Об итогах IX международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Программа развития Арктики предложена. Будет ли она реализована?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Крутиков Александр. Форум «Арктика: настоящее и будущее»
Крутиков Александр. Форум «Арктика: настоящее и будущее»
Крутиков Александр. Форум «Арктика: настоящее и будущее»

5–7 декабря в Санкт-Петербурге прошел IX международный форум «Арктика: настоящее и будущее». На форуме работал корреспондент ИА Красная Весна.

В работе форума приняли участие 2500 делегатов из 38 регионов России и 22 делегации из стран ЕС, БРИКС и АТР.

Итогом работы представительного собрания стали ряд заявлений чиновников относительно дальнейшего хода освоения российской Арктики.

Данная статья является попыткой свести воедино то главное, что было сказано на форуме и получить более или менее полную картину намеченной сегодня в России политики в отношении арктических территорий.

Планы развития Арктики

Главным выступлением форума стал доклад заместителя министра Минвостокразвития Александра Крутикова, в котором он наметил основные контуры государственной политики в отношении Арктики на ближайшие 15 лет.

Читайте также: Правительство приоткрыло новую стратегию развития Арктики

В своем выступлении Александр Крутиков назвал 10 приоритетных направлений развития. Назовем наиболее важные из них.

Первое: создание специальных экономических условий для опережающего развития арктических территорий. Причем речь идет не о создании территорий опережающего развития (ТОРов), а о комплексной программе для всего арктического региона.

В частности, сказано о налоговых преференциях и стимулирующих мерах, которые, по оценкам Минэкономразвития, привлекут в экономику Заполярья до 15 трлн рублей частных инвестиций. На 2020 год запланировано выделение на программы развития Арктики из госбюджета 15 млрд рублей. В течение 15 лет планируется создать на арктических территориях 200 тысяч новых рабочих мест.

Читайте также: В Арктике создадут 200 тысяч новых рабочих мест

Вторым приоритетом названа интенсификация освоения арктического шельфа, при этом к освоению шельфа планируется привлечь частные компании.

Третьим приоритетом программы является развитие Севморпути (СМП), Крутиков не сомневается не только в достижимости объема грузопотока по СМП в 80 млн тонн в год к 2024 году, что заявлено еще в майских указах президента, но и в том, что к 2030 году грузопоток подойдет к цифре в 130 млн тонн, а к 2035 достигнет объема в 160 млн тонн.

По состоянию на конец 2019 года общий объем перевозок в акватории СМП составил 27,5 млн тонн, рост по сравнению с прошлым годом более 10 млн тонн, об этом сказал заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков.

Тут нужно отметить, что речь в данном случае идет о внутренних перевозках и сопоставлять эти цифры с объемами перевозок по международным морским коммуникационным линиям пока рано. Цифры транзита через СМП значительно скромнее, их за 2018 год назвал начальник управления операционного управления и обеспечения мореплавания дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Александр Ольшевский — общий объем транзита, по его словам, составил за год 491,3 тыс тонн.

О том, что в Минприроды разработан план освоения минерально-сырьевой базы (МСБ) Арктики, заявил на форуме 6 декабря директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущёв. По его словам, документ содержит 118 проектов, из которых большая часть нацелена на разработку МСБ Арктики.

Хрущев также отметил, что по оценкам экспертов ведомства, одно рабочее место в Арктике создает 14 рабочих мест в других регионах страны, а вложенный бюджетный рубль может принести до 15 инвестиционных рублей из частных источников. Таким образом, Сергей Хрущёв надеется не только на прямые государственные инвестиции в Арктику, но и на мультипликативный эффект для всей страны.

Российские научные интересы и технологии в Арктике

На форуме было заявлено о нескольких научных проектах. Изучение Арктики входит в названные замминистра Минэкономразвития Александром Крутиковым десять приоритетов. О программе комплексных научных исследований, по его словам, достигнута договоренность с РАН.

Председатель комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов заявил в рамках форума 5 декабря о том, что в проект бюджета на 2020 год включено финансирование в размере 1,7 млрд рублей экспедиции «Северный полюс — 2020». В ходе экспедиции ледокол «Капитан Драницин» будет вморожен в лед и использован как дрейфующая научная станция. Планируется проведение 40 научных работ, в которых примет участие более 250 ученых.

Техническим средствам освоения шельфа также уделено внимание. «Мы начали работу над проектом строительства плавучей буровой установки ледового класса, производительность которой может быть в два раза выше существующих аналогов»,  — сказал Крутиков. Замминистра заявил и об отечественных технологиях, внедрение которых сократит сроки геологоразведки в два раза, с сегодняшних десяти лет до пяти.

Читайте также: Создан вездеход для Арктики с гибридной силовой установкой

На выставке в рамках форума были также показаны образцы новой техники для работы в арктических условиях.

Социальные перспективы

Понимание того, что невозможно развивать арктические территории без специального внимания государства к социальной сфере также было как будто проявлено. В выступлении Александра Крутикова этому был посвящен отдельный раздел — повышение качества жизни. Есть оценка министерства необходимых вложений, без которых уровень качества жизни в Арктике останется ниже среднероссийского; по словам Крутикова, на эти цели необходимо потратить 350 млрд рублей.

Однако сказано, что этих денег сегодня нет. Надежда пока возлагается на механизм пополнения бюджета госпрограммы развития Арктики за счет налоговых и иных доходов, полученных от реализации новых экономических проектов.

Честно говоря, выглядит этот механизм пока довольно туманно и сильно похож на «невидимую руку рынка», которая как раз последние 30 лет уничтожала всю социальную инфраструктуру Заполярья. Но обеспокоенность государства на эту тему проявлена, что обнадеживает.

На тему социальной политики в Арктике на форуме высказался 5 декабря заместитель председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов: «Нужно пересмотреть всю социальную политику в арктических регионах, систему оплаты труда и пенсионного обеспечения, иначе будет очень трудно обеспечить территории населением и квалифицированными кадрами».

Точнее наверное не скажешь, да, нужно пересмотреть всю социальную политику. И, кстати, не только в Арктике.

А пока из северных регионов продолжают уезжать люди. По словам вице-губернатора Мурманской области Ольги Кузнецовой, ежегодно из региона уезжают более 15 тысяч человек.

В заключение

Форум завершился. Сказано немало правильных слов, многие из которых общественность давно ожидала услышать. Что же дальше? Предложенная государственная программа освоения Арктики пока не стала законом. И оперативно принять этот масштабный документ с необходимыми корректировками бюджета вряд ли удастся в ближайшее время.

Однако, заявления сделаны и общая обстановка вокруг Арктической зоны заставляет не откладывать в долгий ящик меры по модернизации арктической инфраструктуры. В заключение обзора стоит сказать несколько слов о международном арктическом контексте.

В последние несколько лет значительно возрос интерес международного сообщества к арктическому региону. По ряду причин, прежде всего связанных с климатом, регион и его ресурсы становятся доступнее для освоения и этим хотят воспользоваться не только страны, имеющие арктические территории, но и некоторые другие.

О своих интересах в Арктике заявляют ЕС, США, Китай. По некоторым оценкам, Арктика становится сегодня новой зоной геополитического противостояния.

Читайте также: Командующий Северным флотом России обещает накрыть Арктику куполом ПВО

И если с точки зрения военного потенциала с Россией вряд ли кто-то может всерьез конкурировать в арктической зоне, то в том, что касается инфраструктуры и условий для человеческой жизни на севере, пока далеко не все в порядке.