–12 лет озеленить всё дно высохшего моря и создать там пастбища, которые можно использовать в животноводстве.

Не только Узбекистан предпринимает усилия по борьбе с аральской экологической катастрофой. Казахстан начал переговоры с Киргизией о возобновлении ее членства в Международном фонде спасения Арала. Речь в первую очередь идет о разделе водных ресурсов трансграничных рек приаральского бассейна.

Президент Узбекистана посетил Японию

На этой неделе президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев осуществил поездку в Японию. 19 декабря он встретился с императором Японии Нарухито, а также с премьер-министром Синдзо Абэ и с его женой. Визит Мирзиёева в Японию был продуктивным. Было подписано большое количество соглашений.

Япония готова потратить $3,5 млрд на развитие малого бизнеса в Узбекистане, реконструирует аэропорты в Ургенче, Самарканде, Бухаре, вложится в реконструкцию Талимаржанской ГЭС, модернизирует Навоийскую ТЭС, построит Туракурганскую ТЭС, вложит $15 млн в Самаркандский автозавод (производящий автобусы типа «пазик», пикапы, грузовую технику), вложит $100 млн в «Узпромстройбанк», $200 млн в Нацбанк и т. п. Узбекистан, в свою очередь, поддержал постоянное членство Японии в СБ ООН. После насыщенного визита Мирзиёев отбыл в Санкт-Петербург для участия в неформальном саммите СНГ.

Узбекистан расширяет сотрудничество не только c Японией

Узбекские железные дороги запускают два новых поезда в Россию. Из Термеза в Москву и из Андижана в Уфу. РУДН открывает, вслед за МГИМО, свой филиал в Ташкенте. Чебоксарский тракторный завод создает свое представительство в г. Сырдарья, где будут выпускать и ремонтировать тяжелую строительную технику. В Ташкенте в рамках мероприятия по повышению туристического потенциала региона отремонтируют и откроют посетителям дворец князя Николая Романова.

Транспортные коридоры в Средней Азии

Среднеазиатские республики предпринимают усилия как для интеграции в существующие международные надгосударственные образования, так и для реализации своих, пока только чисто логистических, проектов интеграции.

Узбекистан продолжает продвигать свой проект мультимодального коридора через Туркмению, Азербайджан, Грузию, Турцию к Средиземному морю. 20 декабря руководители железных дорог Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана и Грузии провели встречу, на которой они договорились запустить в начале 2020 года транспортные перевозки по мультимодальному коридору, в которых будет задействован каспийский порт Туркменбаши. В перспективе планируется выход на турецкий порт Мерсин и создание транспортного коридора в обход России.

Одновременно Узбекистан прорабатывает плюсы и минусы интеграции в ЕврАзЭС, сравнивая перспективы ЕврАзЭС с перспективами ВТО. Одна из крупнейших партий Узбекистана — «УзЛиДеп» — даже включила в свою программу пункт об интеграции в ЕврАзЭС. В свою очередь, лидер партии «Миллий Тикланиш» Алишер Кадыров резко раскритиковал перспективу вступления в ЕврАзЭС. В узбекском обществе развернулась нешуточная дискуссия по этому вопросу.

Свобода слова в Узбекистане

Узбекистан смягчает давление на СМИ. Шавкат Мирзиёев издал постановление, в котором приказал проработать вопрос отмены уголовного наказания для журналистов за оскорбление и клевету.

Это произошло на фоне скандала между столичным градоначальником и журналистами издания Kun.uz, который разгорелся из-за угроз чиновника решить вопрос с журналистами силовым путем.

Эту инициативу президента Республики Узбекистан сразу же заметили в американском Госдепе и поприветствовали.

Трагедия в Ташкенте

В Ташкенте на этой неделе произошла трагедия. Обрушились бетонные конструкции на строительном участке Юнусабадской ветки метро. Конструкции не выдержали веса размякшего от длительных дождей грунта. В результате обрушения конструкций погибло шесть рабочих, все они — жители областей. На выходных кто-то из жителей Ташкента распечатал табличку на русском языке со словами «В память о рабочих, погибших в ходе строительства юнусабадской ветки ташкентского метро» и положил несколько гвоздик на место трагедии.