Пока можно не переживать. Какие изменения в ПДД не вступят в силу
Помимо вступивших в силу изменений в правила дорожного движения (ПДД), которые начнут действовать в 2019 году, есть еще и обсуждаемые поправки. Мы рассмотрим те предложения профильных ведомств, которые пока не нашли законодательного подтверждения, но уже витают в информационном поле.
Эпопея с выбором скоростного режима
Важной темой в декабре стала дискуссия о сокращении так называемого нештрафуемого порога превышения скорости в 20 км/ч. Согласно действующим нормам, водитель, превысивший максимально допустимую скорость менее, чем на 20 км/ч, не подвергается наказанию, если это не повлекло аварии.
Представители правительства города Москва предложили снизить этот порог на неопределенную величину. По утверждению заммэра по транспорту Максима Ликсутова, «этот порог стоит пересмотреть с учетом того, что от него прямо зависит количество погибших на улицах».
Как утверждают сторонники снижения нештрафуемого лимита, камеры фиксируют скорость с погрешностью в пределах 5 км/ч, а водитель способен почувствовать превышение скорости на 10 км/ч. Следовательно нештрафуемый лимит нужно сократить, так как выжить после столкновения с объектом, движущимся со скоростью 50 км/ч у пешехода есть, а если объект развил скорость в 80 км/ч, то выжить у пешехода шансов почти нет.
Эту точку зрения многие оспорили. Дело в том, что с 2013 года была установлена презумпция виновности. То есть, получив штраф с камеры, водитель должен был сам доказывать невиновность. Именно вкупе с введением презумпции виновности, был введен и нештрафуемый лимит.
Автор поправки, первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков высказал мнение, что если ввести наказание за превышение более чем на 10 км/ч, это приведет к дальнейшей коммерциализации штрафов. Он заявил, что перед внесением изменений в законодательство хорошо бы навести порядок в организации движения.
Член Общественного совета при ГУ МВД по городу Москве Петр Шкуматов поддержал Лысакова, заявив, что нынешний лимит в 20 км/ч не индульгенция для водителей, а только мера защиты от несовершенства нынешней организации дорожного движения.
Многие эксперты указывают на частные нарушения со стороны региональных властей, которые не соблюдают закон о постепенном (не более как раз 20 км/ч) снижении скоростного режима на трассах. Поэтому часто можно видеть, как на трассе — с ограничением 90 км/ч — внезапно возникает знак с ограничением в 50 или 40 км/ч. Подобные установки знаков хаотизируют движение, нервируют водителей и фактически становятся ловушкой для них.
На аргумент о повышении безопасности противники пересмотра лимита приводят статистику. Она говорит, что из-за неправильного выбора скоростного режима в этом году погибло 1180 человек, притом, что всего в ДТП погибло около 16 тысяч. В соотношении аварий с пострадавшими картина такая же: из 151 тыс. аварий только 8370 аварий произошли из-за неправильного выбора скоростного режима. Даже с учетом того, что если водитель ехал с разрешенной скоростью 60 км/ч, но не учел фактор гололеда, это тоже авария, которая войдет в эти 8370 аварий.
Кто бы ни оказался в этой дискуссии прав, но правительственная комиссия 14 декабря дала поручение МВД проработать сокращение нештрафуемого лимита до 10 км/ч. И это сразу после того, как глава ГИБДД заявил о введении моратория на изменения в ПДД со стороны МВД.
Параллельно с этим группа депутатов внесла предложение об упрощении порядка обжалования штрафов. Дело в том, что в связи с действием презумпции виновности, нарушение скоростного режима сразу же подвергается штрафу. И квитанция идет к владельцу автомобиля, а не к водителю.
Читайте также: Автоэксперты: повышение штрафов только наполнит «кошельки» частных компаний
Причем обжалование происходит только по месту нарушения. То есть, если камера зафиксировала нарушение в регионе, где вы побывали проездом, то для разрешения спорных ситуаций придется ехать в другой регион. Предложение депутатов позволяет оспорить штрафы через интернет.
Возможно, это новое предложение призвано снять негативный эффект от потенциального сокращения нештрафуемого лимита.
Другие инициативы
10 декабря РИА Новости сообщило о том, что в ГИБДД решили вернуться к идее цифровых водительских удостоверений. Предполагается, что помимо бумажных документов, можно будет предъявить сотруднику ГИБДД, например, смартфон, с которого инспектор сможет считать всю информацию и отобразить на своем служебном планшете. В ГИБДД уточнили, что рассматривают возможность добавления сведений о водителе в электронный паспорт, на который планируется перейти к 2021 году.
Читайте подробнее: ГИБДД сможет устанавливать личности водителей по снимку на планшет
11 декабря от ГИБДД пришло предложение вернуться к системе сдачи экзамена на водительские права, действовавшей до 2014 года. Тогда маршруты сдачи экзамена не публиковались, что мешало автошколам натаскивать своих курсантов заранее. По мнению сотрудников ГИБДД, при старой системе обучение курсантов осуществлялось более качественно, чем при современной.
Еще одно предложение было размещено на сайте правительства РФ 17 декабря. Суть предложения в том, чтобы обязать оператора, проводящего ТО, сверить номер кузова автомобиля с документами. Если, например, после аварии водитель поменял кузов, но не внес изменения в свои регистрационные документы, то ему, в проведении ТО, оператор должен будет отказать.
А в особой электронной форме оператор укажет причину отказа, после чего отметка о наличии такого автомобиля с несоответствием появится в электронной базе ГИБДД. При этом в законопроекте отмечается, что оплата услуг по ТО проводится до совершения осмотра.
И, наконец, было сообщение о том, что может быть введена переэкзаменовка водителей в случае замены прав. Такое предложение, как выяснилось, прозвучало на Конгрессе автошкол России, который состоялся 19 декабря в Общественной палате. Там пояснили, что большинство водителей не знают изменений, которые были внесены в последнее время, и их лучше переэкзаменовать. Чтобы убедиться, что они знакомы со всеми новшествами, введенными с момента сдачи ими экзамена на права.
Однако в ГИБДД поспешили успокоить водителей, объяснив, что на Конгрессе пришли к мнению, что такой экзамен может быть проведен, но исключительно в добровольном порядке на безвозмездной основе и не задействуя при этом регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Никаких правовых последствий такие предложения за собой не влекут, заверили в ГИБДД.