Пашинян ставит Армению под угрозу блокады, как когда-то Нагорный Карабах
12 марта 2024 года премьер-министр Армении Никол Пашинян провел пресс-конференцию и обозначил ряд тезисов, которые позволяют понять план дальнейших действий нынешнего правительства республики.
Начнем с заявлений Пашиняна касаемо отношений Армении и Евросоюза. В своем выступлении он сказал, что страна готова выстраивать настолько близкие отношения с ЕС, насколько это возможно: начиная с переговоров по либерализации визового режима, продолжая предоставлением льготных торговых условий для товаров, произведенных в Армении, и углублением экономических связей между сторонами.
Также он поднял тему возможных референдумов, чтобы решить вопрос, быть Армении в ЕС или в ЕАЭС. Что характерно, на следующий день, 13 марта, Европарламент принял резолюцию, предлагающую рассмотреть возможность предоставления Армении статуса кандидата в члены ЕС.
Чтобы понять последствия этих шагов, можно сравнить объемы товарооборота между Арменией и Россией и странами Евросоюза. За 11 месяцев 2023 года внешнеторговый оборот с Россией по сравнению с 2022 годом вырос на 40,8% и составил $6,3 млрд (580 млрд руб.), со странами Евросоюза вырос на 22,9% и составил $2,5 млрд (230 млрд руб.).
В январе 2024 года показатели оборота с Россией продолжили расти, с ЕС сильно уменьшились. Это говорит о том, что с «диверсификацией» в сфере экономики могут возникнуть сложности, которые приведут Армению к той же ситуации, что и Молдавию, которая лишилась низких цен на газ и потеряла традиционный рынок сбыта своей продукции из-за разрыва связей с Россией.
Что касается сферы безопасности, про которую Пашинян уже очень много сказал за последние полгода, тут наблюдается определенная стабильность — для ЕС Пашинян старается расширить область возможностей, для России, соответственно, наоборот, — сузить.
Это касается и новых контрактов по закупке вооружений, и активного продвижения в массы тезисов о том, что от российских миссий, действующих в регионе, больше проблем, чем пользы, и наоборот, продвижения тезисов в отношении европейский служб, якобы благодаря которым в регионе впервые за долгое время появились намеки на мирное существование.
На пресс-конференции Пашинян предложил после окончания в 2025 году текущего мандата миссии наблюдателей ЕС в Армении продлить его еще на два года.
От темы европейских наблюдателей перейдем к большому блоку по поводу армяно-азербайджанской границы, признания территориальной целостности Армении и Азербайджана и позиций различных сторон по этому вопросу.
Пашинян заявил, что Ереван решил заморозить свое участие в ОДКБ и поднять вопрос о возможном выходе из ОДКБ якобы из-за невнятных позиций России и организации по поводу того, какова зона ответственности ОДКБ и где, по мнению организации, проходит армяно-азербайджанская граница.
«Мы фактически заморозили свое участие в ОДКБ, не участвуем в заседаниях. Мы ожидаем лишь ответа на один вопрос: какова зона ответственности организации в Армении. Все проблемы начались с того момента, когда Ереван поднял этот вопрос. Если ОДКБ ответит на вопрос, где зона ответственности ОДКБ в Армении, и этот ответ будет соответствовать видению Армении, тогда мы будем считать, что вопрос между нами урегулирован. Если нет, то Армения выйдет из ОДКБ. Когда? Не могу сказать», — сказал премьер-министр на пресс-конференции, пошутив при этом: «... до Нового года».
В своем заявлении Пашинян отметил, что в отличие от России, ЕС признал суверенную территорию Армении, за что получил возможность разместить своих наблюдателей в регионе: «14 мая 2023 года в комнате для переговоров висела большая карта, на которой была выделена суверенная территория Армении. Это одна из причин, по которой наблюдатели миссии ЕС в Армении. Этот факт также отражен в четырехстороннем заявлении Гранады».
К вопросу об армяно-азербайджанской границе стоит процитировать еще один момент из пресс-конференции:
«Азербайджан заявляет, что признает территориальную целостность Армении и не имеет территориальных претензий. Почему разговор продолжается? По одной простой причине. На переговорах в Брюсселе возник вопрос: „А что Азербайджан имеет в виду под территориальной целостностью Армении? Что имеет в виду Армения, говоря о территориальной целостности Азербайджана?..“
Потом выяснилось, что цифры округлены. В том числе азербайджанская сторона обратила наше внимание на тот факт, что на сайтах государственных органов Армении территория Армении указана менее чем 29 800 квадратных километров — 29 743. То же касается Азербайджана, цифра округлена. Именно из-за обсуждений по вопросу этих цифр возникла определенная напряженность».
Можно ли говорить, что теперь вопрос исчерпан, карты согласованы и дальше процесс определения границ пойдет проще? Еще 11 января 2024 года глава Азербайджана Ильхам Алиев говорил по этому поводу весьма однозначные вещи. По его мнению, Армения и другие международные акторы стремятся провести делимитацию азербайджано-армянской границы по картам 70-х годов прошлого века, чтобы извлечь выгоду.
«До этого времени [в советский период] наши земли передавали Армении, и примерно со 100 тысяч квадратных километров, — я имею в виду территорию Азербайджанской Демократической Республики, — она уменьшилась до 86,6 тысяч квадратных километров», — заявил Алиев.
А вот что предлагает глава Азербайджана взять за основу: «Если говорить о политических основах, то за точку отсчета следует взять либо период создания Азербайджанской Демократической Республики [1918 год], либо период советизации [1920 год]. Это политическая методология. Если мы отдаем предпочтение хронологической методологии, то давайте посмотрим, какие были карты в начале XX века, построим свою работу на этих картах».
Эти заявления Алиева идут вразрез со всем, что говорит Пашинян по поводу площадей республик и карт, на основе которых стороны хотят провести границу.
Для полноты картины добавим заявление главы МИД Армении Арарата Мирзояна от 15 марта этого года: «Армения и Азербайджан близки к консенсусу по поводу признания границ 1991 года в качестве основания для делимитации и взаимного признания территориальной целостности, позиции двух стран сейчас ближе, чем даже месяц назад».
Формулировка «близки к консенсусу» может означать, что стороны еще очень далеки от окончательного согласования карт, особенно если брать во внимание вышеуказанные заявления Алиева. Если это так, то требование Пашиняна к России высказать свою точку зрения по поводу того, где проходит граница, когда даже главы конфликтующих республик не могут прийти к согласию по этому вопросу, становится невыполнимым. И шутка про «новогодний» выход из ОДКБ становится всё менее похожа на шутку.
Еще один интересный момент из выступления Пашиняна — власти ведут обсуждения по поводу вопроса об отказе от исков против Азербайджана в международных инстанциях. В связи с этим заявлением у армянской общественности появился резонный вопрос: зачем тогда надо было становиться членом Международного уголовного суда?
«Из-за этих исков люди воздержались от индивидуальных жалоб, и теперь отказ полностью лишит их возможности восстановить свои права. К тому же такой шаг поставит под угрозу дипломатический иммунитет Армении на международной арене», — отмечается в заявлении экс-омбудсменов и правозащитников Армении и Арцаха от 18 марта.
Власти Армении убеждали, что это действие не направлено против России, а членство в МУС нужно, чтобы подать иски против военных преступлений Баку и привлечь Азербайджан к ответственности. Нужно ли комментировать, как это выглядит теперь?
Следующий момент — Пашинян объявил, что Армения готова осуществлять погранконтроль в аэропорту «Звартноц» без поддержки российской стороны, начиная с августа 2024 года, о чем в России уже проинформированы.
В чем заключается ценность присутствия в этом аэропорту российских сил, хорошо объяснили в армянском Telegram-канале «Цицак»: «Аэропорт является стратегическим объектом, присутствие там российских пограничников обеспечивает возможность высадки контингента ОДКБ в случае вооруженной агрессии против Армении как со стороны турецко-азербайджанского тандема, так и со стороны организованных групп боевиков, как это было в январе 2022 года в Казахстане».
Хотя по этой же причине шаг с выдворением российских пограничников хорошо укладывается в планы Пашиняна по диверсификации системы безопасности Армении. Зачем республике иметь возможность высадки контингента ОДКБ, когда идут разговоры о выходе из ОДКБ?
Вместе с выводом из аэропорта российских пограничников стоит затронуть и тему судьбы сёл в Тавушской области. Еще 9 марта азербайджанская сторона заявила, что 4 неэксклавных азербайджанских села в Тавушской области (Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейримлы и Гызылгаджылы) «подлежат немедленному освобождению».
Пашинян во время конференции не исключил, что делимитация армяно-азербайджанской границы может начаться с Тавушской области. Напомним, что комиссии по делимитации уже проводили встречу 30 ноября 2023 года как раз в Тавуше.
Через несколько дней после конференции, уже 18 марта, как сообщает журналист Воскан Саркисян, Пашинян решил встретиться с жителями сёл Тавуша, чтобы предупредить, что территории четырех ранее населенных Азербайджаном сел Тавуша (вышеупоминаемые сёла) должны быть переданы Азербайджану, в противном случае начнется война, в которой на стороне Азербайджана выступит и Турция. Однако гарантий, что после сдачи 4-х сел Азербайджан не развяжет войну, Пашинян не дал, а только выразил надежду, что Баку не пойдет на это.
Почему вопрос с сёлами в Тавушской области стоит так остро? Депутат парламентской фракции «Айастан» Гарник Даниелян назвал несколько причин, отметим только некоторые из них. Во-первых, будет разрушена линия обороны Тавуша, построенная в 90-е. Вторая — через одно из сёл проходит газопровод, питающий Армению, и в случае передачи этого села он окажется под контролем Азербайджана.
И еще одна причина, которую хотелось бы выделить — межгосударственная дорога Армения — Грузия, обслуживание которой может оказаться под угрозой, так как пять участков дороги окажутся под контролем азербайджанской стороны. Хотя, по словам журналиста Саркисяна, Пашинян и пообещал, что будет построена дорога Енокаван — Джуджеван, проходящая через горы.
Отчасти это всё напоминает события, которые предшествовали блокаде Лачинского коридора и, как следствие, Нагорного Карабаха. Перед этим азербайджанской стороне были переданы ключевые районы, через которые проходили и линии электропередачи, и дорога, и газопровод. Альтернативные же коммуникации построены не были, хотя планы были.
Министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян уже подготавливает почву и говорит, что четыре села Тавуша, которые требует Азербайджан, не принадлежат административной территории Армении.
Вырисовывается страшная картина. С одной стороны, из-за решений Пашиняна у Армении появляются уязвимые участки в противостоянии с Турцией и Азербайджаном — этому способствует и постепенное замещение российского присутствия на европейские миссии в районе армяно-азербайджанской границы, и вывод российских пограничников, пока только из аэропорта, но следующим логичным шагом будет разговор и о других местах дислокации пограничников, в том числе на границе с Турцией.
С другой стороны, перекрываются ключевые артерии — речь о перекрытии коммуникаций с Грузией в Тавуше и проталкивании Зангезурского коридора, который отрежет Армению от Ирана. Эти две артерии — это главный актив Армении как государства, почва, на которой Армения может выстраивать диалог с другими государствами. Если контроль над этими участками перейдет к недружественной стороне, армянской государственности больше не за что будет зацепиться для продолжения своего существования.
Такой исход является крайне неблагоприятным и для России, так как в этом регионе нет других опорных точек для сдерживания амбиций Организации тюркских государств как минимум пока что.
(теги пока скрыты для внешних читателей)