Для суданских политиков и экспертов по региону «переворот не был неожиданностью»

Военные Судана сами устроили кризис перед переворотом — AFP

Мариано Фортуни-и-Марсаль. Африканский военачальник (фрагмент). 1870
Мариано Фортуни-и-Марсаль. Африканский военачальник (фрагмент). 1870

Военный переворот в Судане стал неожиданностью для многих международных наблюдателей, но в самой стране о возможности прихода к власти хунты предупреждали. Политики страны открыто говорили об экономическом кризисе и происходящих процессах как «ползучем перевороте».

Региональные эксперты, опрошенные Agence France-Presse, заявляют, что кризисная ситуация с продовольствием и последовавшие протесты в Хартуме были инспирированы самими военными Судана как повод для снятия «нелегитимного» премьер-министра Абдаллы Хамдока. ИА Красная Весна приводит перевод статьи AFP «Генералы Судана не упустят давно взятую власть».


Изгнав высокопоставленных гражданских лиц и сорвав «переход к демократии», суданские генералы обеспечили сохранение контроля над восточноафриканской страной, который у них был на протяжении большей части ее истории после обретения независимости.

В понедельник силы безопасности задержали гражданских лидеров, в том числе премьер-министра Абдаллу Хамдока, которые делили власть с военными после свержения более двух лет назад президента-автократа, фельдмаршала Омара аль-Башира.

Генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан объявил чрезвычайное положение и распустил кабинет, а также правящий Суверенный совет военных и гражданских деятелей, который он возглавлял с августа 2019 года. Совет должен был проложить путь к полному гражданскому правлению.

С момента обретения независимости от Великобритании и Египта в 1956 году в Судане были редкие демократические перерывы, но подавляющее большинство лет он находился под властью военных деятелей.

Последний путч «очень похож на попытку сил безопасности сохранить контроль над экономическими и политическими интересами и противостоять переходу», считает представитель Международной кризисной группы по Судану Йонас Хорнер.

По словам Хорнера, шаг армии является «воплощением страхов» перед гражданским правлением «в стране, которая находилась под контролем вооруженных сил в течение 52 из 65 лет независимости».

Магди аль-Гизули из Института Рифт-Валли заявил, что для него «переворот не был неожиданностью». Суверенный совет управлял страной вместе с переходным правительством во главе с экономистом Хамдоком, но роль гражданских лидеров постепенно уменьшалась, отмечает эксперт.

Аль-Гизули считает, что Бурхан останется у власти в обозримом будущем. Однако он может начать переговоры с гражданскими лидерами, которых военные оставили на свободе, такими как министр иностранных дел Судана Мариам аль-Махди.

«Ему (генералу аль-Бурхану — прим. ИА Красная Весна) все еще нужно гражданское лицо для правительства», — отметил аль-Гизули.

По словам аль-Гизули, гражданское сопротивление власти военных в Судане еще не закончилось, и «у военных не будет иного выбора, кроме как подавить его силой».

Главный гражданский блок, Силы за свободу и перемены (FFC), возглавлявший протесты против аль-Башира в 2019 году, до переворота раскололся на две противостоящие фракции, одна из которых провела демонстрации в поддержку военных.

Противники военных утверждали, что все протесты были инициированы военнослужащими и силами безопасности, и в них участвовали контрреволюционные сторонники прежнего режима.

«Предстоящий кризис спланирован и принимает форму ползучего переворота», — заявил лидер FFC Ясир Арман за два дня до того, как военные сделали свой ход.

В прошлом месяце правительство Хамдока заявило, что предотвратило попытку государственного переворота. Однако аль-Бурхан отверг предположения о причастности армии к этому маневру как к «клевете».

Ахмед Солиман, аналитик британского аналитического центра Chatham House, напомнил AFP, что военные сопротивлялись реформам, в том числе «профессионализации и гражданскому надзору» за своими учреждениями, а также за бизнес-интересами.

Военные доминируют в прибыльных компаниях, специализирующихся во всем — от сельского хозяйства до инфраструктурных проектов. Арестованный Хамдок еще в 2020 году заявил, что 80% государственных ресурсов страны находится «вне контроля министерства финансов», хотя и не уточнил, какая часть государственных ресурсов контролируется армией.

«Критические проблемы в переходный период стали причиной недавних беспорядков, происходящих в Судане, и, возможно, подготовили почву для враждебного захвата власти военными», — отмечает Солиман.

Действия военных, вероятно, приведут к еще большей нестабильности — по словам аналитика, трудно понять, чего именно офицеры пытаются достичь, «помимо обеспечения собственных интересов».

Читайте также: Как в мире отнеслись к перевороту в Судане? Обзор