Двоевластие и победа большевиков. В Центральной России вспоминают революцию
106 лет назад в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. В современной российской историографии принято объединять события от Февральской революции до окончания Гражданской войны как единый революционный процесс Великой российской революции. Но именно 7 ноября (25 октября по старому стилю) является точкой отсчета создания государства и общества нового типа.
После Февральской буржуазной революции в городах Центральной России, как и в целом по стране, сложилась ситуация двоевластия: с одной стороны, это были Исполнительные комитеты Временного правительства, с другой — Советы рабочих и солдатских депутатов. В большинстве городов Центральной России советская власть устанавливалась бескровно, а зачастую и прямо демократическим путем.
Уже на следующий день после низложения Временного правительства (26 октября по старому стилю) в Твери, Брянске, Рязани, Белгороде были сформированы Революционные комитеты, которые провозгласили советскую власть.
Тверские большевики под руководством Александра Петровича Вагжанова в этот же день сформировали Революционный комитет. Рабочие отряды заняли мосты, почту, телеграф города. 28 октября (10 ноября) с балкона Путевого дворца (бывшей резиденции губернатора) представители Ревкома провозгласили Декрет об установлении Советской власти в Твери.
Совет рабочих и солдатских депутатов Брянска также стоял на позициях РСДРП (б). Огромную роль здесь сыграл крупный промышленный центр города Бежицы (сейчас это район Брянска). Здесь кипела политическая жизнь, проводились стачки и митинги, выпускалась большевистская газета «Брянский рабочий».
Сразу после получения сведений о событиях в Петрограде Совет под руководством Игната Фокина сформировал Военно-революционный комитет. Лояльные большевикам воинские части и рабочие отряды заняли железнодорожные станции, почту, телеграф и другие важные объекты.
На общем собрании Советов рабочих и солдатских депутатов Рязани 26 октября (8 ноября) был утвержден состав Военно-революционного комитета из 8 человек. Состав — большевистский. Председателем избран Александр Степанович Сыромятников.
Солдатский комитет расквартированного в городе 208-го пехотного запасного полка принял решение беспрекословно выполнять все распоряжения Военно-революционного комитета. Надо отметить, что в Рязани еще 16 (29) октября губернский Совет солдатских и рабочих депутатов принял резолюцию о передаче власти Советам.
В это же время, 16 (29) октября во Владимире проходил губернский съезд, на котором была принята резолюция о «войне Временному правительству», а партии, его поддерживающие, были объявлены партиями измены революции и предательства народа.
То есть в Рязани и во Владимире советская власть была фактически установлена на девять дней раньше революционных событий в столице.
В Белгороде большевики победили и заняли ключевые посты в городской Думе еще в сентябре-октябре 1917 года. Во время октябрьских событий белгородских большевиков поддержал Польский полк, расквартированный тогда в городе.
Диаметрально противоположным образом развивались события в самом Курске (белгородский уезд входил тогда в Курскую губернию). Совет, большинство в котором принадлежало эсерам, осудил вооруженное восстание в Петрограде. Советская власть тут установилась только 9 (22) декабря, когда был создан объединенный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который и лишил полномочий комиссаров Временного правительства.
В Туле на первом этапе также сложилась неопределенная ситуация. На пленуме Тульского Совета 30 октября (12 ноября) меньшевистско-эсеровское крыло отклонило большевистскую резолюцию о признании Советской власти. Однако уже на перевыборах в конце ноября большевики сумели взять большинство голосов, взяв таким образом Совет рабочих и солдатских депутатов под свой контроль. Советская власть здесь была установлена 7 (20) декабря.
Сходным образом развивались события в Орле. Здесь также активное противодействие Октябрьской революции оказали эсеры и меньшевики. Они распространяли слухи о падении Советской власти в Петрограде, прервали телефонную связь с Москвой и требовали образования однородного социалистического правительства.
Московское областное бюро РСДРП (б) в ноябре направило в Орел 45 большевиков для помощи орловской партийной организации. Вместе с местными большевиками они вели разъяснительную работу среди населения о сущности Советской власти, о первых декретах Советского правительства. В результате их работы на перевыборах в Орловский совет рабочих и солдатских депутатов 25 ноября (8 декабря) большевики получили 80 мест из 150.
Наиболее драматическим образом разворачивались события в Смоленске. Смена власти здесь вылилась в вооруженное противостояние. Меньшевики и эсеры, входящие в Совет, потребовали от него принятия резолюции, осуждающей взятие власти большевиками в Петрограде. Но не добившись своего, покинули Совет, а позже, 30 октября (12 ноября), при поддержке казаков и других белогвардейских подразделений в ультимативной форме потребовали от большевиков сдать оружие и разойтись. Большевики под командованием Семена Самуиловича Йоффе отказались выполнять эти требования и забаррикадировались в здании.
Около полусотни большевиков оказались в окружении контрреволюционных подразделений из казаков кубанской казачьей дивизии и сводного белогвардейского полка, состоящего из кадетов и юнкеров. По окончании срока ультиматума казаки начали обстрел здания.
Через некоторое время контрреволюционный «Комитет спасения» вновь предложил Совету сдаться. Однако, несмотря на фактически безвыходное положение, — боеприпасы оборонявшихся быстро заканчивались — большевики отказались сложить оружие. Обстрел здания, в котором располагался Совет, возобновился.
Но помощь большевикам пришла от артиллеристов. Они произвели два демонстрационных выстрела из тяжелых орудий по расположению контрреволюционных подразделений. В рядах казаков началась паника.
«Комитет» предложил большевикам Совета «почетный мир». Но уже на следующее утро им была предпринята попытка захватить артиллерию. Атаку удалось отбить, и уже 1 (14) ноября командовавший контрреволюционными силами комиссар Галин покинул Смоленск, а казаки в обмен на обещанную демобилизацию сложили оружие.
В Воронеже на момент низложения Временного правительства телеграф находился в руках местных эсеров. Таким образом, о событиях в столице в широких слоях населения здесь узнали только спустя несколько дней, когда информация пришла от железнодорожников.
Тем не менее 26 октября (8 ноября) под натиском большевиков эсеры были вынуждены согласиться на общее собрание Совета. Однако они отказались учреждать Военно-революционный комитет и примкнули к городской Думе, которая осудила революцию и 26 октября (8 ноября) учредила «Комитет общественной безопасности» (КОБ).
В свою очередь, большевики учредили Военно-революционный комитет (ВРК) подпольно. 27 октября (9 ноября) к нему примкнули левые эсеры.
30 октября (12 ноября) большевики намеревались на общем собрании Воронежского совета объявить о недоверии правым эсерам и о переходе власти Советам. Пытаясь упредить действия большевиков, контрреволюционеры решили действовать силовыми методами с опорой на офицерский состав расквартированных в Воронеже подразделений. В столкновении солдат, выступавших на стороне большевиков 5-го пулеметного полка, с офицерами погибло несколько человек с обеих сторон. Вызванный КОБ драгунский полк отказался сражаться за старую власть.
1 (14) ноября было объявлено о переходе власти к Ревкому. Но еще на протяжении нескольких месяцев в Воронеже действовали контрреволюционные структуры. Окончательно советская власть здесь установилась только весной 1918 года.
В нашем кратком обзоре октябрьских событий представлены далеко не все города Центральной России. Однако даже этих данных достаточно, чтобы увидеть, что к осени 1917 года тогда еще немногочисленная партия большевиков оставалась практически единственной организованной силой. И именно эта сила при поддержке солдат и офицеров, которым была небезразлична судьба страны, осуществила возрождение русской исторической государственности уже в новой ее ипостаси.
(теги пока скрыты для внешних читателей)