Открылась выставка, дискредитирующая советских пленных солдат и командиров
7 мая в Пермской художественной галерее в преддверии празднования дня Победы открылась выставка «Возвращение домой», посвященная советским военнопленным, призванным из Молотовской области (ныне Пермский край). Организатором выставки явилась скандально известная координатор «Бессмертного полка» Анна Отмахова, по чьей инициативе сотрудники полиции 9 мая 2018 года не пропускали людей со Знаменами Победы и силой выдворяли из колонн граждан, сумевших пройти с флагами. Открытие выставки посетил корреспондент ИА Красная Весна.
Помимо запрета Знамени Победы Анна Отмахова известна тем, что согласна с приравниванием фашизма и сталинизма, а также заявляла, что «русские — наиболее агрессивная и злая нация». Поэтому важно было понять, в каком ключе такой человек подаст выставку, посвященную Великой Отечественной войне.
Выставка открылась в Пермской государственной художественной галерее, которая год назад уже отметилась скандалом. На фотовыставке «Пермь как Пермь» «Бессмертный полк» приравняли к «Зомби-карнавалу». После освещения этого факта в ИА Красная Весна и вмешательства администрации президента провокационная работа была снята.
Выставка «Возвращение домой» создана при участии МИД Германии, правительства Нижней Саксонии и института им. Гёте, финансируемого более чем на 200 млн евро в год правительством Германии. Отметим, что сотрудничество Отмаховой с Германией недавно стало поводом для обращения ряда пермских учителей с просьбой признать НКО «Бессмертный полк. Пермь», учредителем которого является Отмахова, иностранным агентом.
О том, что немецкая сторона придает выставке большое значение, говорит состав участников открытия экспозиции: Улиг Хайке, директор Гёте-института в Москве; Криста Хедвиг Проммиц, атташе по культуре Генерального консульства Германии в Екатеринбурге. Также на открытии выступили директор департамента общественных проектов администрации губернатора Пермского края Евгений Хузин и министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский.
Немецкая атташе по культуре своим выступлением предвосхитила тон подачи материала выставки. Так, по ее словам, «9 мая здесь проходят торжества по случаю окончания Второй мировой войны. 9 мая вспоминаем окончание войны в 1945 году и также капитуляцию немецкого Рейха». Ни о каком праздновании Победы Советского народа в такой подаче речь не идет. Далее она заявила о том, что «25 миллионов советских солдат погибли в результате Второй мировой войны и 5,7 млн советских солдат попали в плен». Отметим, что, по официальным данным, военнослужащих СССР погибло 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена). Потери пленными, по данным Генштаба, составили 4 млн 559 тыс. человек.
Как мы видим, немецкая сторона зачем-то преувеличивает число советских потерь. Можно предположить, что кратное превышение боевых потерь Красной Армии раздувает несостоятельный миф о неумелом советском командовании, которое «трупами завалило» немецкие войска.
«Не надо врать! Не 25, а 8 миллионов погибших и 4 миллиона пленных!» — не выдержал и выкрикнул один из пришедших на мероприятие, однако был сразу зашикан другими зрителями, которые почему-то все как на подбор оказались заядлыми посетителями мероприятий общества «Мемориал» или членами, как известно, этой предельно антисоветской организации. Весьма нетипичный состав зрителей для «патриотической» выставки о Великой Отечественной войне.
Была на открытии и бывший директор признанного иностранным агентом музея АНО «Пермь-36» Татьяна Курсина, сотрудники которой рассказывали на экскурсиях, что советское руководство было еще хуже Гитлера, потому что оно расстреливало своих женщин и детей, а вот немцы зато «холили и лелеяли арийскую расу». Весьма знаковое присутствие.
Наконец официальные слова были сказаны, и пришедшим на открытие предложили осмотреть выставку. Вход на нее вел через лестницу, оформленную в лагерном стиле проволочными навесами и лагерным плафоном, создающими гнетущее впечатление, как будто бы сам посетитель оказался в немецком плену.
Сама выставка состоит из фотокопий немецких дел советских военнопленных, их фотографий до призыва в армию, фотографий потомков и главное — поясняющего текста, в котором рассказывается об истории пленения, содержании в плену и дальнейшей судьбе человека. И вот тут оказывается, что почти все тексты дискредитируют как самого пленного, так и все советское командование. Приведем ряд цитат со стендов.
Истории пленения сплошь о том, как командиры и комиссары бросают свои подразделения, а дезориентированные советские солдаты ударяются в панику и даже в превосходящем количестве, а иногда и без боя, сдаются немцам.
Относительно последнего стенда хочется спросить организаторов выставки, каким образом письмо о плачевном состоянии части могло пройти через армейскую цензуру? Не является ли это заученное наизусть, но «утерянное» письмо семейной легендой? И если это так, то зачем приводить эту легенду на исторической выставке? Потому что укладывается в задуманную концепцию?
Других воспоминаний на выставке почему-то не нашлось. Перед нами предстает картина, согласно которой командиры и комиссары, врачи госпиталя сплошь и рядом в панике бросают своих бойцов на произвол судьбы. У советских солдат нет оружия, и они без какого-либо организованного сопротивления даже в превосходящем по численности немцев составе без боя сдаются в плен. Понятно, что ситуации на фронте были разные, и в том числе те, что описаны в этой хронике. Но ведь были и примеры героической обороны, выхода из окружения, боя до последнего патрона, попадания в плен раненными. В сознании наших граждан прочно закреплен тезис «русские не сдаются», а подача выставки Отмаховой очевидным образом направлена на разрушение этого убеждения. С какой целью это делается при поддержке немецкого правительства в государственной художественной галерее в условиях развернувшейся полномасштабной холодной войны с Западом?
Далее на стендах рассказывается о пребывании уроженцев Молотовской (Пермской) области в плену. Рассказывается о том, как пленные пытаются силой завладеть «комфортным местом» в вагоне.
То есть приводятся тексты, согласно которым никакого достойного поведения пленных нет. Они дерутся друг с другом за место у стенки, послушно работают на немцев, их лечат в германских лазаретах, а освобождают наших пленных сплошь и рядом только войска союзников, чаще англичан. А когда их передают «своим», «жестокий советский режим» продолжает мучить настрадавшихся пленных в фильтрационных лагерях, не разрешая писать семье писем.
Довоенная история самих военнопленных показана так, чтобы можно было сказать, что случившееся с ними по большому счету является виной самого советского государства, которому герои выставки были сплошь чужды. Они оказываются либо из раскулаченных, репрессированных семей, либо «трудолюбивыми крестьянами с крепким хозяйством», которые «оказались не в почёте» после революции, когда «ценности поменялись».
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что выставка — намеренный удар по общественному сознанию наших граждан. Цель удара — развенчать представление в общественном сознании о стойкости и мужестве русского, советского солдата, который старается не сдаваться в плен, а если уже попал, то ведет себя там достойно. Задача выставки, созданной экс-директором «Эха Москвы в Перми» и бывшей сотрудницы промайданного телеканала ТВ-2, запретившей Знамя Победы на 9 мая, — слом общественного сознания, дегероизация советских воинов.
Причем сделано это было в преддверии 9 мая, праздника в честь Победы советского народа, советского солдата над немецким фашизмом, когда вся страна чествует героизм, мужество и стойкость советского солдата. День грусти и траура по поводу цены, которой стоила победа, огромных жертв начала войны — 22 июня, но никак не 9 мая. Здесь же именно в дни празднования Победы советский солдат предстает не победителем, а жалким и растерянным проигравшим, над которым торжествует жестокий немецкий завоеватель.
Удивляет позиция пермских властей, которые в преддверии 9 мая представляют ведущую площадку города для выставки со столь спорным содержанием, таким скандальным организатором и иностранным спонсором. И родственная связь Анны Отмаховой и президента галереи Надежды Беляевой не может быть единственным объяснением такого попустительства.
В настоящий момент важно добиться того, чтобы созданная выставка не стала по разнарядке местом промывки мозгов пермских школьников и студентов, как это было с музеем «Пермь-36», в котором пермских детей учили, что бандеровцы — это герои национально-освободительной борьбы, на которых надо равняться. Не зря на открытии присутствовала и долго ехидно улыбалась бывшая директор АНО «Пермь-36» Татьяна Курсина. Похоже, ей все понравилось.