Ключом ко взаимовыгодному сотрудничеству Москвы и Тегерана является понимание региональной стратегии и внутренних проблем Исламской Республики Иран

Региональная стратегия Ирана. Экспорт идеологии исламской республики

Франциск Смуглевич. Персидские послы у короля Эфиопии. Около 1785
Франциск Смуглевич. Персидские послы у короля Эфиопии. Около 1785

В прошлых публикациях мы начали внимательно рассматривать страны, которые с началом СВО стали наращивать сотрудничество с нашим государством. В частности, мы подробно рассмотрели историю отношений России и Ирана, начиная с Исламской революции 1979 года.

Читайте также: Отношения Ирана и России: от исламской революции до наших дней (начало)

Читайте также: Отношения Ирана и России: от исламской революции до наших дней (продолжение)

Читайте также: Отношения Ирана и России: от исламской революции до наших дней (окончание)

Однако, Ирану нужно выстраивать отношения не только с Россией. Соответственно, когда мы смотрим на наших союзников, необходимо понимать регион, в котором они существуют.

За разъяснением мы обратились к кандидату исторических наук, руководителю Восточного культурного Центра и старшему научному сотруднику Института востоковедения РАН, доценту кафедры современного Востока и Африки факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук РГГУ, ведущему научному сотруднику Научно-учебной лаборатории комплексного изучения Ирана и доценту НИУ ВШЭ Лане Меджидовне Раванди-Фадаи.

Экспорт исламской революции

Изображение: (cc) Sajed.ir
Исламская революция в Иране.
Исламская революция в Иране.

ИА Красная Весна: Лана Меджидовна, в прошлом интервью Вы говорили, что сразу после Исламской Революции Иран предпринял попытку экспорта своей идеологии в соседний Ирак?

Лана Раванди-Фадаи: Инициировал войну всё–таки Ирак, напавший на Иран сразу после Исламской революции и оккупировавший часть иранской территории. Война продолжалась 8 лет.

Хомейни же продолжал войну вплоть до лета 1988 года, надеясь свергнуть режим Саддама Хусейна и установить в Багдаде лояльный Тегерану шиитский режим — он искренне верил, что так будет лучше для народов Ирана и Ирака.

ИА Красная Весна: Об Ирано–Иракской войне мы подробно поговорим, когда будем обсуждать Ирак, а пока скажите, пробовал ли Иран экспортировать свои идеи в другие страны?

Лана Раванди-Фадаи: Да, иранцы активно поддерживали шиитскую оппозицию также в странах Персидского залива, так как воспринимали ее как борцов за свободу против угнетающих королевских режимов, особенно в Бахрейне. В Бахрейне под началом созданного в Иране «Исламского фронта освобождения Бахрейна» (ИФОБ) были инспирированы крупные демонстрации в столице Манаме — в 1979 и 1994 годах.

Информационная справка: шииты и сунниты

Шииты и сунниты — две основные ветви ислама. Конфликт между ними обусловлен многими факторами. Корни раскола — разделение мусульманской уммы (общины) на две ветви, которое произошло в седьмом веке, после смерти пророка Мухаммеда.

Между его сподвижниками возник спор о том, кто должен быть его преемником. Часть мусульман выступала за выборность халифов, другая же видела новым предводителем уммы зятя Мухаммеда, Али, а наследовать власть должны были исключительно его потомки. Несогласные с этим ссылались на то, что ни в Коране, ни в Сунне о божественном предназначении Али и его потомства, а также об обоснованности их претензии на власть ничего не сказано. Сторонники же Али заявляли, что пророк Мухаммед сам указал на Али как на своего преемника перед своей смертью.

Приверженцы Али были названы «шиитами» (с арабского — «последователи Али»), а их оппоненты — «суннитами» (сторонники догматического подхода). Для суннитов халиф может быть выборной должностью. Так было после смерти пророка Мухаммеда, когда новым главой исламской общины был избран его ближайший сподвижник Абу Бакр.

Кроме того, сунниты разделяют светскую власть и духовную (если не считать первых четырех халифов, в руках которых была сосредоточена вся полнота власти): религиозный лидер должен прежде всего заниматься соответствующими вопросами, а политическая власть в суннитских государствах традиционно принадлежит светскому лидеру (монарху или президенту). Шииты же полагают, что править мусульманами могут исключительно потомки Али — имамы, причем в их руках должна быть сосредоточена как политическая, так и религиозная власть.

В современном мире сунниты составляют абсолютное большинство мусульман — порядка 90%. Шииты же сосредоточены компактно и в основном проживают в Иране, Азербайджане, Таджикистане, Восточном Афганистане, Ираке, Сирии, Бахрейне и Йемене.

Наиболее многочисленная группа — шииты-иснаашариты (двунадесятники) признают 12 непогрешимых имамов из рода Али и в основном проживают в Иране, Азербайджане, Восточном Афганистане, в Южном Ираке и Бахрейне. Шииты-зейдиты признают только четырех имамов и проживают в Северном Йемене. Шииты-алавиты, чье вероучение имеет свои серьезные особенности и сильно отличается от классического шиизма, проживают на побережье Сирии, а близкие к ним алевиты — в Восточной Турции. В Таджикистане (Памир) проживают также шииты-исмаилиты, которые признают 7 имамов из эпохи раннего Средневековья, а всего у них 49 имамов.

Началось все с того, как аятолла Хомейни в 1979 году отправил в Бахрейн своего личного представителя Хади аль-Мударриси, шиитского богослова, который называл спасение Бахрейна от суннитского гнета своим священным долгом. Под его руководством в Иране к тому времени уже действовала выше упомянутая организация ИФОБ.

В поездке, которая длилась два месяца, его сопровождал иранский священнослужитель аятолла Садек Роухани. В результате их проповедей в августе были организованы две демонстрации с участием более пятисот человек.

С. Роухани открыто призывал к аннексии Бахрейна, за что в скором времени вместе с Х. аль-Мударриси был выдворен из страны. МИД Ирана полностью отвергал заявления Х. аль-Мударриси и С. Роухани, заявляя, что их слова не являются официальной позицией Тегерана.

ИФОБ возложил ответственность за нарушения прав человека в Бахрейне на США и призвал всех мусульман к восстанию под эгидой Хомейни с целью установления исламского правления и освобождения исламских земель. Организация распространяла свои листовки, газеты, брошюры, в которых исламские учения были тесно переплетены с вопросами социального неравенства.

ИА Красная Весна: Предпринимал ли ИФОБ попытки насильственно свергнуть действующую власть в Бахрейне?

Лана Раванди-Фадаи: В декабре 1981 года в Бахрейне была совершена попытка переворота. Власти арестовали семьдесят три диверсанта из числа ИФОБ, из них шестьдесят бахрейнцев, одиннадцать саудовцев, один гражданин Омана и один — Кувейта. Следует отметить, что иранцев среди арестованных не было, так что прямая связь Ирана с переворотом не доказана.

По официальным предположениям, заговорщики намеревались захватить основные правительственные учреждения, радио и телевидение. В ходе разбирательств были найдены склады с оружием.

Газета «Ахбар аль-Халидж» от 30 декабря назвала Х. аль-Мударриси главным организатором событий, хотя это не было доказано. В результате Бахрейн отозвал своего посла из Ирана, а временный поверенный Ирана был объявлен персоной нон грата.

Иран, как и прежде, полностью отрицал свою причастность к произошедшим событиям. Саудовская Аравия, которая увидела во всем этом заговор против всех государств Персидского залива, заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере обороны с Бахрейном в декабре 1981 года и с ОАЭ, Катаром и Оманом в феврале 1982 года.

В 1984 году был обнаружен склад оружия в одной из бахрейнских деревень. Опасения правительства Бахрейна в том, что Иран рассматривает их страну как объект для реализации политики «экспорта исламской революции», возобновились. В июне 1985 года, согласно официальным сообщениям, был раскрыт новый заговор по свержению правящей власти в Бахрейне. Все общественно-политические и профсоюзные организации были запрещены, и была введена жесткая цензура.

В декабре 1994 года в Бахрейне вспыхнуло народное восстание, сопровождавшееся актами саботажа и погромами с применением зажигательных смесей. Требования оппозиции оставались теми же: проведение социальных и политических реформ. Бахрейнские и саудовские власти объявили Иран ответственным за эти события при участии «Хезболлы» и ИФОБ, хотя доказательства прямого участия Ирана опять не были найдены.

В 2011 году в Бахрейне опять произошли волнения, основу которых составляло шиитское население этой страны. Успехом оно также не увенчалось — у власти там по-прежнему королевская династия Аль Халифа, а ключевые должности занимают сунниты.

Здесь же хотела бы отметить активность иранцев в Кувейте, где крупную оппозиционную группу «Арабские революционные бригады» возглавил зять и личный представитель аятоллы Хомейни с 1979 года Аббас аль-Мухри. В том же году он был лишен кувейтского гражданства и выслан из страны.

ИА Красная Весна: Эта активность Ирана не могла не вызвать обострения отношений с Саудовской Аравией?

Лана Раванди-Фадаи: Да, причём и в самой Саудовской Аравии действовал ряд шиитских оппозиционных группировок под различными названиями. В 1994 году министр внутренних дел Саудовской Аравии принц Наиф бен Абд аль-Азиз Аль Сауд выступил с заявлением о том, что «многие шииты Саудовской Аравии, вернувшись из Ирана, признались, что их обучали, как пользоваться различными видами оружия. Тем самым Иран пытается создать в Саудовской Аравии ситуацию, сравнимую с той, что наблюдается в Египте и Алжире».

Хотя я думаю, что Иран ничего подобного не планировал: у власти тогда был прагматик Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, который был заинтересован, наоборот, в улучшении отношений с Саудовской Аравией.

В декабре 1979 года более девяноста тысяч демонстрантов во время Ашуры (день траура у мусульман-шиитов) выступило с призывами к саудовскому правительству прекратить поставки нефти Соединенным Штатам, поддержать Исламскую революцию, остановить дискриминацию в отношении шиитов. Для саудовского руководства эти события стали тяжелым потрясением по причине того, что подобного рода открытый протест против существующего режима произошел впервые после основания королевства.

Власти решили пойти путем применения суровых карательных мер, которым была придана широкая огласка. За этим последовали самые крупные за последние десять лет чистка в государственном аппарате, передвижения в армейской верхушке и органах безопасности. Реорганизация коснулась даже членов королевской семьи.

Якобы по состоянию здоровья подал в отставку губернатор Мекки Фаваз бен Абд аль-Азиз Аль Сауд. Проведена пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы принизить политическое звучание событий в Мекке и Восточной провинции.

В 1980 году в Саудовской Аравии было организовано более шестидесяти протестов с требованиями социально-экономических и политических реформ. Подтверждения прямого участия Ирана в этих событиях не было, но, как бы там ни было, все эти движения с определенной очевидностью были проиранскими и вдохновленными Исламской революцией.

Шиитские общины за рубежом

ИА Красная Весна: В прошлом нашем разговоре Вы говорили, что идеи Исламской Революции экспортировались по-разному при аятолле Хомейни и после его смерти. Как Иран продвигает свою идеологию сейчас?

Лана Раванди-Фадаи: В целом в 1990-х годах Иран отказался от попыток переноса своей политической модели в соседние страны («экспорт Исламской революции»), потому что увидел, что эта политика встречает сопротивление. Вместо этого Иран решил пойти более удобным и менее конфликтным путем: он начал работать с шиитскими общинами в арабском мире, чтобы сделать из них ведущую политическую силу в их странах, облегчить и ускорить процесс социализации шиитских общин, добиться роста их влияния в арабском обществе и, в конечном итоге, помочь им прийти к власти мирным путем.

И надо сказать, что Иран успешно решил поставленную задачу. В большинстве стран, где живут значительные шиитские общины (за исключением Бахрейна и Саудовской Аравии), шииты или близкие к ним конфессии или пришли к власти (как в Ираке и северной — самой густонаселенной — части Йемена), или удержались у власти, несмотря на восстание и кровавую гражданскую войну (сирийские алавиты), или же вошли в правительства. Примером этому может служить Ливан, где представители шиитских партий и политических организаций, особенно «Хезболлы», входят в парламент и правительство страны.

В Ираке влияние Ирана резко усилилось после свержения Саддама Хусейна. Тогда шииты, которых до этого угнетало и периодически убивало суннитское правительство Саддама Хусейна, фактически пришли в Ираке к власти.

Мой коллега, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Ильдар Миняжетдинов считает, что Ирак находится якобы под оккупацией Ирана и управляется шиитскими кланами иранского происхождения, при этом, по его мнению, в большинстве регионов страны, кроме Иракского Курдистана, осуществляется политика подавления активной суннитской оппозиции. Именно в результате этой политики Ирак, за исключением Курдской автономии, в конце концов, и был интегрирован в политическое пространство «иранского мира», в том числе и в качестве ресурсного придатка.

Я с Ильдаром Миняжетдиновым не согласна. Как бы странно это ни звучало, но Ирак оказался под сильнейшим иранским влиянием в результате вторжения американцев в 2000-х годах. Свергнув Саддама Хусейна и поспособствовав разделению страны на враждующие группировки, США создали ситуацию, которой умело воспользовалось иранское правительство и распространило своё влияние на Ирак.

Официальные же лица Ирана утверждают, что Ирак стал тесно взаимодействовать с Ираном на добровольной основе и что иранские власти заботятся о благополучии не только иракских шиитов, но и суннитов.

В ряде монархий Персидского залива (Катар, Кувейт, ОАЭ) шииты не смогли прийти к власти, но зато Иран создал из тамошних шиитских общин целую сеть своих сторонников. При этом Иран усилил свое влияние в этих государствах до такой степени, что от него стала зависеть благополучная торговля и даже некоторые вопросы безопасности этих стран.

Но из-за начала гражданской войны в Сирии и Йемене — важных сферах влияния Ирана — в иранской внешней политике вновь появился силовой момент. Это дало импульс возрождению идеи экспорта Исламской революции, но уже в идеологически и политически трансформированном виде, а именно как средства укрепления военно-политических позиций Ирана в арабских странах и попыток подтолкнуть их в сторону своей политической модели государственного устройства и общественного бытия.

О том, как действует Иран в Сирии и других, пока не затронутых в этой части интервью странах Ближнего Востока, поговорим в следующей статье.