Новый этап в армяно-российских отношениях — экономическая диверсификация. Возможна ли она, и как с этим этапом может быть связана делимитация границы с Азербайджаном

Диверсификация по-пашиняновски, или Как оторвать экономику Армении от России

Мартирос Сарьян. Пантеры. 1907 год
Мартирос Сарьян. Пантеры. 1907 год
Мартирос Сарьян. Пантеры. 1907 год

Сейчас по всей Армении проходят протесты против делимитации границы с Азербайджаном в Тавуше, где по решению премьер-министра Никола Пашиняна армянская сторона в одностороннем порядке оставляет позиции в четырех селах. Мы уже рассматривали события в армянском Тавуше с точки зрения схожести их с событиями, предшествующими блокаде Нагорного Карабаха.

Читайте также: Пашинян ставит Армению под угрозу блокады, как когда-то Нагорный Карабах

Теперь рассмотрим их с точки зрения отношений с Россией. Начнем, как может показаться, издалека, и вспомним, какие оценки глава МИД России Сергей Лавров дал армяно-российским взаимоотношениям в конце марта в интервью газете «Известия».

Лавров сразу же отметил, что армянское руководство «под надуманными предлогами, извращая историю последних трех лет, сознательно ведет дело к обрушению отношений с РФ».

Далее он припомнил период, когда Пашинян был в оппозиции и возглавлял движение, которое «имело связи с фондом Сороса» (организация, признанная нежелательной в РФ), лозунгом которого был «выход»: «Выход из ОДКБ и из Евразийского экономического союза».

Тем не менее после прихода Пашиняна к власти Москва решила закрыть на это глаза и поверить новой позиции Пашиняна, согласно которой «и ОДКБ, и Евразийский экономический союз — это структуры, которые принципиальны для Армении, для развития ее экономики, для недопущения ее изоляции на Южном Кавказе».

Напомним, что в 2020 году после 44-дневной войны, 9 ноября последовало трехстороннее заявление лидеров России, Армении и Азербайджана о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе. Согласно достигнутым договоренностям, азербайджанская и армянская стороны остановились на занятых позициях, а в регионе были размещены миротворцы из РФ. Под контроль Баку до декабря 2020 года перешли несколько районов вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

Тогда после поражения в Нагорном Карабахе в Армении в начале 2021 года прошли массовые протесты с требованием отставки Пашиняна.

Первый зам. главы комитета Госдумы по делам СНГ, Евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин напомнил в эфире радиостанции «Говорит Москва», почему тогда Россия не поддержала армянскую оппозицию.

Он подчеркнул, что изначально российские власти утверждали, что у них «принципиальная линия», они работают «с главами, с официальной властью». А потом стал влиять дополнительный фактор — подписание соглашения о мире.

«В 2020 году он провалил военные действия <…> После этого пошел на выборы. Оппозиция обращалась к нам и просила как-то ее зримым образом поддержать. Мы сказали, ни в коем случае, вы что, если что-то с Пашиняном случится, он же один из трех, кто подписал это соглашение о прекращении войны в Карабахе 9 ноября 2020 года. Если его не будет, то там вновь начнутся военные действия», — пояснил Затулин.

Москва планировала заморозить конфликт в Закавказье. Но вскоре началась СВО на Украине, хватка Москвы ослабла, после чего Пашинян, «разочаровавшись» в России, решил в 2022 году подписать документ в Праге, согласно которому Карабах — это Азербайджан.

«Путин потом сказал Пашиняну на очередной встрече: „Мы были удивлены, что вы так решили“. Никаких объяснений не было, потому что нас всегда просил Пашинян не забывать, что нужно параллельно с усилиями последних трех лет как-то урегулировать вопрос со статусом Нагорного Карабаха, и мы этим занимались», — пояснил Лавров.

Глава МИД также добавил: «Но когда он сам [Пашинян] подписался, что эта территория — часть Азербайджана, вопрос о статусе отпал. И когда люди стали уезжать из Карабаха, Никол Пашинян спросил у Владимира Путина: „Владимир Владимирович, а почему вы как бы бросили карабахцев на произвол судьбы?“»

При этом премьер-министр Армении сам решил, «что они [карабахцы] не являются гражданами или претендуют на какое-то гражданство Азербайджана», объяснил Лавров ситуацию.

«По сути дела, замыкается круг, и в армянском руководстве начинают высказываться идеи, аналогичные тем, с которыми Пашинян формировал свое движение „Выход“», — подытожил дипломат.

Сейчас уже многие видят, что Пашинян ведет Армению прямиком по пути выхода из ОДКБ и ЕАЭС.

Но несмотря на активные обвинения России во всех текущих проблемах Армении и сильное падение рейтинга Москвы в стране после событий в Нагорном Карабахе, голос протестов и армянской оппозиции опять обращается за поддержкой к России.

«Да, наши союзники — русские, а ваши — турки и азербайджанцы», — заявил 30 апреля депутат от фракции «Айастан» Арцвик Минасян вице-спикеру парламента Армении Рубену Рубиняну.

А теперь о новом тренде Пашиняна — о диверсификации. Еще в конце прошлого года армянские власти начали тщательно разминать тему диверсификации системы безопасности Армении и довели разговоры до угроз выхода из ОДКБ.

Весной 2024 года помимо диверсификации системы безопасности власти Армении начали поднимать тему диверсификации экономики, логичным развитием которой являются вопросы о целесообразности нахождения Армении в ЕАЭС. 28 марта спикер парламента Ален Симонян заявил, что получение статуса кандидата на членство в ЕС — самый желательный вариант, и что на самом деле Армения всегда шла по пути к ЕС, пока ее не втянули в другую систему — ЕАЭС.

29 марта группа европейских политиков во главе с экс-генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном опубликовала доклад, в котором расписаны четкие шаги для того, чтобы в ближайшее время Армения вступила в ЕС. Среди них — уменьшение зависимости Армении от России в сферах безопасности, энергетики и торговли, а впоследствии — выход из ЕАЭС.

5 апреля в Брюсселе прошла трехсторонняя встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна, госсекретаря США Энтони Блинкена и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, главной целью которой было названо обсуждение вопросов экономического развития Армении.

«Господин премьер-министр, мы поддерживаем идеи, которые лежат в основе Вашего предложения „Перекресток мира“. Мы видим более интегрированный Южный Кавказ с новыми транспортными маршрутами, энергетическим сотрудничеством, телекоммуникациями. Это будет способствовать диверсификации экономики, расширению возможностей и содействию усилиям по миру и примирению», — заявил Блинкен по итогам встречи.

Читайте также: Борьба за Южный Кавказ. Какую цель поставил президент Азербайджана?

А 30 апреля информационное агентство «Sputnik Армения» опубликовало новость, где сообщается, что на годовом собрании Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР) 14–16 мая правительство Армении собирается подписать с банком два кредитных соглашения по развитию транспортных путей.

Первый проект: участок Сисиан — Каджаран, входящий в коридор Север — Юг, где планируется построить новую дорогу с туннелями и мостами, что сократит время в пути до Ирана. Второй проект: два центра в Сюникской области для «упрощенного таможенного оформления грузов добросовестного бизнеса».

ЕБРР активно финансирует различные проекты в Средней Азии, Молдавии и других странах в интересах ЕС. Отношение России к ЕБРР можно хорошо понять из заявления Лаврова в феврале этого года: «Абсолютный приоритет в таких структурах, как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ, сейчас отдан военным и другим нуждам Киева».

Итак, ЕС уже активно окутывает экономическую инфраструктуру Армении. USAID активно прорабатывает программу по снижению зависимости Армении от поставок российского газа.

«У правительств Армении и США имеется серьезная обеспокоенность тем, что Россия может использовать геоэкономические рычаги в энергетическом секторе, в том числе поставки природного газа, чтобы заставить Армению отказаться от [выбранного] пути, поставив под угрозу стабильность в оставшейся демократической стране в регионе», — отметили в USAID.

Изображение: © armenia.gazprom.ru
Газотранспортная система Армении
Газотранспортная система Армении
АрмениисистемаГазотранспортная

Российский газ поступает в Армению через Грузию, также у Армении есть договор с Ираном, согласно которому Армения поставляет в Иран электроэнергию в обмен на газ. Однако Иран в глазах Запада, вероятно, нежелательный кандидат на замену российскому газу. Остается Азербайджан с Турцией.

Глава Азербайджана Ильхам Алиев, между прочим, уже не исключает, что в будущем Армения сможет покупать азербайджанский газ: «С учетом близости, инфраструктуры, конечно, такое сотрудничество было бы естественным».

В правящей партии Армении эту идею поддерживают. Например, депутат Гагик Мелконян заявил следующее: «Разве азербайджанский газ настолько токсичен, что мы не должны его покупать? Нам нужен альтернативный газ, обсудим и решим».

Другой депутат правящей партии, Бабкен Тунян, в ответ на предложение азербайджанской стороны о покупке газа заявил, что «для Армении, да и вообще для любой страны, вообще нет разницы, где покупать энергоресурс. Покупать следует там, где дешевле и выгоднее. А угрозы, связанные с энергоносителями, возникают тогда, когда ваша энергетическая безопасность находится на низком уровне и ваш источник один».

«Если возникнет такая ситуация, когда мы почувствуем, что нам выгоднее покупать газ в другом месте и это возможно, тогда нам следует задуматься над этим. Да, Россия — наш стратегический союзник, но мы не получаем газ от россиян бесплатно, мы его покупаем», — добавил он в ответ на вопрос, может ли Армения заменить российский газ на азербайджанский.

Если теперь посмотреть на схему газотранспортной системы Армении, то можно увидеть, что самый крупный газопровод из России проходит прямо в районе тех сел, которые сейчас Пашинян делит с Азербайджаном. В Армении высказывают опасения насчет того, что Азербайджан возьмет под контроль и межгосударственную трассу Армения — Грузия, и газопровод, отрезав Армению тем самым от внешнего мира с севера.

В отличие от Сюникской области Армении, где Иран активно выступает против того, чтобы Азербайджан и Турция соединились через «Зангезурский коридор», событиям в Тавуше Иран не может противодействовать, как бы они не нарушали его планы.

Пока что Пашинян под разговоры о диверсификации безопасности и экономики Армении подводит страну к состоянию тотальной зависимости от Запада и Турции с Азербайджаном. Причем так, что в конце концов уже не придется выбирать, у кого покупать газ и чьи товары возить по маршрутам, отстроенным на деньги ЕБРР.

Выборы в Армении по срокам должны состояться в 2026 году. Но у многих закрадывается сомнение, что Пашинян еще столько протянет. Эксперты высказывают мнение, что на замену Пашиняну Запад готовит новую антироссийскую фигуру. Среди кандидатов — спикер парламента Ален Симонян, глава МИД Армении Арарат Мирзоян и секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян. В любом случае, Запад не даст протестам в Армении развиваться стихийно и сделает всё, чтобы посадить на кресло премьер-министра Армении нового Пашиняна.