Разлив нефти под Новороссийском. Чем всё закончилось и закончилось ли?
Почти неделя прошла с момента, когда в Черном море в районе Новороссийска произошел разлив нефти с выносного погрузочного устройства ВПУ-1 Каспийского трубопроводного консорциума во время заправки греческого танкера Minevra Symphony. Инцидент произошел 7 августа, но до сих пор появляется достаточно противоречивая информация.
Изначально Каспийский трубопроводный консорциум 9 августа сообщил о том, что нефть разлилась на площади 200 кв. метров, а всего вылилось 12 кубических метров нефти. В компании заявили, что незамедлительно были приняты необходимые меры по ликвидации нештатной ситуации.
Однако 10 августа от Института космических исследований Российской академии наук поступила совершенно иная информация. Ученые заявили, что площадь нефтяного загрязнения составила 80 квадратных километров, что превышает информацию от компании в 400 тыс. раз.
На этом всё не закончилось, двойственная информация продолжила поступать с разных сторон. Одни сообщения говорили о том, что огромное нефтяное пятно было, другие — что его не было, а если и было, то не нефтяное.
11 августа глава Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова сообщила, что с места ЧП были взяты все пробы и они будут изучены. Она добавила, что снимки с космоса, которые привели ученые Института космических исследований РАН, не могут служить доказательством большого объема нефтяного разлива.
«Микронная пленка, если она была фиксирована кем-то, мне тяжело это комментировать, потому что, что увидели с космоснимка, нефтепродукты это или какие-то еще проявления, я этими данными, к сожалению, не могу оперировать, потому что они для меня не являются доказательной базой, — сказала глава Росприроднадзора. — Пленка нефтепродуктов, если даже она распределялась на какую-то значительную площадь, не говорит об объеме. То есть мы объем будем считать, исходя из полученной информации».
В этот же день Роспотребнадзор сообщил, что содержание нефтепродуктов в пробах морской воды в районе Новороссийска не превышает предельно допустимой концентрации.
На следующий день, 12 августа, еще одно заявление последовало из Каспийского трубопроводного консорциума. Глава компании Николай Горбань сообщил, что реальная площадь разлива нефти, как и сообщалось изначально, составляет 200 квадратных метров.
«Гендиректор компании Николай Горбань сообщил, что первый появившийся снимок со спутника подтвердил площадь нефтяного пятна в 200 квадратных метров. Пятно на второй фотографии, которую сделали после шторма, не является нефтяным», — заявили в пресс-службе администрации Краснодарского края.
Также Горбань сообщил, что в ходе облета акватории, который провели специалисты контролирующих органов, загрязнения моря не выявлено, и никаких остаточных явлений не наблюдается.
13 августа Горбань объяснил, почему на снимках из космоса в зоне разлива нефти пятно оказалось больше площади выхода нефти. По его словам, пятном являлась, скорее всего, взвесь, оказавшаяся в воде после ливневых дождей, которые прошли накануне в ущелье.
Об отсутствии нефтяных пятен от разлива нефти в этот же день сообщили во Всемирном фонде дикой природы. На снимках со спутников не зафиксировано крупных пятен нефти, рассказали в WWF. Основная часть нефти «улетучилась и диспергировалась», но оставшаяся часть могла «осесть на дно или оказаться на берегу», отметил представитель фонда.
Однако ученые вновь подвергли сомнению информацию о не нефтяном характере пятен в месте разлива нефти.
«Учитывая характер пятна на спутниковом снимке, который интерпретировали в Институте океанологии, очень трудно предположить, что это какое-либо естественное природное явление», — заявил 12 августа сотрудник Института океанологии РАН, кандидат биологических наук Филипп Сапожников.
Он же заявил, что нефтяное пятно могло опуститься на морское дно: «Когда нефть достигнет дна, она покроет дно на определенных участках акватории и соответственно от этого могут пострадать представители донной флоры и фауны, но только в том случае, если нефть осядет на дно на глубинах до 120-140 метров».
12 августа, на пятый день после разлива нефти, на место разлива прибыл губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Как он написал в своем Telegram-канале, «поступает много противоречивой информации». Он решил лично убедиться, что угрозы курортным территориям нет.
«Во время облета мы увидели, что море чистое. Маслянистых пятен нет, об этом рассказали отдыхающие на пляже в Абрау-Дюрсо», — написал после облета территории Кондратьев.
Однако в Ассоциации туроператоров России заявили, что 11 августа нефтяное пятно заметили в районе заповедника Большой Утриш недалеко от Анапы. А 12 августа информация о загрязнении воды поступила от отдыхающих в Сукко.
«Туристы в Сукко сегодня уже сообщают о радужной нефтяной пленке на воде, которую уже в прямом смысле „на себе“ смогли ощутить и некоторые искупавшиеся. Туристы в Сукко сейчас пребывают в задумчивости — купаться им или нет. Но в самой Анапе и на других курортах, по данным от наших специалистов на месте, вода без пленок и пятен, купаться можно», — сказал гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
13 августа глава Каспийского трубопроводного консорциума Николай Горбань заявил, что ликвидация последствий разлива нефти под Новороссийском полностью завершена, а акватория и берег Черного моря в месте разлива нефти чистые. Также он отметил, что информацию об объеме разлива нефти опубликуют на следующей неделе.
Судя по выше приведенным заявлениям, сложно однозначно понять, были ли ликвидированы последствия разлива нефти. Нельзя однозначно сказать и какова была площадь разлива нефти. Неясно, почему представители РАН так активно подвергли сомнению информацию от Каспийского трубопроводного консорциума. Осталось много недосказанности.
Следственный комитет РФ проводит расследование. Заведенное изначально уголовное дело по статье «Загрязнение морской среды» было переквалифицировано в статью с более тяжелым составом преступления «Загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде». В Каспийском трубопроводном консорциуме проводят обыски.
Глава компании Горбань, в свою очередь, выразил надежду, что инцидент обойдется без судебных разбирательств: «Я все-таки хотел бы, чтобы это всё прошло без судов. Как добросовестная компания мы, безусловно, все требования Росприроднадзора выполним. С надеждой, что эти требования не будут чрезмерными».
Что касается причин экологического инцидента, Горбань заявил, что причиной разрушения гидрокомпенсатора на нефтеналивном терминале, из-за которой произошел залповый выброс нефти, мог стать заводской брак.
«Мы отрабатываем разные версии. Но основная версия — это скрытый заводской брак, по поводу чего мы уже готовим претензионные документы и вызвали сюда уже эксперта от производителя. Потому что разрушение, по нашему мнению, произошло изнутри. И мы считаем, что это все-таки заводской скрытый брак», — сказал Горбань.
В свою очередь, греческая компания Minerva Marine заявила о непричастности к инциденту. «Власти в Новороссийске и Каспийский трубопроводный консорциум расследуют только выброс нефти, который имел место. Это подтверждает, что не танкер был причиной утечки нефти. Она произошла из терминала», — сказал представитель компании.
Остается ждать итогов расследования и надеяться, что стороны, а также наблюдавшие за инцидентом, сделали выводы на будущее, чтобы не допускать таких и более крупных происшествий.
Читайте также: Разлив нефти под Новороссийском. О ЧП снова решили умолчать?