Есть неофашизм мелкотравчатый, типа украинского, прибалтийского. А есть неофашизм глобальный — построение тоталитарного цифрового общества, цифрового концлагеря

Сталин провел парад в 1941 году и победил. Что будет с Путиным? — интервью


Неготовность российской власти защищать память о Победе проистекает из отсутствия у нее стратегии. А ведь опираясь на Победу, можно было бы достичь успеха в консолидации нации, строительстве государства, укреплении его позиций на международной арене, считает доцент исторического факультета СПбГУ, доктор исторических наук, протодиакон Владимир Василик.

Несмотря на ошибки правящей элиты в борьбе за историческое достоинство и информационной войне, память о Победе послужит щитом от тех вызовов, которые готовят России глобалистские силы, полагает ученый. Коронавирус и политтехнологии не могут решающим образом навредить этой памяти.

Но Сталин рискнул провести парад в 1941 году — и победил, хотя это в тот момент называли безумием. Путин поступил иначе и тем самым ослабил свои позиции, считает Владимир Василик.

ИА Красная Весна: Владимир Владимирович, по поводу Дня Победы: как Вы отнеслись вообще к переносу парада Победы и какие чувства испытали в связи с этим?

— Я могу сказать то, что я испытал чувство скорби и стыда от переноса. И, во-первых, из-за катавасии, связанной с празднованием Пасхи, когда милиция не пускала верующих под надуманными предлогами заражения. А во-вторых, когда отменялся парад, отменялся Бессмертный полк, опять-таки под надуманным предлогом опасности заражения.

В свое время, когда шла речь о таких мероприятиях, на которых зиждилось национальное самосознание, руководители нашего государства шли на риск и выигрывали. Когда накануне 7 ноября 1941 года Сталин решил-таки проводить парад, то на него в руководстве Политбюро вначале смотрели как на безумного. Немцы в десятках километров от Москвы, Красная площадь открыта для бомбардировщиков люфтваффе. Какой парад? И, тем не менее, он рискнул. Он провел и победил. Может быть, если бы не было парада 7 ноября 1941 года, Москву бы не удержали.

И сейчас, на мой взгляд, рецепт борьбы с так называемой эпидемией может быть только один: духовное и телесное здоровье наших сограждан. Как это:

Александр Дейнека. Раздолье. 1944
Александр Дейнека. Раздолье. 1944

«Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоет.

Кто весел — тот смеется,

Кто хочет — тот добьется,

Кто ищет — тот всегда найдет!»

К здоровым людям никакие вирусы, в том числе и корона, не прицепляются. Рецепт один — здоровье.

Здоровье физическое, здоровье духовное. Витаминизированность, высокий иммунитет, высокий тонус, положительный настрой, свежий воздух. То, что делается сейчас, делается все с точностью наоборот. Людей губят, людей прессуют алармистской пропагандой. Людям внушают ужасы, вплоть до того, что описывают последние минуты людей, умирающих от коронавируса. Людей загоняют в тесные квартиры, где они дышат всем, чем угодно, в том числе и микробами, и людей загоняют в еще более убойные медицинские палаты.

На моей памяти уже был случай, когда самоизолировавшийся наш близкий друг, никуда не ходивший, ни с кем не общавшийся, умер от коронавируса. Я считаю, что вот этот режим — это преступление. Поэтому я считаю, что перенос парада, перенос Бессмертного полка, перенос торжеств — это хуже, чем преступление, сказал бы Наполеон, это ошибка. Это ошибка, которая еще нам аукнется.

ИА Красная Весна: Что касается пронацистских или околонацистских настроений в мире — что Вы считаете нужным сделать в ситуации со сносом памятника Коневу в Праге? Как ответить на предложение телеведущего Киселёва поставить памятник пособнику нацистов атаману Краснову?

— Сюжет с Красновым обсуждался еще в 2009 году в связи с книжкой небезызвестного протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. „Запретные“ темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике». Так вот: Краснов по уши в крови, его казаки участвовали в карательных акциях и в России, и в Белоруссии, и при подавлении Варшавского восстания. Они, как немцы, уничтожили не менее 20–30 тысяч варшавян. Казаки Краснова зверствовали также и в Югославии — вешали и расстреливали партизан и не только партизан, а просто мирных сербов. Этот человек по усы в крови, и говорить о его реабилитации совершенно невозможно. В 2001 году наши неонацисты подавали на реабилитацию, но это завернули.

А вообще, что касается Киселева, то я удивляюсь: вроде и прокремлевский человек, такой ручной малый, и вдруг выдает такое. Если только это не провокация, не замер общественного мнения, то хочется спросить: а что делается в эшелонах высшей власти? Они вообще готовы за что-то бороться, хотя бы за свое будущее? Или давным-давно махнули рукой на всё: на свою историю, на свою страну, на самих себя? Нельзя же так издеваться над собственным народом и над самими собой!

Что же касается сноса памятника Коневу, то в этом ничего удивительного нет. Чехи всегда были приспособленцами, потому что в свое время, во время Гражданской войны Чехословацкий корпус просто паразитировал в России. Они просто грабили всё, что могли. В конце концов они наложили лапу на львиную долю золотого запаса и ради него сдали Колчака, который имел глупость им довериться.

Очень забавно они вели себя во время Второй мировой войны. Во время Второй мировой войны никакого движения Сопротивления в Чехии, в отличие от Словакии, не было. Единственный эпизод связан с покушением на Гейдриха. Это были английские парашютисты чешского происхождения. Да, был расстрел в Лидице до этого, и всё. А так, в основном, чехи исправно работали на Гитлера, получая за это золото.

Чехи мирно жили при Гитлере, чехи воевали на Восточном фронте. А когда пришли наши — они немедленно заделались щирыми антифашистами, вышвыривали немцев из домов, гнали немецких женщин и детей до границы, временами просто насилуя их и убивая.

То есть чехи — приспособленцы, и установка доски Власову и демонтаж памятника Коневу — это просто ребята держат нос по ветру и реагируют на тенденции в мировой политике. А тенденция в мировой политике сейчас одна — неофашизм. Причем есть неофашизм мелкотравчатый, типа украинского, прибалтийского. А есть неофашизм глобальный — построение тоталитарного цифрового общества, цифрового концлагеря.

И эти ребята чувствуют конъюнктуру. Что в этой ситуации надо делать? Меня поражает невнятная позиция нашего правительства. Да, оно выражает протест, возмущается, но этим всё и кончается. А тут надо не возмущаться, тут надо подавать иски, в том числе по линии отрицания холокоста. Каким образом? В понятие холокоста входят и те, кто все-таки холокост остановил, кто спас хотя бы остатки евреев. Понятие об истинных освободителях Освенцима.

Если утверждается, что Освенцим освободили украинцы, то тем сам совершается подлог, тем самым бросается тень на само историческое явление.

Второе. Вполне возможна подача исков об оскорблении чести и достоинства, об оскорблении чувств российских граждан. Третье — об оскорблении символов российского государства. Памятник Коневу уже давно стал одним из символов нашего государства. И в данном случае можно было бы завалить их всех исками такого рода. Можно и должно было бы завалить исками об отношении к нашим воинским захоронениям в Польше, которые просто разрушены.

По юридической, политической и экономической линиям можно было бы устроить хорошее давление на этих неофашистов и поставить их на место. У нас этого не делается по одной простой причине. К сожалению, наше правительство несвободно. Оно слишком смотрит за тем, что будет говорить «княгиня» Меркель.

У них нет самостоятельной идеи. А идея, которую изложил Путин в свое время — «Мы должны быть сильными» — и всё. Как говорится, сила есть — ума не надо. Это безыдейно, бездуховно, отсутствие нравственных ориентиров и соответственно отсутствие боли в борьбе за наше будущее. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за ними в бой.

Александр Дейнека. Эскиз монументального панно для Международной выставки в Париже. 1937
Александр Дейнека. Эскиз монументального панно для Международной выставки в Париже. 1937

Наши власти сегодня на это не способны, они способны только выкручиваться, для того чтобы остаться у власти. Полная конъюнктурность, так сказать, тактические успехи и стратегические провалы. А иногда и просто отсутствие стратегии как таковой. И самое-то главное, самое страшное — отсутствие цели для России, отсутствие общенародной цели, которая могла бы собрать народ, отсутствие точки сборки. Великая Отечественная война и память о ней могли бы быть такой точкой сборки. Почему-то наверху, к сожалению, за нее не шибко борются.

ИА Красная Весна: Какие тенденции, на Ваш взгляд, с которыми боролись наши предки в ходе Великой Отечественной войны, обнаружили себя в ситуации с пандемией?

— Исторические параллели, разумеется, есть. Ведь, по сути, Адольф Гитлер был отцом Евросоюза. Ведь что собирался строить Гитлер? Не просто Великую Германию, а Объединенную Европу, в которой Германия бы лидировала. С нами ведь воевали не только немцы, но и итальянцы, венгры, румыны, хорваты, валлоны. А рейхстаг защищали французы в последних боях в апреле–мае 1945 года. Это первое.

Второе. На мой взгляд, так называемая пандемия является рукотворной. Фашисты во время Великой Отечественной войны специально устраивали эпидемии тифа и холеры среди военнопленных для сокращения населения оккупированных территорий. Третье. Стремление создать глобальное пространство, в котором все были бы как на ладони — и каждый первый ходил бы за каждым вторым — постоянный контроль.

Четвертое. Стремление не давать жителям оккупированных районов полноценного образования. Гитлер говорил — хватит четырехлетки и хватит, если будут знать около 100 немецких слов, чтобы обслуживать оккупантов. Ведущиеся сейчас разговоры по поводу дистанционного обучения, которое якобы должно лидировать после так называемой эпидемии коронавируса — это именно вариант образования для оккупированных территорий. Это примитив. Это ни о чем. Это образование третьего сорта, потому что ничто не заменит общения учащегося с преподавателем.

Дистанционное образование полезно, если студент или учащийся находится где-то на Уэлене или в горах Кавказа, например. Но, извините, устраивать дистанционное образование для жителя мегаполиса — это издевательство.

И следующее, что проявилось — это сословное неравенство. Есть раса господ, а есть раса рабов. Что было в Москве недавно? Когда одни могли разъезжать без пропусков — члены правительства, члены Мосгордумы — будто они не могут болеть — а другие должны были получать пропуска. В результате чего у метро скапливалась огромная толпа народа.

Александр Дейнека. Золотая молодежь. 1928
Александр Дейнека. Золотая молодежь. 1928

В то время как обычные смертные едва сводили концы с концами, причем очень многие лишились работы в результате всего этого безобразия, наши телезвезды, наши менеджеры, капиталисты бесились с жиру — устраивали пир во время чумы. Всё это в высшей степени показательно.

Еще один момент. Замысел плана «Ост» состоял в следующем — сократить население Советского Союза до 30 миллионов человек. Теперь подобные замыслы пытаются осуществить, не сейчас, а в будущем — уже во всем мире. То есть политика на сокращение населения. Вот с этим и боролись наши предки и победили.

ИА Красная Весна: Что Вас не устраивает в том, как празднуют в современной России День Победы?

— Я могу сказать, что в целом те мероприятия, которые проводились, в особенности это касается «Бессмертного полка», они несли идею сохранения памяти о победителях. И парад Победы, и «Бессмертный полк». Другое дело, что «Бессмертный полк» должен быть в сопровождении песен. Об этом уже догадались в 2017–19 годах, когда это уже было.

По сути, «Бессмертный полк» связан с шествием ветеранов в сопровождении оркестра, которое традиционно проходило в Ленинграде и других местах 9 мая.

Второе. О наших дорогих ветеранах надлежит помнить всегда, а не только по праздникам. И в высшей степени прискорбно, когда наш уважаемый губернатор в дни праздников — 27 января и 9 мая — клянется и рачится в своей любви к ветеранам. Но когда его о чем-то попросишь — следует холодный бюрократический отказ.

У меня был такой случай с ныне покойным Георгием Александровичем Карабановым, человеком, который брал Варшаву в январе 1945 года. Он попросил у губернатора путевку в санаторий и получил отказ.

Должно большее внимание уделять воинским захоронениям. Я считаю, что безобразием является, когда члены поискового отряда «Ингрия» своими силами и на свои деньги поддерживают воинские захоронения и памятники на Синявинском рубеже и в других местах. Конечно, я преклоняюсь перед ними, перед их подвижничеством. Но с государственной точки зрения, я считаю, что это просто безобразие.

И еще один эпизод. В 2011 году на средства членов семей и участников Таллинского перехода — тогда еще были живы некоторые участники — была поставлена мемориальная доска на здание училища имени Фрунзе. Опять-таки низкий поклон тем, кто это сделал, но возникает вопрос — почему у нас существует целое управление по увековечению памяти, и почему оно ничего не делает.

В свое время один из моих друзей — покойный Кирилл Васильевич Захаров — бился как рыба об лед, пытаясь добиться установки памятника жертвам и героям Таллинского перехода — перехода Балтфлота из Таллина в Кронштадт. Это было одно из решающих, я считаю, событий Битвы за Ленинград. Когда Балтфлот ценой огромных потерь смог благодаря своим орудиям переломить ситуацию в нашу пользу — остановить немцев на ближних подступах к Ленинграду. Памятника этому значимому событию до сих пор нет. Вряд ли уже и будет.

При том, что у нас в Петербурге действительно есть много названий, связанных с героями Великой Отечественной войны, я считаю, что все-таки их недостаточно. И напротив у нас существуют совершенно левые топонимы — типа того же самого Костюшко — польского революционера, который был русофобом. Почему бы не переименовать улицу Костюшко в улицу Рокоссовского? Может, тогда бы поляки задумались и гонору у них стало бы поменьше.

К сожалению, ассигнования на правдивые книги, посвященные Великой Отечественной войне, выглядят достаточно мизерно. Мои друзья — члены Клуба военных историков Санкт-Петербурга — а это люди с серьезными именами — были вынуждены издавать свои книги высокого научного качества за свой счет. Причем издавать их ничтожными тиражами. В то время как фальсификаторская литература, типа того же Виктора Суворова, издается десятками тысяч экземпляров. Подобные неблагоприятные тенденции надо переламывать.

В последнее время, конечно, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. И тем не менее, достаточно часто всплывают произведения, которые неверно отражают события Великой Отечественной войны. Тот же, скажем, «Штрафбат» Володарского или Михалков с «Утомленными солнцем-2», где штрафники воюют черенками от лопат. Хотя в реальности штрафбаты получали самое современное оружие.

Иными словами, еще много проблем, еще много болевых точек. И, конечно, одна из болевых точек — это проблема Солженицына, который оскорбил мертвых и опозорил память о Великой Отечественной войне, приравняв Сталина к Гитлеру, воспев предателя Власова и людей в его окружении, которые по уши в крови.

Судя по ряду высказываний, «Архипелаг ГУЛАГ» достоин оказаться в списке экстремистской литературы. Если человек призывает бомбить собственную страну, если человек считает, что фашизм во многих случаях предпочтительнее, чем социализм. Если коллаборационистов он воспевает не как рабов, то это проповедник фашизма. Этому не должно быть места в школьной программе. И вообще на книжных полках наших магазинов.

ИА Красная Весна: Какое значение День Победы будет иметь уже в ближайшем будущем, учитывая, что человечество двигают в определенную сторону в связи с пандемией, и учитывая, что живых участников войны осталось совсем мало?

Валентин Волков. «Минск 3 июля 1944 года»
Валентин Волков. «Минск 3 июля 1944 года»

— Я думаю, что значение Великой Победы непреходяще. На сегодняшний день, вместе с Пасхой, это ключевая точка сборки русского народа. Неслучайно и то, что Великая Победа произошла в Пасхальный день. Я считаю, что это забыто не будет. Это всегда будет собирать русский народ, укреплять его, мобилизовывать. Потому что в Победе есть свое трансцендентное начало. Это действительно великий праздник победы жизни над смертью. Наше русское второе Воскресение. И не только спасение народа от физического истребления, но и духовное воскресение, духовное оживление. Русский человек показал, на что он способен. В Великую Отечественную войну открылись сокровища русской души.

Как писал Твардовский: «В бой, вперед, в огонь кромешный/Он идет, святой и грешный,/Русский чудо-человек».

Это незабываемо, это не забудут никогда. Передадим детям и внукам, а те передадут своим детям и внукам. И, возможно, память о Победе послужит щитом от всех тех вызовов, которые готовят нам глобалистские силы, те же самые силы, которые в 1941 году пошли на наших предков.