Брестская крепость защищала нашу общую Родину. Мы это помним — интервью
22 июня 1941 года Брестская крепость стала одним из первых рубежей СССР, где нападение фашистов было встречено с боем и на время приостановилось. Сражаясь до последнего, защитники крепости, своей жизнью сохраняли драгоценные дни и недели для тех, кто останавливал врага позже, на других рубежах.
Мемориал в Бресте навсегда стал символом стойкости советских воинов и их готовности отдать все, чтобы остановить врага.
Как в Бресте и Белоруссии встретили новую, невидимую угрозу. Как отмечали день Победы и как сохраняют память о Великой Отечественной войне корреспондент ИА Красная Весна обсудил с директором мемориального комплекса «Бресткая крепость» Бысюком Григорием Григорьевичем.
ИА Красная Весна: Как Вы знаете, парад Победы в России проводится 24 июня. В Белоруссии же его провели 9 мая, в день Победы. Как вы считаете, перенос нашими властями — правильное решение или в любом случае надо было проводить Парад 9го мая?
— Я не могу комментировать решение главы России. Принимая такое решение наверняка исходили из реальных условий, связанных с нехорошей болезнью, которая распространена сейчас по всему миру.
Если говорить не как директор мемориала, а как гражданин — я считаю, что очень хорошую дату назначили. Это дата, связанная с историческим парадом Победы 1945 года. Не получилось 9го — не страшно. Проведете завтра, в красивую дату — 75 лет со дня памятного парада на Красной площади. Парада Победы, которую завоевали народы бывшего Советского Союза и немалую толику в нее внесли и жители Белоруссии. Все, кто отвоевал этот мир у нацистов.
ИА Красная Весна: В Белоруссии режим ограничений в связи с коронавирусом отличается от российского. Как в этой ситуации Брестская крепость встречала 9 мая День Победы?
— Было возложение цветов. Митингов, учитывая ситуацию, не было. Но руководители области, города, представители общественных организаций — возложили цветы.
ИА Красная Весна: Коронавирус не испугал?
— Не испугал. В течение дня поток людей был. Мне трудно оценить количество посетителей, поскольку у нас много точек входа и выхода из мемориального комплекса. Но думаю 7-8 тысяч человек, а может и более, пришли в крепость. Зажгли свечи, возложили цветы к Вечному огню, к плитам мемориала. Мемориал, где захоронены останки защитников Брестской крепости у нас в свободном доступе.
Вчера (22 июня), в день памяти и скорби, в день начала войны в 1941 году, у нас было очень знаковое мероприятие с участием главы государства. Глава государства почтил память тех, кто защищал рубежи нашей общей Родины в сорок первом году, включая защитников Брестской крепости. Я думаю, что немало людей было. Не десятки тысяч, но тысячи людей пришли в четыре часа утра, чтобы почтить память защитников нашей Родины.
Я имею в виду не только Белоруссию, тогда защищали общую Родину. Мы это помним, мы чтим эту память, мы сохраняем ее и стараемся передать нашей молодежи, чтобы никто не забывал. Если мы забудем, если наши дети забудут — увы, страшная история может повториться.
ИА Красная Весна: История обороны Брестской крепости уже полностью открыта, или есть еще не изученные стороны этого события, которые нужно осветить?
— Мы скоро откроем еще одну новую экспозицию за счет бюджета Союзного государства. Она называется «Оборона Восточного форта».
В ответ на ваш вопрос: мы практически каждую неделю и каждый день получаем письма. Наверно уже от внуков и правнуков тех, кто защищал нашу землю, в том числе Брестскую крепость.
Может, они перелистывают старые дневники и архивы своих родителей, дедушек и бабушек, которые вспоминают, что кто-то из родственников защищал крепость или находился в районе Бреста. И просят нас помочь — отыскать их предков. Часто это только фамилия, имя и отчество: «Помогите, по информации, которую я узнал от родственников или нашел в архивах. Вроде бы он был в Брестской крепости, защищал ее и пропал без вести. Помогите найти».
Подобных обращений, поверьте я не преувеличиваю, мы получаем одно, два, три еженедельно.
ИА Красная Весна: И удается помогать?
— Некоторым помогаем. Не все люди знают адреса, куда можно обращаться. Мы не просто отсылаем их на сайт ОБД «Мемориал», или в Подольский архив.
Но и сами пытаемся помочь людям. И если обладаем какой-то информацией — мы перелистываем, ищем в воспоминаниях защитников, быть может звучала искомая фамилия.
Мы начинаем ее искать по подразделениям, которые находились в Брестской крепости на начало войны. Если находим — помогаем.
Но конечно бывает, что есть такие случаи, когда не можем помочь. Потому что те бойцы, кого вспоминают, будем говорить, внуки защитников Родины — они могли служить в районе Бреста, в танковой дивизии. Возможно это артиллеристы, которые находились не в самой крепости, а в сотне километров от Бреста. Ведь если звучит Брест — это не только крепость. Граница, где наступали фашисты, была ведь в сотни километров.
Если не получилось у нас, мы рассказываем, как минимум, какие подразделения стояли рядом с крепостью и сообщаем, куда можно обратиться, чтобы узнать о них подробнее. Мы все же ограничены в возможностях, у нас небольшой штат научных сотрудников и мы не можем по всему фронту искать.
ИА Красная Весна: Вы сказали, что защищали единую Родину, Советский Союз. Я полностью разделяю Ваши слова. Все знают, что знамя Победы красное. При этом, наше руководство страны понемногу красный цвет старается убрать. На семидесятилетие Победы, символика вообще не содержала красного цвета. К семидесятипятилетию она все же красная, но символом уже стала георгиевская лента. А у вас, мы видим, в последние годы, лента цветов вашего национального флага.
— Цветов нашего государственного флага. И ее дополняет цветок яблони. В это время у нас начинает цвести яблоня. Это символ пробуждения, что называется, новой жизни.
ИА Красная Весна: Как Вам кажется справедливо было бы и у нас, и у вас вернуть, вот хотя бы в этот в день, красную ленту? Как цвет флага Победы.
— Я хочу сказать, что к нам в крепость приходят люди и с символикой, которая у нас стала больше распространяться, и георгиевскими лентами. Если они приносят гвоздику или цветы возлагают с георгиевской лентой или повяжут ее где-то на наши казематы, на решетки казематов — мы же ее не убираем!
Мы к этому нормально относимся. Не думаю, что это очень принципиально. В наградах тех, кто одержал Победу, есть и цвета георгиевской ленты. Потому я считаю, что это нормально.
ИА Красная Весна: Очень интересно узнать, как из Белоруссии смотрят на еще одну черту нашей современности. Несмотря на риторику на тему Победы, несмотря на повсеместное уважение к ветеранам, случаются у нас определенные эксцессы.
Например, у нас в Ростовской области, стоит на частной территории памятник атаману Краснову, который, как известно, пособник нацистов. И суд ничего не может сделать. Все понимают, что это Краснов, но владельцы заявляют, что это памятник казаку. И его не убирают. Вы, себе такое в Белорусии можете представить?
— Нет. Думаю, россияне в большинстве своем к тем, кто защищал страну, должны относится с особым почтением. Поэтому… У нас в Беларуси наверное такое… Я не могу представить, искренне Вам говорю! Но, то что у соседей наших, будем так говорить, Бандера и так далее…
Вообще, я сторонник того, чтобы не трогать памятники, которые у нас были в свое время… Время расставит, наверно еще малый исторический отрезок времени прошел, чтоб мы давали оценку тем героям, либо гражданской войны, либо революции.
И когда власть меняется, не следует сносить памятники того или другого периода, когда тот или другой руководитель был у власти. Это должны рассудить уже наши потомки через какое-то время.
Может быть еще не все архивы наши вскрыты или обнародованы. Поэтому к истории надо относиться очень и очень бережно. Не надо ее каждые 50 или условные сколько-то лет переписывать. Для этого нужны очень очень веские основания.
ИА Красная Весна: Спасибо большое. С прошедшим Вас праздником 9 мая!
— А Вас с наступающим парадом Победы!