Что археологи говорят о жизни ранних славян? Интервью
Археология стремится приоткрыть завесу неизвестности и получить представление о жизни наших далеких предков. О том, какую информацию о жизни ранних славян может сообщить наука археология, корреспонденту ИА Красная Весна рассказал доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, кандидат исторических наук Григорий Леонидович Земцов.
ИА Красная Весна: Здравствуйте, Григорий Леонидович. Ваша кандидатская диссертация по археологии посвящена домостроительству ранних славян в первой половине I тыс. н. э. Расскажите, пожалуйста, в каких жилищах жили наши предки? Как выглядели эти жилища?
Григорий Земцов: Археология — это детективное занятие. По остаткам жилых сооружений, обломкам предметов, фрагментам изображений надо воссоздать жизнь древних людей, заглянуть в их духовный мир. Сделать это ох как не просто. Очевидно, что изучение жилищ наших предков может дать серьезную информацию о прошлом. Ведь домостроительство — крайне консервативный элемент культуры, эти традиции передаются из поколения в поколение. Этнографы, изучающие традиционный быт русского народа, значительное внимание уделяют изучению планировки жилища, его конструкции. По этим особенностям можно узнать о социальном статусе человека; уровне его доходности; места, откуда он переселился.
Говорить о жилищах ранних славян (1–7 вв. н. э.) очень сложно. Дело в том, что от этих построек осталось крайне немного — обычно лишь котлован в земле (люди немного углубляли жилище в землю) и столбовые ямки — следы от вкопанных столбов. Редко встречаются остатки обожженных бревен от стен (по которым можно реконструировать конструкцию стен), плахи от крыши или завалы земли от ее покрытия. Очень редко удается проследить интерьер постройки.
Общий вид славянского жилища достаточно прост. Среднестатистическая постройка имела квадратную форму размерами примерно 4×4 м. На этой площади (16 кв. м.) должна была проживать целая семья (а учитывая демографический рост населения — это минимум 5 человек). Интересно, что и в более позднее время крестьяне не стремились создавать громадное жилое пространство. Это традиция и, разумеется, экономия — как на строительном материале, так и на топливе. Это сейчас люди значительное время проводят дома, а раньше в жилище приходили лишь спать.
Постройку обычно углубляли на 0,5 м в землю. Так теплее. Наземные жилища славяне начнут строить лишь в древнерусское время.
Четкой традиции расположения очага не было. Он мог быть в углу дома, или посередине. В 1–7 вв. н. э. это обычно открытый очаг — просто участок пола или небольшое углубление, где разводили костер. Разумеется, дым от костра попадал внутрь постройки и уходил через волоковое окошко и дверь. С одной стороны, это неудобно, можно и угореть (хотя по свидетельству крестьян 19 в. угорали в курных избах (тех, что топят по-черному — прим. ИА Красная Весна) лишь пьяные, которые спали на полатях под потолком). С другой стороны, это ежедневная дезинфекция и борьба со вшами и прочими прекрасными насекомыми.
Обычно жилище имело срубные стены и двускатную крышу. Часто на крышу накидывали земли для утепления.
Интересной особенностью раннеславянского жилища является традиция возведения центрального опорного столба. Долгое время считалось, что бревно по центру сооружения поддерживало шатровую крышу. Но сейчас можно говорить о том, что крыша была двускатной, а центральный столб не имел практической необходимости. Видимо, его возводили в силу традиции. Возможно, его возведение связано с представлением о мировом дереве. По-крайней мере, мы знаем из этнографии, что русское население 19 в. перед строительством дома зачастую переносила в центр дома небольшое деревце.
Раннеславянские жилища не все одинаковые — в разных регионах были свои особенности. Так, на берегах р. Десна строились сооружения квадратной формы, значительно углубленные в землю, с центральным опорным столбом. К востоку, на территории современной Курской и Белгородской областей господствовали более продолговатые сооружения, неглубокие, часто без центрального столба. Изучая параметры жилищ, подключая статистику, можно получить данные о микромиграциях населения в раннеславянское время. Не стоит думать, что эти данные берутся с потолка. В своей диссертации (посвященной территории к востоку от Днепра) я учел более 500 построек ранних славян — это неплохая выборка. С тех пор прошло 20 лет, появились новые раскопанные объекты. А еще очень много раннеславянских сооружений раскопано к западу от Днепра.
ИА Красная Весна: Чем занимались и питались ранние славяне?
Григорий Земцов: С момента своего возникновения главные занятия славянских племен — земледелие и животноводство. Обычно ранние славяне обрабатывали почвы возле рек, которые уступают черноземам в плодородии, зато более легкие в обработке. Видимо, преимущественно использовали экстенсивные формы земледелия — подсечно-огневую систему или переложную. Из-за истощения плодородия людям приходилось часто менять место жительства — на месте жили около 5–12 лет. При подсечно-огневой системе зимой деревья подсекались (месяц январь называется «сечень» в украинском языке), через год эти деревья сжигались (месяц апрель по-украински — березозол), зерна сеялись прямо в золу. Такое земледелие требовало значительных усилий, но давало высокий урожай — в 3–4 раза больше, чем у крестьян царской России.
Некоторые группы славян проводили распашку легких почв, применяя деревянные рала, которыми рыхлили землю. Металлические наконечники на рала стали появляться в 4 в. н. э. Урожай собирали железными серпами небольших размеров. Для помола зерна использовали зернотерки, позже, с IV века, появляются импортные ручные мельницы. Они состояли из двух плоских круглых камней. Верхний камень имел сквозное отверстие по центру, куда засыпалось зерно. При его вращении образовывалась мука. Ранние славяне выращивали (в порядке убывания) просо, ячмень, пшеницу, рожь, овес, горох. Что готовили из этих культур мы не знаем, но каждый может предположить.
Состав стада определяется по найденным в раскопах костям животных. Это крупный рогатый скот, свиньи, мелкий рогатый скот, лошадь. В целом, хозяйство славян эволюционировало не быстро. Еще недавно образ жизни крестьянства сильно напоминал времена 1500-летней давности.
ИА Красная Весна: Расскажите об обрядах погребения усопших у ранних славян. Какие культурные и религиозные представления могли стоять за такой формой погребения?
Григорий Земцов: Славянская погребальная обрядность изучена не очень хорошо из-за своей специфики. Ранние славяне практиковали обряд трупосожжения. Обычно умерший сжигался на специальной ритуальной площадке. В захоронение складывалась лишь часть праха. Инвентарь таких захоронений был беден — пережженные украшения, детали одежды, грузики от ткацкого станка. Первоначально в захоронения ставили целые сосуды, позже клали обломки горшков. Не исключено, что по умершему совершали тризну, били посуду и ее фрагменты клали в могилу. В связи с таким своеобразным погребальным обрядом мы не имеем значительного количества костей людей и не можем говорить об антропологических особенностях ранних славян и их болезнях.
В ряде регионов захоронений вообще не обнаружено — люди использовали такую форму обрядности, при которой не сохраняются следы. Интересно, что в царской России широко бытовала традиция не хоронить некоторых умерших — пьяниц, воров, убийц. Чтобы земля не обиделась. Их относили в лес и закладывали хворостом. Под Москвой даже в XIX веке было кладбище для таких умерших. Не исключено, что эта традиция имела многовековые корни и зародилась в среде ранних славян.
Реконструировать религиозные представления ранних славян можно лишь упрощенно и в самых общих чертах. Иначе можно легко покинуть научное поле и попасть в область фантазий. Мы же не очень хорошо понимаем мировоззрение крестьян конца XIX века, которые жили 150 лет назад. А вы у меня спрашиваете про представления людей, которые жили 2000 лет назад!
Широко известно сообщение арабского путешественника Ибн-Фадлана Х века о некоем племени русов. Один из представителей этого племени говорил, что они сжигают своих умерших, чтобы те быстрее достигли рая. Интересно, что в III в. до н. э. — I в. н. э. у ранних славян существовала традиция располагать прах умершего в той части могилы, которая находилась ближе к реке. А инвентарь — в противоположной. Видимо, таким образом проявлялась вера в переход души человека через реку. Судя по расположению могил, над ними были опознавательные знаки. А значит, что потомки совершали на них ритуальные действия. Все это приводит к выводу о представлении славян о существовании нескольких душ: одна улетает на небо во время сожжения тела, другая переходит через реку после захоронения, третья остается в могиле. Отголоски таких верований сохраняются вплоть до наших дней — люди приносят подношения на могилу, хотя душа умершего уже в другом мире. Русское народное православие часто представляло, что умершие могли превращаться в птиц, а значит их надо подкармливать.
ИА Красная Весна: В прошлом интервью Вы упомянули о соседской общине, которой жили славяне. Расскажите, что это такое и как могли представители разных народностей уживаться вместе?
Григорий Земцов: Археология позволяет говорить о семейно-родовой структуре общества. Для этого анализируются планы древних поселков. Если в раскопе найден большой дом, а хозяйственные ямы (в которых, видимо, хранились продукты) располагаются кучно — это свидетельства наличия рода или большой семьи, которая ведет совместное хозяйство. Если находят несколько малых жилищ, а хозяйственные ямы между ними — это следы распада большой семьи на малые, которые по-прежнему ведут общее хозяйство. А если обнаруживаются малые постройки, окруженные хозяйственными ямами — это свидетельство наличия малой семьи, которая существует и поныне.
У ранних славян господствовали вторая и третья форма социальной организации, что говорит о постепенном выделении малой семьи. Подобные группы могли принимать в свои поселки иноплеменников, что стало одной из причин масштабного расселения славянской народности в 5–7 вв. н. э. Соседние племена, например, германцы, жили в условиях родового строя, в больших наземных домах и иноплеменников в свой род принять не могли.
Яркие примеры смешения народов фиксируется на нашей территории, в Верхнем Подонье, в Липецкой области. Здесь обнаружены и славянские жилища с центральным опорным столбом, и наземное сооружение лесных балтских племен, и юртообразные сооружения кочевого облика. При этом нет такой красивой картинки для одного поселения — тут славяне живут, тут тюрки, тут германцы или жители лесной зоны. Это что-то из фильма в стиле фэнтези, жизнь гораздо прагматичнее. Материалы разных культурных групп перемешаны, не имеют четкой локализации. Мы фиксируем разноэтническое взаимодействие на основе археологического материала — посуды, украшений, домостроительства, но не выделяем зоны того или иного народа. Скорее всего, таких зон и не существовало.
Читайте также: Что археологи говорят об этногенезе славян? Интервью
(теги пока скрыты для внешних читателей)