Санду стала для Молдавии президентом разрушенных надежд, ее красивые слова скрывают некрасивые действия, которые ведут страну в пропасть

Санду говорит и много заявляет, но что означают ее слова?

Илья Репин. Продавец новостей в Париже. 1873
Илья Репин. Продавец новостей в Париже. 1873

Президент Молдавии Майя Санду регулярно выходит в эфир местных телеканалов, где рассуждает и рассказывает о ситуации в стране, и как хорошо было бы в республике, если бы не… Рассмотрим одни из самых ярких высказываний президента за последнее время.

Начнем с комментария Санду по поводу рабочих мест в Молдавии. В этом ее высказывании интересно все.

«Люди должны понять, что именно частный сектор может создавать рабочие места. Государство не может бесконечно создавать рабочие места, потому что тогда некому будет финансировать это государство. Именно поэтому нужно говорить о привлечении инвестиций, о привлечении бизнес-сообщества», — сказала президент Молдавии Майя Санду и далее добавила, что после завершения конфликта на Украине власти начнут более «агрессивно» привлекать инвестиции.

Трудно не согласиться, что в капиталистической системе основную часть рабочих мест создают частные компании, однако рассмотрим мысль Санду про то, что если государство будет создавать рабочие места, то некому будет финансировать это государство. Президент лукавит или просто не понимает того, о чем говорит.

Санду работала во Всемирном банке и в министерстве экономики Молдавии, а значит не понимать сути вопроса она не может. Рабочие места, которые создало государство — это не только чиновники и госслужащие, это могут быть рабочие места на государственных предприятиях и в государственных корпорациях, которые могут приносить реальную прибыль и выплачивать налоги. Например, кишиневский аэропорт, который отдали в аренду, при участии Санду приносит прибыль своим новым хозяевам, но не государству.

Что касается инвестиций, которые должны прийти в республику, чтобы создать новые предприятия с новыми рабочими местами, — этими словами Санду просто издевается над молдавским бизнесом и людьми, потому что инвестиции можно привлечь только в стабильную, экономически привлекательную страну с дешевыми кредитами и развитой инфраструктурой.

Может ли Молдавия быть экономически привлекательной страной, когда всего за год своей работы правительство Санду добилось увеличения тарифов на газ с 4 леев (12 руб.) до 23 леев (71 руб.)? Значительно подорожал не только газ, но и электричество, а следом все остальное. Годовая инфляция достигла 34,29%.

Процентная ставка на кредиты поднялась до 23%, республика испытывает трудности в оплате по газовому контракту. В стране начали закрываться предприятия, они не могут выпускать конкурентоспособную продукцию с такими дорогими энергоресурсами. Кто в таких условиях будет инвестировать в Молдавию? Бизнес очень хорошо умеет считать не только деньги, но и риски.

Молдавия уже 30 лет ждет инвестиций, которые должны поднять ее промышленный потенциал и вывести молдавскую экономику из глубокого кризиса сразу на высокий европейский уровень. Однако за десятилетия разговоров о западных инвестициях в Молдавию никто ни разу не объяснил, почему ЕС и США должны поднимать молдавскую экономику и за свой счет растить конкурентов для своего бизнеса?

Запад уже сделал главные инвестиции — выкупил всю банковскую систему республики, занял практически всю нишу сетевых магазинов и купил местных проевропейских политиков.

Следующая реплика Санду — это ответ на то, что 15 августа Россия запретила ввоз на свою территорию растительной продукции из Молдавии.

«Этим летом нам удалось добиться лучших условий, упрощенного доступа на европейский рынок, кроме него есть и другие рынки. Мы должны стараться иметь качественную продукцию, конкурентоспособную и по цене, и по качеству, но мы хотим попасть на рынки, где ценят наши продукты, а не там, где другие критерии являются определяющими в вопросе, разрешат нам экспортировать или нет», — сказала президент Санду.

Вся отрасль сельского хозяйства Молдавии переживает тяжелые времена. Государство не помогает аграриям, а если помогает, то очень незначительно. Именно команда Санду спровоцировала стремительный рост дизельного топлива, это сразу отразилось на себестоимости продукции. Обрабатывать землю стало значительно дороже. Аграрии не могут добиться от государства топливных компенсаций, а кредиты в банках настолько дорогие, что их невыгодно брать. В разы поднялись цены на удобрение и агрохимию.

Что касается открытых для Молдавии европейских рынков, то это не совсем так. Да, в Молдавии повысили квоты на некоторые виды продукции, но не на все и не намного. Этот объем все равно значительно меньше, чем российский рынок, кроме того, для европейского рынка молдавским аграриям нужно серьезно поднимать качество своей продукции.

Не обошла президент стороной и газовый кризис, который она объяснила просто:

«Мы бы очень хотели поменьше цену на газ, но нам не продают по меньшей цене». Однако Санду не объяснила, почему «Газпром» не продает газ по более низкой цене и ни слова не сказала, что она как президент республики сделала для того, чтобы изменить в лучшую сторону условия контракта. Наоборот, Санду, когда нужно было ехать на переговоры в Россию, обсуждать условия заключения нового контракта на поставку газа, заявила, что эти вопросы якобы не входят в ее компетенцию.

Помимо этого, Санду, вместо того, чтобы налаживать контакты и сотрудничество с Россией, наоборот постоянно обостряет отношения с Москвой. Пиком антироссийской риторики стало ее заявление: «О чем сейчас, в ситуации конфликта в регионе, мы можем общаться с Россией? Мы поддержали Украину…» Санду поддерживает все антироссийские фейки, наподобие таких, как фейк в Буче. Она постоянно делает крайне антироссийские заявления. Молдавия участвует во всех международных мероприятиях, которые посвящены борьбе с Россией.

Параллельно с этим все провластные СМИ Молдавии, многие из которых так или иначе финансируются из международных организаций сети Сороса, ведут грубую антироссийскую пропаганду, выставляют Россию в самом негативном свете, настраивают молдавский народ против России.

Но не Россия привела республику к такому глубокому кризису, наоборот, в Москве всегда ценили нейтральный статус Молдавии, всегда выступали за взаимовыгодные и прагматичные отношения между странами. Не может Россия отвечать взаимностью, когда молдавская власть открыто заявляет, что республика больше не нейтральная страна и встала на сторону врагов России.

Майя Санду пообещала людям «хорошие времена», а сделала жизнь в стране еще хуже, толкнула людей в глубокую нищету.

Обещала поддержать социально уязвимые слои населения, а на деле спровоцировала космический рост цен на газ.

Обещала поднять пенсии, а на деле обесценила их на треть.

Обещала вернуть диаспору домой, а возвращаться некуда — в республике закрываются предприятия, увеличивается безработица.

Санду стала для Молдавии президентом разрушенных надежд, ее красивые слова скрывают некрасивые действия, которые ведут страну в пропасть.