Нельзя «примиряться» с пораженцами — интервью с севастопольским художником
7 августа 2020 года врио губернатора Севастополя, председателю местного парламента и главному федеральному инспектору в Крыму и в Севастополе было направлено открытое обращение, которое подписали руководители крупных городских общественных организаций, объединений, творческих союзов, ветеранских организаций, а также ряд экспертов, о недопустимости установки памятника «Примирения» на мысе Хрустальном в Севастополе без проведения широких общественных обсуждений.
Памятник этот должен, по мнению властей, примирить «красных» и «белых» в Гражданской войне. Однако общественность Севастополя выразила свое несогласие с установкой этого монумента. Многие считают недопустимым строительство этого одиозного памятника в то время, как до сих пор не ясна судьба мемориального комплекса, посвященного героической обороне Севастополя 1941–1942 гг., за который бьются ветераны с 1980–х годов.
Среди экспертов, подписавших открытое обращение — один из авторов севастопольского герба, член Севастопольского отделения Союза художников России Надежда Крылова, с которой побеседовал корреспондент ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Надежда Константиновна, скажите пожалуйста, что Вы думаете об отношении молодежи к нашей истории?
— Беда в том, что многие жители России, а особенно молодежь, не знают своей истории. История у нас, как это ни прискорбно, начинается с «Ельцин-Центра» в Екатеринбурге. Все подвиги, которые совершала Россия, борясь за свое единство, за свою независимость, как бы перечеркнуты, их нет. История сейчас фальсифицируется. Фальсифицируется как внутри нашей страны либеральным движением, так и за рубежом, например, в Чехословакии и на Украине, где сносятся памятники нашим воинам — защитникам нашей Родины и освободителям Европы.
Люди начинают забывать и о достижениях нашей страны после войны, таких, как восстановление разрушенного хозяйства. Старики умирают, а с ними уходит и эта история. Молодежь сейчас не знает ни истории, ни литературы. Я вообще не знаю, чему их обучают. Растет совершенно необразованное поколение. Кто не помнит своих отцов, своих истоков, у того не может быть будущего.
ИА Красная Весна: Что Вы можете сказать о памятнике, посвященном окончанию Гражданской войны, который в нашем городе известен как памятник «Примирения»?
— У нас до сих пор стоит в руинах мемориальный комплекс, посвященный героической обороне Севастополя в 1941–1942 гг. А здесь во время войны очень много людей погибло, защищая город. Тут каждый камень, каждый кустик напоминает о боях, которые происходили на этой земле. Жаль, что так все происходит. Снова поднимают голову фашистские организации на Украине и в Прибалтике. Так начиналась Вторая мировая война, так, не дай Бог, может начаться и Третья мировая.
Какие могут быть разговоры про памятник «Примирения», когда у нас до сих пор не построен мемориальный комплекс, увековечивающий подвиг советских воинов во время героической обороны Севастополя?
ИА Красная Весна: А насколько актуальна сейчас тема так называемого «примирения», о котором так много говорят некоторые чиновники? С кем нужно «примириться» нашему народу?
— Эта тема сейчас совершенно не актуальна. А с кем «примиряться»? С пораженцами? Если кто изучал Гражданскую войну, тот знает, почему она возникла. Ведь во время Февральской революции 1917 года царя свергли либералы, члены царской семьи и часть аристократии, многие представители которой входили в масонские ложи. Например, не секрет, что князь Юсупов был магистром одной из масонских лож.
Теперь все валят на большевиков. А кто поддерживал Деникина? Кто давал ему деньги? Кто Врангеля поддерживал? На чьем корабле он прибыл в Россию? А кто поддерживал Колчака? Чей он был подданный? Это же все были иностранные деньги! Россию, эту большую и богатую территорию, хотели уже тогда расчленить. И сейчас до сих пор об этом речь идет. Она на многих картах уже расчленена. Вы что, хотите к этому прийти? Так вы к этому придете, если будете ставить памятники этим пораженцам.
Вот, говорят: «Исход». Да, был «Исход», но они во время этого «Исхода» весь Черноморский флот увели с собой за кордон, а затем его полностью уничтожили. Это так они любили Россию?
Да, некоторые из Белой гвардии возвращались, как, например, граф Алексей Игнатьев, который, кстати, выступил с инициативой возврата погон в советскую армию. Но как можно «примиряться» с теми, кто поддержал вторжение гитлеровцев?