1. Война идей
  2. Полемика о демократии
Перевод ИА Красная Весна /
Демократические консультации были созданы на базе традиций китайской культуры, включающей такие идеи, как стремление к общему благу, взаимопониманию и инклюзивность

МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 3

Николай Рерих. Конфуций Справедливый (фрагмент). 1925
Николай Рерих. Конфуций Справедливый (фрагмент). 1925

Многие граждане России, жившие в СССР, помнят идеологическое противостояние двух систем. С одной стороны были страны социалистического лагеря, а с другой стороны находился лагерь «демократических» стран. После развала СССР Китай традиционно считался социалистическим, но 4 декабря 2021 года МИД опубликовал текст под заголовком «Китай: демократия, которая работает», в котором утверждается, что Коммунистическая партия Китая построила в своей стране целостную народную демократию.

ИА Красная Весна продолжает публикацию перевода документа в пяти частях. В третьей части внешнеполитическое ведомство Китая описывает проведение демократических выборов на всех уровнях власти, принцип осуществления демократических консультаций, а также процесс принятия решений и принципы надзора за их исполнением со стороны общества.

Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 1

Читайте также: МИД Китая рассказал США, какой должна быть демократия. Часть 2

Целостная народная демократия в Китае представляет собой полноценную систему с вспомогательными механизмами и процедурами, которая доказала свою состоятельность при участии широких масс людей. Целостная народная демократия в Китае представляет собой сочетание выборной и консультативной демократии и применяется посредством сочетания выборов, консультаций, принятия решений, управления и надзора. Она охватывает экономическую, политическую, культурную, социальную, экологическую и другие области, уделяя особое внимание национальному развитию, социальному управлению и жизни людей.

Целостная народная демократия — это всеобъемлющая и скоординированная система, предполагающая широкое и регулярное участие: голоса людей будут услышаны и их пожелания будут представлены во всех аспектах политической и социальной жизни Китая. Целостная народная демократия не позволяет отдельным лицам манипулировать политическим процессом для победы на выборах и не оставляет политикам возможности давать обещания во время предвыборной кампании и нарушать их все после избрания.

1. Демократические выборы

Реализуя свое право голоса на выборах, народ избирает тех, кто представляет его волю к обладанию и осуществлению власти. Это важная форма демократии в Китае и наглядная демонстрация статуса народа как хозяина страны.

Выборы в Китае носят масштабный характер и охватывают все аспекты политической и социальной жизни страны. Они включают выборы в государственные учреждения, комитеты сельских и городских жителей, а также съезды работников предприятий и государственных учреждений.

Выборы в Китае основаны на равенстве, полностью гарантируется право людей голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах. Каждый человек может отдать один голос, и все голоса имеют одинаковую ценность.

Выборы в Китае являются подлинными и ими невозможно манипулировать, используя финансовые рычаги. Избиратели могут свободно голосовать за кандидатов, которым они доверяют.

Развитие экономики и общества позитивно влияет на избирательный процесс в Китае.

Выборы в государственные органы. К ним относятся выборы во Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные народные собрания всех уровней, а также выборы на руководящие должности в государственные органы соответствующих уровней. Все граждане КНР, достигшие 18–летнего возраста, за исключением лиц, лишенных политических прав в соответствии с законом, имеют право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах.

В соответствии с принципами всеобщего избирательного права, равных прав, множественности кандидатов и тайного голосования депутаты народных собраний на городском и окружном уровнях избираются непосредственно населением. Депутаты народных собраний на городском, провинциальном и национальном уровнях избираются народными собраниями уровнем ниже. Все депутаты избираются сроком на пять лет. Руководящие должностные лица государственных органов различных уровней назначаются или избираются народными собраниями соответствующих уровней.

Выборы на уровне общин. Выборы на низовом уровне являются наиболее широкой и динамичной формой демократии в Китае. Они включают выборы комитетов сельских и городских жителей, съездов работников предприятий и государственных учреждений.

Комитеты сельских и городских жителей состоят из председателей, их заместителей и членов. Выборы проводятся одновременно с выборами на уровне поселков и округов.

Съезды работников являются органами, через которые работники управляют и принимают решения на предприятиях и в государственных учреждениях.

Демократические выборы в Китае адаптированы к национальным условиям страны и текущему этапу социально-экономического развития. За последние десятилетия в «Избирательное законодательство Всекитайского собрания народных представителей и Местных народных собраний» постепенно вносились поправки. Соотношение представительства депутатов в народных собраниях было оптимизировано: в 1953 году наблюдался дисбаланс между городскими и сельскими районами, что позволяло городским жителям получить в восемь раз больше представителей, чем сельским жителям. К 1995 году это соотношение снизилось до 4:1, а к 2010 году был установлен паритет — городские и сельские жители получили равное представительство.

По мере того как росло понимание демократии, росло и число людей, участвующих в выборах. С момента начала политики реформ и открытости Китай провел 12 прямых выборов в народные собрания на уровне городов и 11 прямых выборов на уровне округов. В выборах участвовало около 90% населения страны.

2. Демократические консультации

Всякий раз, когда возникает проблема, заинтересованные стороны должны добросовестно обсудить ее. Вопросы, затрагивающие многих людей, обсуждаются всеми заинтересованными сторонами. Достижение наилучшего взаимопонимания, основанного на пожеланиях и потребностях всего общества, является сутью народной демократии. Китайский народ широко использует свое право голоса на выборах и проводит широкие обсуждения до принятия важных решений. Проведение демократических консультаций является особенностью китайской демократии.

Демократические консультации были созданы на базе прочных культурных, теоретических, практических и институциональных основ. Они вытекают из лучших традиций китайской культуры, включающей такие идеи, как стремление к общему благу, взаимопониманию и инклюзивности, а также из идеи откладывания в сторону имеющихся разногласий ради поиска точек соприкосновения.

Это результат многолетней упорной борьбы китайского народа во главе с Коммунистической партией Китая (КПК). Он берет свое начало в политической системе, созданной всеми партиями, организациями, этническими и социальными группами, людьми из всех слоев общества с момента основания КНР. Он также связан с постоянными инновациями Китая в его государственных институтах с момента проведения реформ и открытости.

Демократические консультации принимают различные формы. При принятии и осуществлении решений по основным вопросам, касающимся реформ, развития и стабильности, а также по вопросам, касающимся жизненно важных интересов народа, Китай проводит широкие консультации во всех областях и на всех уровнях по различным каналам взаимодействия, включая рассмотрение предложений, проведение конференций, дискуссий, семинаров, слушаний, консультаций, интернет-обсуждений, а также через опросы общественного мнения.

Консультации проводятся среди тех групп населения, интересы которых были затронуты. Они могут распространяться на все общество в целом, на жителей конкретного региона, или проводиться на местном уровне. Помимо этого консультации могут проводиться среди этнических групп или отдельных сообществ.

Система демократических консультаций была улучшена. В целях содействия широкому, многоуровневому и институционализированному развитию консультативной демократии Китай изучил и расширил каналы проведения консультаций, включив в них обсуждения, проводимые политическими партиями, народными собраниями, правительственными ведомствами, комитетами Всекитайского собрания народных представителей (НПКС), народными и социальными организациями, а также общинами.

  • Коммунистическая партия Китая и другие политические партии проводят консультации по основным документам Национального конгресса КПК и Центрального комитета, по пересмотру Конституции, разработке и пересмотру основных законов, отбору кандидатов в руководство страны, среднесрочным и долгосрочным программам социально-экономического развития и основным вопросам, связанным с реформами, развитием и стабильностью, Единым фронтом и многопартийным сотрудничеством.
  • При осуществлении своих функций и полномочий народные собрания на всех уровнях участвуют в обсуждениях с правительственными ведомствами, общественными организациями, экспертами и учеными, а также широкой общественностью.
  • Правительства на всех уровнях при выполнении своих обязанностей укрепляют связь с депутатами народных собраний, членами комитетов НПКС и представителями других политических партий и различных организаций, объединяющих все слои общества.
  • Под руководством КПК Всекитайское собрание народных представителей проводит широкие консультации и формирует консенсус по вопросам, касающимся проведения реформ, развития и стабильности.
  • Народные организации проводят консультации с соответствующими правительственными ведомствами по вопросам жизненно важных интересов, особенно тех, которые касаются прав и интересов конкретных групп, и участвуют в консультациях, организуемых НПКС.
  • Организации КПК, правительственные ведомства и народные организации самоуправления на низовом уровне, экономические и социальные организации обсуждают с местным населением вопросы, касающиеся развития местных сообществ и жизненных интересов людей.
  • Общественные организации участвуют в консультациях и инициируют их проведение, чтобы лучше служить обществу.

Благодаря этим семи каналам консультаций Китай практикует всеобъемлющую форму демократии.

Китай опирается на коллективную мудрость и способствует полному выражению и углубленному обмену различными идеями и точками зрения посредством демократических консультаций. Участники этих консультаций уважают друг друга, проводя консультации на равноправной основе. Они следуют установленным правилам, но при этом остаются открытыми и терпимыми друг к другу, ведут переговоры добросовестно. Так была создана благоприятная среда для консультаций, в которой каждый может свободно, рационально и в соответствии с законом и правилами выражать свои собственные взгляды. Посредством демократических консультаций Китай добился консенсуса в обществе, способствовал социальной гармонии и стабильности.

3. Демократическое принятие решений

Использование демократического способа принятия решений является важным звеном в рамках целостной народной демократии Китая. Оно отражает волю людей, учитывая их права и интересы, улучшает их благосостояние. В Китае стандартная практика заключается в том, чтобы слышать голоса людей, действовать в соответствии с их потребностями и объединять их идеи и силы. Все больше идей и предложений широкой общественности поступают непосредственно лицам, принимающим решения на всех уровнях, и они все чаще находят отражение в основных решениях Партии и правительства.

Законодательство об открытых дверях, принятое ВСНП. Народные собрания всех уровней и их постоянные комитеты занимаются законотворчеством в интересах общества. Людям гарантировано участие в законотворческой деятельности с использованием различных каналов общения, через которые они могут отразить в законах свою волю. Такой подход получил широкую общественную поддержку.

Когда предлагается какой-либо законодательный акт, проводятся семинары, слушания и обсуждения для широкого привлечения общественного мнения, чтобы воля народа отражалась с самого первого этапа принятия законодательства. После консультаций с профессионалами и общественностью, разработка законов и нормативных актов поручается третьим лицам. Опубликованный законопроект проходит публичное рассмотрение посредством онлайн-каналов и средств массовой информации. Помимо этого люди могут участвовать в разработке, исследовании, пересмотре и последующей оценке законопроектов через местные бюро законодательной информации.

Прозрачное принятие решений правительством. Правительства на всех уровнях выслушивают мнения и предложения всех групп людей по основным вопросам в различных формах и с использованием множества каналов.

Сначала депутаты народных собраний и члены НПКС вносят предложения и формируют заявки, а граждане, юридические лица и другие участники процесса могут подавать письменные предложения. Мнения и предложения собираются из всех социальных секторов и заинтересованных в законе лиц через проведение семинаров и слушаний, анкетирование и поездки на места.

Проекты решений и пояснительные записки размещаются на правительственных веб-сайтах, порталах и в СМИ. На последнем этапе решение принимается после обсуждения во всех группах на основе принципа демократического централизма. Для последующей оценки еще раз запрашивается общественное мнение, мнение депутатов народных собраний, членов НПКС, народных и общественных организаций, а также экспертов в различных областях.

Принятие решений на низовом уровне происходит в формате встреч между сельскими и городскими жителями или их представителями. Такие встречи проходят по широкому спектру вопросов: экономика и общество, инфраструктура, социальное управление, культурные услуги, охрана окружающей среды, разработка правил самоуправления и другие ключевые вопросы местного управления. Сельские и городские жители также принимают участие в выполнении принятых ими решений.

4. Демократическое управление

В Китае люди сами ведут свои дела. Они являются хозяевами страны и, соответственно, осуществляют свои демократические права, управляя делами государства, экономики, культуры и общества по различным каналам и во многих формах.

Участие народа в управлении политической и общественной жизнью. Народ осуществляет свои права и выполняет свои обязанности в соответствии с Конституцией. Люди участвуют в выборах, консультациях, принятии решений и надзоре, а также управляют другими областями политической и социальной жизни, в полной мере пользуясь своими правами на информацию, участие, самовыражение и контроль.

Демократическое управление городскими и сельскими общинами. Согласно Конституции, соответствующим законам и нормативным актам, городские и сельские жители могут устанавливать правила и соглашения для управления своими общинами. Путем обсуждения они могут определить права и обязанности жителей, правила и процедуры взаимодействия между местными организациями, а также общие принципы коллективной экономики, безопасности соседей, пожарной безопасности, общественной санитарии, брака, отношений между соседями, планирования семьи и культурных мероприятий. Жители управляют всеми городскими и сельскими общинами, общественными делами и услугами в своих общинах, осуществляют самоконтроль и стараются улучшить свою жизнь.

Демократическое управление на предприятиях и в государственных учреждениях. Более 150 миллионов субъектов рынка процветают по всей стране благодаря имеющейся у них автономии в своих деловых операциях и управлении. Они предоставляют возможность трудоустройства для более чем 700 млн человек, увеличивая национальную мощь Китая и способствуя устойчивому росту экономического и социального благосостояния.

В соответствии с Конституцией, законами и нормативными актами страны съезды работников осуществляют демократическое управление предприятиями и государственными учреждениями. Структура компаний подразумевает существование механизмов раскрытия информации о ее делах, а также наличие механизмов включения сотрудников в состав совета директоров и наблюдательный совет. С её помощью сотрудники участвуют в управлении бизнесом и защищают свои законные права и интересы. Таким образом, предприятия и их сотрудники разрабатывают и поддерживают механизмы управления на основе консультаций и делятся создаваемыми ими возможностями.

В общей сложности 3,14 миллиона предприятий учредили конгрессы работников, в том числе 2,94 миллиона частных предприятий.

Демократическое управление общественными организациями. Ассоциации, фонды, социальные службы и другие общественные организации формулируют свои собственные уставы, осуществляют автономное управление своим персоналом и деятельностью. Они решают проблемы своих сотрудников и клиентов с учетом их мнения. Они участвуют в управлении государственными делами в соответствии со своей ролью и вносят вклад в повышение профессиональной дисциплины, предоставление государственных услуг и реализуют благотворительные начинания.

По состоянию на ноябрь 2021 года в департаментах по гражданским делам всех уровней было зарегистрировано более 900 000 общественных организаций, которые стали важной частью народно-демократического управления в Китае.

5. Демократический надзор

Всеобъемлющий и эффективный демократический надзор позволяет людям продолжать осуществлять свои демократические права после выборов и обеспечивает эффективный контроль за осуществлением власти. В Китае злоупотребление властью в личных целях искореняется не сменой правящих партий или разделением полномочий, а разумным, эффективным демократическим надзором. Китай изучил существующие системы надзора и, принимая во внимание свои национальные особенности, создал эффективную сеть надзора с четко заданными функциями и обязанностями, которая распространяется на каждую область и на каждый уголок.

Надзор со стороны народных собраний. Народные собрания осуществляют надзор за соблюдением Конституции и законов, а также за осуществлением основных решений и планов. Народные собрания всех уровней и их постоянные комитеты наблюдают за судебной, контрольной и правоохранительной деятельностью правительства, надзорных комиссий, народных судов и прокуратур. Люди активно участвуют в надзорной работе народных собраний различными способами, такими как форумы депутатов ВСНП, встречи людей из низов, анкетирование, онлайн-исследования и так далее.

Надзор со стороны некоммунистических политических партий. КПК призывает другие политические партии и независимые организации осуществлять демократический контроль, выражать свои взгляды, выступать с критикой и давать советы. Также они занимаются инспектированием и контролем за выполнением основных стратегий, решений и планов партии и государства через проведение политических консультаций и выезды на места. Эти организации и партии осуществляют целевые проверки по поручению соответствующих комитетов, соблюдая четыре основных принципа: идти по пути социализма, поддерживать народную демократическую диктатуру, поддерживать руководство КПК, поддерживать марксизм-ленинизм и учение Мао Цзэдуна. Политические партии, организации и общественные деятели, входящие в НПКС, в соответствии с уставом совета могут осуществлять надзор за проводимыми НПКС мероприятиями, за реализацией основных стратегий, решений и планов КПК и государства, высказывая критические замечания и предложения. Их помощь КПК и правительству в решении проблем усиливает солидарность общества.

Административный надзор. Государственные административные органы в соответствии со своими уставными полномочиями, процедурами и методами осуществляют надзор за реализацией своих административных актов. Различные органы контролируют друг друга и осуществляют внутренний надзор сверху вниз и снизу вверх.

Надзор со стороны наблюдательных комиссий. Наблюдательные комиссии изучают политическое поведение государственных служащих и контролируют осуществление ими государственной власти и соблюдение профессиональной этики; они также могут потребовать от соответствующих органов и подразделений провести обучение или усилить степень управления и надзора за своими сотрудниками.

Судебный надзор. Судебные и прокурорские органы в соответствии со своими уставными полномочиями и процедурами осуществляют надзор за осуществлением государственной власти, санкционированной народом. Судебный надзор является наиболее действенной формой надзора со стороны КПК и государства; это последняя «линия обороны», обеспечивающая законность осуществления государственной власти.

Аудиторский надзор. Ревизионные органы на каждом уровне проверяют исполнение бюджета, контролируют окончательные отчеты, а также доходы и расходы департаментов и правительств.

Финансовый и бухгалтерский надзор. Финансовые департаменты юридически уполномочены контролировать соблюдение законов, административных постановлений и ведомственных нормативных актов, регулирующих финансовые и бухгалтерские вопросы.

Статистический надзор. Статистические данные необходимы для предотвращения фальсификации и наказания за нее, они обеспечивают надежную основу для планирования экономического и социального развития. Статистические департаменты и ведомства контролируют все организации и персонал, собирающий официальную статистику, для обеспечения достоверности, точности, полноты и актуальности статистической информации.

Общественный надзор. Граждане, юридические лица и другие организации осуществляют надзор за деятельностью государственных органов и их сотрудников. Они выявляют факты неправомерного поведения или преступлений, связанных с невыполнением служебных обязанностей, злоупотреблением полномочиями или нарушением профессиональной этики. После чего они могут потребовать осуществить административный пересмотр, инициировать административное разбирательство или подать жалобы или обвинения в надзорные органы.

Надзор со стороны общественного мнения. Средства массовой информации выполняют свою надзорную роль, представляя общественное мнение, своевременно разоблачая злоупотребления государственной властью, невыполнение служебных обязанностей и должностные преступления. В настоящее время люди все больше полагаются на быстроразвивающийся Интернет и другие платформы, помогающие сделать критические замечания и предложения по работе государственных органов и государственных служащих на всех уровнях. Интернет играет большую роль в содействии надзору со стороны общественного мнения.