Оплот российского либерализма не вынес свободы чужого мнения

Какие струны задел Вадим Самойлов своим монологом о Ельцин-центре

Константин Маковский. Гитарист (фрагмент). 1879
Константин Маковский. Гитарист (фрагмент). 1879

Странный скандал, разгоревшийся в ночь с 22 на 23 октября после выступления известного музыканта, основателя рок-группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова на екатеринбургском фестивале «Ночь музыки» в Ельцин-центре, не утихает уже неделю.

Странность вот в чем. Наши либералы, казалось бы, отстаивают ценность личного мнения. Еще при открытии Ельцин-центра были, по словам руководства, заложены базовые принципы либерализма: «отсутствие идеологического давления, свобода дискуссии, уважение к чужому мнению, ориентация на людей с разными политическими взглядами, культурными и эстетическими предпочтениями».

Но, заслышав высказывание, не совпадающее с их мнением, они превратили эту ценность в репрессивную машину. Так что же это за такая необычная форма либерализма? И действительно ли это либерализм? Давайте разберемся.

На музыкальном фестивале Вадим Самойлов эмоционально высказался о доме-музее, посвященном первому президенту Российской Федерации Борису Ельцину.

Передав привет Ельцин-центру, он сказал: «Вы нам тут площадки предоставляете… Мы знаем, чем вы занимаетесь. Вы занимаетесь контрпропагандой антигосударственной, в Ельцин-центре».

Далее он в резкой форме признался в нелюбви к проповедникам ЛГБТ-ценностей среди детей. А про тех, кто стоит за единение России, музыкант сказал: «Я вас всех люблю и приветствую».

«А жизнь больше, чем Ельцин-центр, чем эти 90-е. Давайте жизнь любить», — в конце монолога подытожил музыкант.

После этой истории руководство заведения написало на своем сайте, что «считает невозможным оставить выходку г-на Самойлова без ответа».

«Да, мы, в отличие от него, привержены общечеловеческим ценностям и либеральным идеалам, среди которых на первом месте — уважение к людям разных взглядов, рас и сексуальной ориентации. И неуважение — к тем, кто оскорбляет и унижает их. А потому оставляем за собой право прекратить сотрудничество с организаторами „Ночи музыки“ и надеемся никогда более не видеть г-на Самойлова в стенах Ельцин-центра», — пояснили они.

Кроме поклонников и слушателей, которые бурно аплодировали после высказывания артиста на том знаменательном фестивале, с поддержкой в его адрес высказались и другие деятели культуры.

Изображение: (cc) Екатерина Борисова
Сергей Галанин
Сергей Галанин
ГаланинСергей

Поддержали Самойлова лидер группы «СерьГа» Сергей Галанин и певец Найк Борзов. Галанин положительно высказался о выступлении Самойлова: «Имеет право полное. <…> Он состоявшийся человек, не будет внимание обращать».

Найк Борзов также выразил истинно либеральную позицию: «Если он против сексуальных меньшинств, то это его личное мнение. Он его выражает таким вот образом. Это его такая позиция, его желание, такое отношение ко всему этому».

Журналист Маским Кононенко написал, что «когда какой-нибудь рэпер на концерте топит против ментов и полицейского государства — он молодец, поэт и гражданин», а «когда другой музыкант топит против условных „либералов“ — то он, значит, нагадил в святом месте и должен быть осужден и отчужден». «Это всё, что вы должны знать о „либерализме“», — подметил он.

Комментаторы выступления на сайте телеканала REN.TV тоже одобрительно отозвались о словах артиста. Один из них написал, что Самойлов сказал всё правильно, потому что история с толерантностью уже «немножко перегрета» и начинает «поворачиваться в другую сторону», подметив складывающуюся тенденцию. «Классно, что мы можем еще публично говорить вещи, о которых думаем. Поэтому я полностью поддерживаю Вадима. Наверное, рок — это про позицию, которую ты не должен скрывать. Слава богу, что такие рокеры еще есть», — сказал он.

Другая зрительница отметила, что, по ее мнению, Самойлов «хотел сделать так, чтобы люди отреагировали на то, что он думает. Это не плохо, тем более он рокер. Выступление было крутое, я там была, и у меня только позитивные эмоции».

Кинорежиссер Виктор Мережко сказал, что эмоции музыканта ему понятны, но исправить ситуацию гневными заявлениями невозможно, так как эта «тьма захватила почти всё».

«В зарубежных странах министры откровенно целуются со своими любовниками, не стесняясь того, что они гомосексуалисты. И эта зараза, к сожалению, и к нам перебрасывается. Самое страшное — народ начинает к этому привыкать», — поделился режиссер.

И отметил, что насаждение нетрадиционных ценностей становится уже мировой тенденцией. Потом он перешел на более тонкие образы и сказал, что «планета окутана страшной пеленой греховности и греха, и боюсь, что наша планета к чёртовой матери накроется вся после этого содомского греха, против бардака, который творится». По его мнению, всё это прогрессирует, а сможет ли кто это остановить — неизвестно.

И добавил, что великая наша Россия и ее жители начинают опускать руки. «Допускать этого нельзя!» — категорично сказал режиссер.

Изображение: (cc) Евгения Давыдова
Виктор Мережко
Виктор Мережко
МережкоВиктор

Тем временем организатор фестиваля Евгений Горенбург попросил Самойлова извиниться перед руководством Ельцин-центра. Артист извиняться отказался наотрез, заявив, что единственное, за что он мог бы попросить прощения — это за мат, и то — перед зрителями.

На следующий день музыкант дал несколько более развернутых комментариев. В частности, в комментарии «Газете.ру» он подтвердил, что Ельцин-центр «действительно является центром антигосударственной пропаганды и пропагандирует радикальные либеральные ценности». Его возмущает «метафора», которой пользуется это заведение: «до Бориса Николаевича Россия была темной, а он пришел, и она стала светлой», «эти святые 90-е».

«Я их святыми не считаю, я их считаю временем разрушения государства, предательства элиты», — пояснил артист.

В этой связи вспомним, чем прославился Ельцин-центр и почему к нему сложилось настолько негативное отношение, что у музыканта оказалось так много единомышленников.

Соцопросы также подтверждают нелюбовь жителей России к этому зданию и тому, что там творится. В 2019 году «Рамблер» провел исследование, которое показало, что 91% респондентов настроены против него, и только 5% — за, воздержавшихся было 4%.

Что же не так с Ельцин-центром?

Один из памятных случаев произошел в июне 2017 года.

Тогда в Ельцин-центр прибыла группа, состоящая из десяти детей в сопровождении родителей. Дети с родителями пришли для просмотра «лучших короткометражных фильмов для детей» по программе «Шведская модель». В объявлениях о мероприятии было указано «без возрастных ограничений», так сказать, ничего не предвещало…

И тут, когда начался просмотр, дети — все до 12 лет, а один и вовсе в детской коляске — увидели фильм о подростках, занимающихся сексом, курящих и пьющих алкоголь. Что после этого было с детской психикой — нетрудно догадаться. На это тут же среагировали родители и начали протестовать.

Руководство Центра тогда попыталось переложить ответственность с себя на шведов, сказав, что они просто предоставили помещение и ничего не знают, ничего не ведают и ни за что не отвечают.

После этого «фильма» несколько родительских общественных организаций подали заявления в прокуратуру, а уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков публично раскритиковал позицию заведения как несостоятельную, отметив, что за содержание материалов отвечает тот, кто предоставляет помещение для их показа.

Именно в Ельцин-центре показывали и нашумевший «просветительский» мультфильм об «истории» России, где история показана не через призму наших традиционных ценностей, общенародной сплоченности, заступничества, любви к ближнему, а через странно очерченную идею личной свободы.

Например, Александр Невский показан не героем-защитником Руси, а человеком, которого вече дважды изгоняло из города, потому что он «посягал на городские вольности». После, как считают авторы мультфильма, на смену «древнерусской демократии пришла княжеская тирания», которая прошла и через правление Ивана Грозного, и через период правления Петра Первого, которому нужны были «европейские пушки, но не нужны были европейские свободы».

Дореволюционная Россия названа в мультике «страной рабов», которая «вписаться в Европу так и не смогла». Советский период также представлен в искаженном виде. Чего стоят одни цифры 10–20 миллионов человеческих потерь за годы репрессий, которые не имеют ничего общего с историческими документами. Родители много раз отмечали, что дети приходили подавленными после этого фильма, как будто нечто перегорало в них.

В конце мультфильма над страной «наконец» расходятся тучи и в светлом сиянии предстает Борис Ельцин, который рекламируется центром как оплот демократии и светоч свободы в сравнении с самодержавной тиранией и советскими репрессиями. Это звучит особенно дико, если вспомнить, что в 1993 году по его приказу был расстрелян Дом Советов, в то время, когда там находилась законно избранная власть.

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Памятник Ельцину возле Ельцин-центра в Екатеринбурге
Памятник Ельцину возле Ельцин-центра в Екатеринбурге
ЕкатеринбургевЕльцин-центравозлеЕльцинуПамятник

И какой же такой либерализм проповедует команда этого храма ельцинизма, если детям не предлагают выбрать более близкое им направление мысли, опираясь на чистые исторические факты, а навязывают Ельцина, замазывая грязью всё, что было до него?

Вообще «святые» 1990-е подаются в Ельцин-центре таким образом, что страшные страницы обнищания народа, распада экономики, расцвета наркомании, расстрела парламента, войны в Чечне убраны на задний план. А на первом — Ельцин собственной персоной раздает всем направо и налево дары свободы.

Еще в 2019 году первый заместитель исполнительного директора Ельцин-центра Людмила Телень утверждала, что с приходом Ельцина в России началось «движение к демократии, к свободному рынку, к уважению прав человека, к тому, чтобы соблюдать общечеловеческие ценности». И чьи же это «общечеловеческие» ценности?

В разное время в Центре проходили дискуссионные клубы на тему реабилитации врагов советской власти, где под видом «диссидентов 1940-х годов» проталкивали в том числе и коллаборационистов из РОА генерала Власова, воевавшего против нашего народа на стороне нацистов в Великую Отечественную войну, и участников фашистского восстания 1956 года в Венгрии и подобных им.

Задетая Самойловым тема ЛГБТ частично была спровоцирована проведением в октябре в Екатеринбурге Ural Pride Week — ежегодного недельного комплекса мероприятий по вопросам прав и свобод ЛГБТ-сообщества.

К слову сказать, Великобритания спонсировала этот проект более чем 200 миллионами рублей. А проходил он как раз в Ельцин-центре. Общественные организации города пытались противодействовать этому.

Так, организация «Ветераны России» в сентябре отправила письмо в прокуратуру с просьбой проверить законность проведения мероприятия. В конце сентября на сайте сообщалось о блокировке страницы в социальной сети «ВКонтакте», однако само мероприятие не запретили. Позже, 30 сентября, сообщалось, что УПКД начало работу по запрету «Недели гордости ЛГБТ». В частности, представители организации отправили официальные обращения и заявления в прокуратуру, главе города, полпреду и губернатору. Результаты проверок пока неизвестны.

В прошлом 2020 году общественность также пыталась бороться с проведением этого мероприятия. Тогда «Уральский родительский комитет» и другие организации устроили пикет возле Ельцин-центра, где должно было проходить мероприятие «Бай, бай, стигма».

И это только малая часть деятельности храма Бориса Ельцина.

Либеральная «свобода» слова

С резкой критикой отдельных аспектов высказывания Вадима Самойлова выступили такие представители позиционирующего себя с либерализмом лагеря, как ведущий Владимир Познер, журналист Александр Невзоров.

Познер заявил, что название «группы „Агата Кристи“ не очень русское. И, может быть, ему (Вадиму Самойлову — прим. ИА Красная Весна) следует подумать над тем, как переименовать ее, например, в какую-нибудь „Агафью“ вместо „Агаты“».

Также он рассказал, что рок-н-ролл — явление «не русское», а «вполне либеральное», выражающее протест, поэтому выступление музыканта ему «кажется глупым». Это заявление похоже на противопоставление либерализма и русскости, что собственно и подтверждает слова музыканта.

Невзоров в своем комментарии рассмотрел другой аспект выступления — качество речи артиста, мол, построения фраз недостаточно правильное. Он назвал певца «несчастным человеком».

Невзоров пояснил, что на Самойлова «нельзя обижаться», как сделал это Ельцин-центр. Он сравнил певца с «„девочкой-собакой“, которая прожила всю жизнь где-то на цепи у злобных алкоголиков-родителей, которые не выучили человеческой речи». «Вот они все так же не умеют изъясняться по-русски», — посетовал он.

Кто «все» — Невзоров не расшифровал. Видимо, либо представители музыкального сообщества, либо те, кто имеет иную точку зрения от его. Но в любом случае музыканты — не преподаватели филфака, лекций не читают, говорят, как могут. Почему нельзя-то?

Главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов предстал классическим либералом, отстаивающим свободу слова. Он пожурил Ельцин-центр: «Уж лучше свобода слова и оскорбления, чем отсутствие ее». И пояснил, что толерантность — это «дозволение себя критиковать». «Или вы хотите жить в пузыре, где все вас только любят?» — задал он вопрос руководству заведения.

Изображение: © ИА Красная Весна
Алексей Венедиктов
Алексей Венедиктов
ВенедиктовАлексей

А далее последовало главное. Он стал действовать более тонко, нежели его коллеги, намекнув, что Вадим Самойлов со своей группой и сам «ездил по стране с концертами „Голосуй или проиграешь“ в поддержку президента Ельцина». Он обвинил певца в лицемерии: «Поэтому, наверно, немного лицемерно прозвучали (его слова — прим. ИА Красная Весна)».

Венедиктов предположил, что слова Самойлова могут быть «хайпом, поскольку мы живем в такое время». И намекнул, что музыкант наивен как гимназистка, которая, «узрев мужские панталоны, кричит: „Как это возможно?“». Действительно, не понимать того, что делает Ельцин-центр, могут только очень наивные люди.

В общем, кто топорно, кто более тонко, но либеральное сообщество устроило контратаку на музыканта.

Даже некоторые экскурсоводы из Свердловской области — малой родины «Агаты Кристи», и те написали в соцсетях, что лишний раз не хотели бы проводить экскурсии по самойловским местам, чтобы еще раз не испытывать приступы «испанского стыда». На что Вадим Самойлов в интервью удивился, сказав, что и не знал, что такие экскурсии существуют.

Очевидно, что свобода слова, набившая оскомину еще со времен перестройки, это лишь карта в руках мошенников. Так что же стоит за всеми этими громкими словами о свободе слова?

Крайняя форма либерализма как фашизм

Вадим Самойлов в интервью ЕАН 29 октября признался, что сам он тоже считает себя сторонником либеральных взглядов, однако то течение либерализма, которое сформировалось сейчас, уже «превратилось в абсолютный фашизм».

В развитие тезиса, который ранее был озвучен им на фестивале, Самойлов сообщил: «Что касается либертарианской и либеральной идеи, то она превратилась в абсолютный фашизм. Мы наблюдаем это последовательно в течение определенного времени».

По его словам, представители нынешнего либерального сообщества рассуждают так: «Если ты не придерживаешься нашей идеологии, то тебя нет». Кроме того, они «нетерпимы к любой иной точке зрения, в том числе и в России».

Изображение: (cc) Andreas Lawen, Fotandi
Рок-музыкант Вадим Самойлов
Рок-музыкант Вадим Самойлов
СамойловВадимРок-музыкант

Сам певец уверен, что, «либерализм должен соседствовать с некоей ответственностью перед обществом».

«Крайняя форма либерализма является фашиствующей. Как и крайняя форма национал-патриотизма с его идеей „Россия для русских“», — отметил музыкант. Так Самойлов прокомментировал замечание Владимира Познера о том, что рок-н-ролл — явление «либеральное, а не русское».

Конечно, странно это слышать от рок-музыканта, который в 1990-х годах плыл на волне этого либерализма и в общем-то от него не отрекся. Но это только подтверждает то, о чем последнее время всё больше говорят и политические аналитики, и обычные люди.

О создании другой модели мира, где классический человек с его представлениями о моральных границах «свободы слова» и различением добра и зла стал казаться странным пережитком прошлого. И ему на смену готовят другого — постчеловека.

А протест против искажения понятий добра и зла собирает тех, кто еще способен сопротивляться создаваемому хаосу. Люди поддерживают друг друга в борьбе с «новыми ценностями» или «тьмой», о которой говорит режиссер Мережко.

Артист высказал свое мнение, воспользовавшись этой самой свободой слова, которая должна быть священна для любого либерального деятеля или учреждения, но уважения к своему мнению, мягко говоря, не получил. А ведь свобода дискуссии и уважение к чужому мнению — это один из «базовых принципов» Ельцин-центра.

«Это отсутствие идеологического давления, свобода дискуссии, уважение к чужому мнению, ориентация на людей с разными политическими взглядами, культурными и эстетическими предпочтениями», — еще раз вспомним, что было заявлено на этапе создания площадки.

И что мы видим теперь? Где это отсутствие давления, свобода дискуссии, уважение к чужому мнению? Они работают только тогда, когда нужно изгадить историю нашего отечества любого периода, от князей до советских вождей, чтобы сведения о принесенной Ельциным «свободе» выглядели более правдоподобно.

Но ведь, если подумать в другой плоскости, мы действительно после его прихода стали освобождаться — от исторической правды, от своих героев, от ценностных, духовных, нравственных ориентиров. Скоро нас будут освобождать, не без помощи Ельцин-центра, от традиционных ценностей.

Но проблема свободы слова теряет яркость красок в сравнении с тем, о чем говорят и режиссер Мережко, и сам рок-музыкант. Это наступающая «тьма», которая, по мнению режиссера, опутывает мир. И «фашизм», в который превращается, по словам музыканта, современный либерализм.

Но что это за тьма, которая наступает, и каким образом классический либерализм деградировал до фашизма? Это тема для отдельного разговора.