Еще раз о хваленой «европейской солидарности»
Эпидемия коронавируса расставила вещи по своим местам и внезапно показала всему миру, кто есть кто. В то время как Россия, Китай и Куба (которым их «западные партнеры» не перестают вставлять палки в колеса в виде санкций и блокад) помогают им и другим странам справиться с гуманитарной трагедией, отправляя своих специалистов, технику и защитные материалы.
Тем временем сами «западные партнеры» оказались неспособными помочь ни друг другу, ни самим себе. Не говоря уже о третьих странах или конкурентах, которых они готовы «по-партнерски» утопить при первой же возможности. Да и сами рады тут же избавиться от любых лишних социальных обязательств.
Опишу то, что наблюдаю и читаю в Испании — одной из наиболее сильно подвергшихся кризису коронавируса стран.
Южные страны для ЕС являются «отстающими» по многим критериям с точки зрения прагматики партнеров из северной и центральной Европы. Недаром еще во время финансового кризиса 2008 г. многие стали поговаривать о Европе двух скоростей и дали своим южным «партнерам» унизительное название PIGS (сокращение, введенное в 2008 году журналистами и финансовыми аналитиками для обозначения четырех стран — Португалии (P), Италии (I), Греции (G), Испании (S), на английском значит «свиньи»), что демонстрирует крайне негативное отношение к финансовой политике этих стран в ЕС.
После финансового кризиса Испании, Италии и Греции пришлось из бюджета спасать обанкротившиеся частные банки и по рекомендациям тройки урезать социальные обязательства граждан, в том числе приватизировать систему здравоохранения.
И вот сейчас, во время пандемии, в то время как сильно урезанная государственная система здравоохранения в Испании перегружена и находится на грани коллапса, частные больницы с частичным государственным финансированием отводят глаза в сторону и закрывают большую часть своих центров либо продолжают свою обычную коммерческую деятельность.
Частные страховые компании в разгар трагедии множат рекламу, делая свои «барыши» на страхе людей, в то время как и не собираются покрывать расходы заболевших от коронавируса, так как пандемии у них исключены особым пунктом контракта. К тому же все они пользуются в своих интересах объявленными правительством мерами для льготного увольнения персонала при карантине. В то время как в стране нарастает настоящая социальная катастрофа.
Капиталистическая система во время кризиса с треском провалилась, всё чаще слышно от экспертов. «Режим изоляции для минимизации заражений выявил реальный масштаб криминального капиталистического беспорядка», — пишет специалист в области здравоохранения Мария Анхелес Маэстро Мартин в insurgente.org.
С 14 до 28 марта карантин в Испании был объявлен лишь частичный. Предприятия, занятые не существенной деятельностью, на усмотрение предпринимателя могли продолжать работать. Таким образом на улицу гражданам без причины было выходить нельзя, в то время как утром и вечером гражданам приходилось ехать на работу в час пик в общественном транспорте.
«Полиция, гражданская гвардия и армия патрулируют города и деревни, чтобы предотвратить пребывание людей на улице без уважительной причины, в то время как оставляют закрытие не жизненно необходимых производств на усмотрение крупного капитала. Данное противоречие порождает ненормальные ситуации. Тысячи рабочих едут на работу в общественном транспорте на предприятия, производящие несущественные для данного момента продукты в переполненном метро, в то время как армия с автоматами в руках и полиция задерживает жителей при выходе на улицу в выходные дни», — пишет Маэстро. Однако произвести крайне необходимые для страны продукты, такие как защитные маски или костюмы, быстро мобилизовавшись и перестроив производство, у страны нет никакой возможности.
И только 28 марта, после двух недель карантина, испанское правительство всё-таки издало указ полностью прекратить всю деятельность и закрыть все несущественные предприятия на две недели в связи с резким ростом числа заболевших и умерших. На момент этого указа в стране было уже 72 248 выявленных зараженных и 5 690 умерших.
Интересные результаты показывает и автономная организация страны, когда компетенции в таких областях, как здравоохранение и образование, переданы в регионы. Испанское правительство через посредника закупило тесты в Китае, но их тут же пришлось вернуть поставщику, так как они обладали всего 30% точности. Китайское правительство заявило, что они были приобретены у компании, не имеющей лицензии.
Региональные правительства посчитали, что центральная власть блокирует их право на самостоятельные закупки на международном рынке. Без надлежащего опыта закупок на международном рынке и под огромным давлением они пытаются купить тесты и маски самостоятельно. Ну, и конечно же, нарываются на спекулянтов, которые рады нажиться на чужой беде. Так произошло и с администрацией Мадридского автономного сообщества, на которое сейчас оказывается огромное давление, так как этот регион является самым пораженным эпидемией коронавируса. Медперсонал в больницах и поликлиниках не имеет ни надлежащей защитной одежды, ни тестов для пациентов.
25 марта Мадридский суд по социальным вопросам № 31 постановил обязать администрацию Мадридского автономного сообщества обеспечить сотрудников надлежащими средствами защиты в течение 24 часов для соблюдения правил техники безопасности на рабочем месте. Президент Мадридского сообщества Изабель Диас Аюсо обвинила центральное правительство в блокаде прямых закупок материалов для регионов на международном рынке.
В понедельник во время пресс-конференции министр здравоохранения Испании Сальвадор Илла заявил: «Это ложь. Правительство Испании поддерживает любые виды закупок, никакой блокады нет. То, что происходит, — это борьба с людьми, которые спекулируют материалами, которые крайне необходимы в этой битве здравоохранения с вирусом». Спустя 24 часа, во вторник, в другом выступлении Илла заверил, что исполнительная власть принимает все меры, чтобы «рассматривать только серьезные предложения при покупке этих продуктов, избегая спекулятивных движений».
22 марта Аюсо объявила, что ее администрация закупила два самолета защитных материалов и тестов напрямую в Китае. А 25 марта в прямом эфире уже не смогла ответить на вопросы, где же находятся эти самолеты и что стало с защитными материалами. При этом вся цепочка поставщиков по ходу, видно, неплохо зарабатывает, так как они вовсе не являются благотворительными организациями. Спекулянты пытаются воспользоваться любым кризисом и спекулируют всем: валютой, масками, тестами на коронавирус и лекарствами для больных.
Нехватка медицинских приборов и средств защиты тут же способствовала появлению черного рынка, на котором господствуют высочайшие цены и мошенничество. Правительству приходится выявлять и предотвращать спекулятивные операции. Как тут не вспомнить дефицит и черный рынок конца 80-х, который во многом стал обоснованием для перестройки? Тогда во всем обвиняли коммунизм и плановую экономику. Но дефицит жизненно необходимых продуктов — это не черта социализма или коммунизма, как пытаются убедить тут всех неолибералы, а скорее общая черта системы в кризисной ситуации.
У плановой системы, если она работает нормально, как раз очень хороший задел прочности для того, чтобы быстро мобилизоваться в условиях кризиса. Это демонстрирует и пример Китая, и пример Кубы. А вот у либеральной западной системы такой способности и вовсе нет. Она ни на какую мобилизацию сил неспособна. Поэтому всё чаще в Испании сегодня слышно о конце эпохи неолиберализма после этого кризиса.
Хубэй — это один из регионов Китая по количеству населения больше, чем вся Испания. Как только этот регион пришлось закрыть, вся страна пришла им на помощь и кризис удалось быстро преодолеть. В Европе этого не наблюдается не только между странами Евросоюза, но и между регионами одной страны.
А что же касается прагматизма, так тут нам всем, видимо, надо поучиться у «мудрых» голландцев, которые считают, что «класть пожилых людей в больницу негуманно», даже если система здравоохранения не перегружена. Такова голландская философия в ответ на эпидемию COVID-19. Некоторые голландские эксперты считают, что коллапс больниц в Испании и Италии обусловлен статусом пожилых людей в обществе, характерным для их культуры, — пишет Имане Рахиди из Гааги в испанской газете Confidencial.
«В Италии вместительность отделений интенсивной терапии управляется совсем по-другому (по сравнению с голландскими). Они принимают людей, которых мы не приняли бы, потому что они слишком стары. Пожилые люди занимают совсем другую позицию в итальянской культуре», — заявляет глава клинической эпидемиологии Медицинского центра Лейденского университета Фриц Розендааль. Это, по сути, является заявлением о намерениях по отбору пациентов в Нидерландах во время эпидемии коронавируса. При этом Голландия не объявила карантина и не ограничила передвижение людей, потому что, видимо, считает себя исключительной по сравнению со всей остальной Европой.
Итак, Розендааль считает, что коллапс больниц в Италии и Испании связан с положением, которое занимают пожилые люди в их культуре, которых они пытаются спасти любой ценой. Между тем во фламандских и голландских больницах их «отбирают под микроскопом, хотя система здравоохранения еще не переполнена». Врачи в Нидерландах и Фландрии дают своим больницам директивы и рекомендации, чтобы дважды подумать перед тем, как принять пожилых людей, инфицированных коронавирусом, в медицинский центр, чтобы «предотвратить их страдания» и не перегружать больницы.
«Не привозите слабых пациентов и пожилых людей в больницу. Мы не сможем сделать для них большего, чем предоставить им хорошую паллиативную помощь, которую они уже и так получают в доме престарелых. Класть их в больницу умирать негуманно», — говорит бельгиец Неле Ван Ден Нортгейт, руководитель отдела гериатрии в Генте. Вся эта голландская прагматичность уже сильно попахивает лютым социал-дарвинизмом.
При этом в Испании пациенты с симптомами коронавируса жалуются на то, что им не делают тесты и, по сути, ничем не помогают, а в большинстве случаев просто отправляют домой в самоизоляцию. В то же время медперсонал и другие службы жалуются на отсутствие защитного материала — масок, костюмов, перчаток. 27 марта Испания вышла на первое место по количеству заразившихся врачей. В то же время график новых заражений в Испании даже более крутой, чем в Италии. Испания отстает от Италии приблизительно на неделю, но через неделю здесь будет больше заразившихся, чем в Италии. Но и это ни о чем не говорит, так как большинство зараженных просто не выявляется, и эксперты подозревают, что их на самом деле раз в 10 больше.
В таком контексте 24 марта министры экономики и финансов Европейского союза договорились дать рекомендацию Европейскому Совету в качестве помощи нуждающимся странам ЕС посоветовать им прибегнуть к Европейскому стабилизационному механизму (ESM). Из всех возможных альтернатив это самая худшая, самая недостаточная и жестокая, пишет Хуан Торрес Лопес в Publico.
ESM — это финансовое учреждение, созданное 17 государствами — членами еврозоны в 2012 году с общей целью — предоставление финансовой помощи в виде займов нуждающимся правительствам. Эта помощь считается «спасением», потому что она предоставляется не для каких-либо целей, а только по запросу страны, которая испытывает серьезные проблемы с финансированием. Предоставляется ссуда на очень жестких условиях и связана с обязательством страны провести тяжелые антисоциальные реформы.
Проценты ссуды, возможно, и будут ниже рыночных и на более долгий срок с довольно гибкими условиями погашения. Это дешевле, чем обращаться в частные банки на пике кризиса, когда спекулянты в трудной ситуации выставляют совершенно неприемлемые условия и требуют заоблачные проценты. Но эта помощь тоже не является ни безвозмездной, ни безусловной. Запрос спасаемой страны должен быть рассмотрен «тройкой»: Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом. Кредит оформляется через так называемый «Меморандум о взаимопонимании», который представляет собой документ, накладывающий на страну ряд обязательных условий в ее экономической и фискальной политике.
На примере Греции, которой во время финансового кризиса 2012 г. пришлось обратиться за «спасением» к этому механизму, мы можем представить себе, насколько это унизительно и нежелательно для страны, которой необходима срочная помощь. После выполнения всех условий тройки у населения Греции отобрали все социальные завоевания прежних лет и ввергли население в нищету.
Просить такого «спасения» является для страны своеобразным клеймом. Страну надо спасать, а значит, она провалилась в своей политике макроэкономической стабилизации. Применение такого механизма унижает тех, кто получает помощь, считают испанцы. В основе этого предложения со стороны «партнеров» центральной и северной Европы — еще одна возможность показать свое превосходство над «периферийными странами», убедив себя в том, что смертельные последствия эпидемии являются следствием неспособности этих стран управлять эффективно и без потерь.
«Постановить, что каждая страна самостоятельно должна обращаться к ESM, чтобы преодолеть чрезвычайную ситуацию, которая одинаково затрагивает все страны — означает отказаться от элементарных принципов сотрудничества и солидарности, общих усилий и соучастия, которые должны поддерживать государства — члены экономического и политического союза, такого как Европейский (и даже в большей степени валютный союз, такой как Еврозона). Обращение к ЕСМ не только оскорбительно. Это предательство общеевропейского духа, и по факту провозглашает, что Европа построена на основе принципа „каждый спасает сам себя“. Если не будет совместных усилий или взаимной поддержки в разгар чрезвычайной ситуации, которая убьет тысячи европейцев, то когда это произойдет?» — вопрошает Торрес Лопес.
К тому же ESM не сможет обеспечить всё необходимое финансирование для благополучного решения кризиса здравоохранения в стране. Министры экономики и финансов предложили предоставить около 238 млрд евро для превентивных кредитных линий в размере до 2% ВВП каждой стране. То есть в случае Испании чуть меньше 25 млрд евро. Однако этого явно недостаточно, считают специалисты. План поддержки Англии составляет 400 млрд, Дания потратит 13% своего ВВП, а Соединенные Штаты только что одобрили план на 2 триллиона долларов. Эксперты считают, что Испании понадобится около 200 млрд евро, т. е. почти вся сумма, которую Еврогруппа предложила для всех.
Зато подписание пресловутого «Меморандума о взаимопонимании» при обращении за помощью к ESM станет пыткой, которая заставит Испанию вновь применять жесткие меры экономии и демонтажа государства социального благосостояния. Именно те условия, что были применены в 2008–2012 гг. по рекомендации «тройки», являются причиной, по которой государственная служба здравоохранения теперь сталкивается с такими трудностями во время чрезвычайной ситуации. «Скажем прямо, те (условия тройки), что приговорили многих людей к смерти, и будут продолжать это делать с единственной целью, чтобы частный капитал продолжал увеличивать свои доходы», — пишет Publico.
«А если некоторые европейские лидеры могут обходить договоры, как это де-факто происходит, когда Европейский центральный банк финансирует „через черный ход“ разные правительства, то почему бы ЕЦБ непосредственно не профинансировать эту чрезвычайную ситуацию? Соглашение с Еврогруппой — настоящий позор для Европы, настоящий скандал, который может взорвать ЕС», — заключает Торрес Лопес.
Ну и как будто бы испанским больницам не хватало коронавируса, на сцене появился новый вирус — компьютерный. Главный комиссар Национальной полиции Хосе Анхель Гонсалес сообщил в понедельник, что кто-то пытался проникнуть в компьютерную систему больниц, отправив медперсоналу электронные письма с «очень опасным» вирусом с приманкой, содержащей информацию о COVID-19. Преступники намеревались взломать компьютерную систему медицинских центров в разгар кризиса. Это были так называемые вымогатели. Они крадут или блокируют информацию, а затем просят выкуп, чтобы ее восстановить. Эксперты порекомендовали медицинскому персоналу не открывать подозрительные электронные письма, сообщает Publico.
Всё это происходит на фоне ужасной трагедии, когда массово умирают бессильные что-либо сделать, разрозненные люди, которые хоть как-то пытаются сплотиться, хотя бы аплодируя каждый вечер все вместе со своих балконов медработникам.
На фоне серьезных подозрений по поводу того, что вся эта трагедия является рукотворной, то есть всё это можно квалифицировать как войну, у капиталистического и демократического Запада нет воли для преодоления этой грандиозной проблемы. Где тут обещанная взаимная защита НАТО? Где пресловутая европейская солидарность? Каждый упорно стоит только за себя и пытается извлечь из этой ситуации немного выгоды. И они этим гордятся, потому что они прагматичны и всегда защищают свои собственные интересы. А между тем население всё чаще с надеждой смотрит на восток, в сторону Китая и России.