Как Запад ударил по российской авиационной отрасли?
После начала российской спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины в отношении России были введены новые масштабные санкции. Одной из отраслей, которые получили наиболее серьезный удар, стала российская авиационная отрасль.
Все введенные санкции можно разделить на три направления.
Первое направление — это закрытие воздушного пространства над странами Евросоюза, США и Канадой для российских самолетов.
Пока сложно оценить, насколько эти меры будут неприятны для российской экономики. Последние два года в связи с пандемией коронавируса авиаперевозки за рубеж, в том числе в Европу, и так снизились. Авиакомпании почувствуют эти санкции, однако это не будет столь критично, так как сейчас основными для них являются не европейские направления, а курортные. Страны Азии, Египет и Турция свое небо от российских самолетов пока не закрывали.
Россия ввела зеркальные контрсанкции в отношении стран, закрывших свое воздушное пространство. Эти санкции могут оказаться намного чувствительнее. Территория России огромна, и она активно использовалась зарубежными авиаперевозчиками для выполнения своих рейсов в Азию. Теперь же им придется облетать Россию, что приведет к увеличению протяженности маршрутов, а значит, и стоимости перелетов. За этим последует падение спроса на такие рейсы — люди будут просто выбирать рейсы перевозчиков из стран, которые не вводили санкции и могут летать над Россией. В результате азиатские перевозчики заберут себе большую долю рынка у западных. Всё то же самое касается грузоперевозок.
Второе направление удара — отзыв европейских самолетов из России, которые находятся в лизинге.
По информации Минтранса РФ на 11 марта, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов. Точной информации, сколько из этих бортов арендные, в открытом доступе нет, но, по оценке авиационной консалтинговой компании Cirium, иностранным лизингодателям принадлежит порядка 515 самолетов.
Власти Евросоюза обязали все европейские лизинговые компании расторгнуть контракты с российскими авиаперевозчиками, а также забрать все самолеты до 28 марта.
Российские власти отреагировали на эти санкции предложением не возвращать иностранные самолеты. Сначала Росавиация рекомендовала российским перевозчикам, у которых есть лайнеры в лизинге от иностранных компаний, с 6 марта прекратить полеты за рубеж. Ранее в Турции был арестован по требованию лизингодателя один самолет авиакомпании «Победа».
10 марта Министерство транспорта России предложило удерживать на территории страны иностранные самолеты, находящиеся в лизинге. Кроме того, ведомство предложило платить за них в национальной валюте. Также министерство предложило разрешить регистрацию прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге, и выдавать им сертификаты летной годности. Все эти меры, по мнению Минстранса, позволят российским авиакомпаниям продолжить эксплуатацию своих бортов на внутренних линиях.
13 марта Запад нанес еще один удар по авиаперевозчикам России. Управление гражданской авиации Бермудских островов заявило, что российские авиакомпании, в парке которых есть зарегистрированные на Бермудах лайнеры, не смогут летать на них после 2:59 мск 13 марта, а действие сертификатов летной годности этих лайнеров было приостановлено. По информации на 24 февраля, у российских авиаперевозчиков было 768 зарегистрированных на Бермудах самолетов.
Однако это решение бермудских властей не остановило российские авиакомпании, которые продолжили летать на самолетах с бермудским регистром.
А уже 14 марта президент России Владимир Путин подписал закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у компаний России. Этот порядок был введен в «в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении российских граждан и юридических лиц, в целях защиты национальных интересов».
Уже в этот же день авиакомпания Utair сообщила о переводе в российский реестр 50 самолетов, которых, по мнению перевозчика, достаточно для обслуживания пассажиров и заказчиков. При этом в компании отметили, что начали переводить самолеты в российский реестр еще в 2020 году. При этом ранее Utair вывела из эксплуатации девять самолетов Boeing-737NG, находившихся в операционном лизинге, в соответствии с требованиями собственников-лизингодателей.
Третье направление удара — самое чувствительное. Это отказ от технической поддержки и обслуживания со стороны производителей самолетов. Учитывая, что большая часть самолетов в России иностранного производства, это проблема. Ведь для ремонта самолетов нужны будут запчасти и комплектующие. Уже три компании отказались от техподдержки — это Airbus, Boeing и Embraer.
Ситуация достаточно неприятная, однако у России есть возможности для ответа на данный вызов, чтобы не допустить разрушения транспортной отрасли страны. Этому вопросу отдельно будет посвящена следующая статья.
Читайте также: Какие перспективы у российской авиационной отрасли в условиях санкций?