Правительство приоткрыло новую стратегию развития Арктики
Приоритетные направления развития Арктики представил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков 5 декабря в ходе пленарного заседания на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», начавшем работать в Петербурге.
В подготовке новой стратегии развития Арктической зоны приняли участие более 700 экспертов, ученых, представителей общественности. Крутиков перечислил основные направления развития, уделив особое внимание реализации экономических проектов и созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест в Арктике.
По словам замминистра, вся арктическая зона России получит особый экономический режим с налоговыми преференциями. Правительство уже приняло такое решение и готовит документы в Государственную думу. Широкие льготы получит арктический шельф, будут значительно снижены налоги, в первую очередь — на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Они составят всего 5% в течение 15 лет с начала промышленной добычи. Для добычи газа с целью производства СПГ и глубокой переработки (производство газохимии) — 0% в течение 12 лет. НДПИ для новых нефтяных провинций (север Красноярского края, Якутия, Чукотка) — 0% в течение 12 лет и затем поэтапное увеличение с 13 по 17 годы.
Читайте также: В Петербурге стартовал международный форум «Арктика: настоящее и будущее»
Налоговые преференции предусмотрены не только в области добычи. Для любого малого и среднего бизнеса, готового вложить хотя бы 10 млн рублей в течение 5 лет, на 10 лет будет снижена до нуля федеральная часть налога на прибыль, будет также льготная ставка по страховым взносам.
Кроме того, арктические регионы получают право снижать до нуля свои региональные и местные налоги. Крутиков уточнил, что названные льготы обеспечат в ближайшие 15 лет приток в Арктику около 15 трлн частных инвестиций.
Также Крутиков сообщил, что кроме налоговых льгот, особый экономический режим, который заработает в 2020 году, означает возможность строительства за счет государства инфраструктуры для новых производств. Также предусмотрены ускоренные административные процедуры, защита от госконтроля, длинные (до 20 лет) и дешевые заемные деньги от Фонда развития Дальнего Востока и Арктики. В 2020 году фонд сможет направить на реализацию арктических проектов около 15 млрд рублей.
Читайте также: Госкомиссия рассмотрела системы преференций по инвестпроектам в Арктике
Еще одним направлением развития является интенсификация изучения и освоения шельфа. Крутиков сообщил, что в настоящее время готовится законопроект о расширении доступа к освоению шельфа частным компаниям. Кроме того, современные отечественные технологии позволят вдвое сократить сроки геологоразведки, которые сегодня достигают 10 лет (например, уже идет работа над разработкой плавучей буровой установки высшего ледового класса).
Особое внимание уделяется развитию Северного морского пути. Как отметил замминистра, он не сомневается, что, с учетом уже принятых решений, объем грузоперевозок будет увеличен к 2024 году до 80 млн тонн, к 2030 году — до 120 млн тонн, а к 2035 году — до 160 млн тонн. В первое десятилетие это будут в основном российские грузы. Планируется развивать железнодорожное и речное сообщение, а в течение 15 лет — полностью обновить речной флот для судоходства на северных реках.
Правительство считает важным развитие телекоммуникационной структуры и энергетики. Еще на первом этапе реализации стратегии планируется обеспечить Арктическую зону высокоскоростным дешевым интернетом. К концу реализации произойдет перевод всех старых дизельных генераций на СПГ или местное топливо.
Указывая важность научного изучения Арктики, Крутиков подчеркнул, что есть договоренность с Российской академией наук о подготовке комплексной программы фундаментальных и прикладных исследований в арктическом регионе.
Читайте также: Петербургские предприятия представили разработки для Арктики
В течение 15 лет ожидается несколько сотен проектов, в рамках которых будет создано около 200 тысяч рабочих мест. Также замминистра отметил необходимость повысить качество жизни в Арктике, обеспечить население доступными по цене качественными продуктами, лекарствами, социальными услугами. По словам Крутикова, правительство уже подготовило программу субсидирования местных воздушных перевозок в арктической зоне.
Для решения задач, которые будут поставлены в будущей стратегии, необходимо около 350 млрд рублей. Этих денег сейчас нет, поэтому в документе будет предложено все налоги в результате реализации новых проектов оставлять в рамках госпрограммы развития Арктики до тех пор, пока качество жизни в регионе не сравняется со средним российским уровнем (ожидается, что это произойдет в течение 10 лет).
Также в программе предусмотрена поддержка коренных северных народов, экологический контроль, ликвидация накопленного предыдущей деятельностью мусора.
Крутиков особо отметил, что ключевым региональным форматом в Арктике страна продолжит считать Арктический совет, председательство в котором перейдет России в 2021 году.
Напомним, в настоящее время действует Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В начале 2019 года президент РФ Владимир Путин поставил задачу подготовить новую арктическую стратегию России.
Отметим, организатором форума «Арктика: настоящее и будущее» выступает МОО «Ассоциация полярников». В рамках форума организована выставочная программа, в течение двух дней работы пройдут около 40 мероприятий.
Значение арктических территорий для российской экономики трудно переоценить. Если раньше главным ресурсом Арктики считались полезные ископаемые — главным образом природный газ (объемы добычи газа в арктической зоне составляют 83% общероссийской добычи), то сегодня к ресурсам российской Арктики добавился Северный морской путь (СМП).
Объем грузоперевозок по Севморпути непрерывно возрастает, если в 2016 году он лишь превысил доперестроечный уровень в 7 млн тонн, то в 2018 году уже перевезено 18 млн тонн грузов, а данные за 2019 год говорят уже о 27, 5 млн тонн. При такой динамике, с учетом того что северный маршрут из стран Юго-Восточной Азии в Европу короче пути через Суэцкий канал приблизительно на 3000 морских миль, СМП со временем сможет стать востребованным маршрутом международных морских перевозок.
Понимание важности вложения в арктическую инфраструктуру как будто имеется. Проведение представительных форумов подобных IX Международному форуму «Арктика: настоящее и будущее», где представлены практически все арктические и многие не арктические регионы страны, говорит об этом.
Однако настораживает дисбаланс между заявленными ожидаемыми частными инвестициями в Арктику (15 трлн частных инвестиций в течение 15 лет), которые должны быть получены в результате разнообразных налоговых маневров и размерами прямых государственных инвестиций (пока говорится о 15 млрд в 2020 году).
Не закончится ли многообещающее возрождение Арктики и СМП традиционным уже ожиданием магических частных инвестиций? Ответ на этот вопрос мы получим в ближайшие годы.