Получается, что Центробанк России выбрал не путь стимулирования развития производства, а путь сокращения спроса

Повышение ключевой ставки — простое решение в сложной ситуации?

Василий Кандинский. Сложное-простое. 1939
Василий Кандинский. Сложное-простое. 1939

Центральный банк России 25 октября поднял ключевую ставку с 19% до рекордных 21%. Перед заседанием, на котором приняли это решение, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что никто не даже предлагает оставить ставку на прежнем уровне, выдвинуты варианты поднять ее до 20%, до 21% или еще выше. Следующее заседание назначили на 20 декабря.

После этого Набиуллина заявила, что нет такого размера ключевой ставки, который можно было бы назвать предельным для борьбы с инфляцией. Отдельно она прокомментировала строительную отрасль. Глава ЦБ не переживает за застройщиков в условиях жесткой кредитной политики, так как они уже показали, что могут адаптироваться к разным условиям и создали себе «хорошую подушку безопасности».

Попробуем разобраться, «кто виноват» и чего ожидать дальше. Вопрос «что делать?», похоже, перед Центробанком не стоит: инструментов для регулирования у него немного.

Ключевую ставку продолжат поднимать?

Выводы о вероятном дальнейшем повышении «ключа» можно сделать из заявлений самой Набиуллиной. Она сообщила, что средняя ставка на этот год будет 17,5%, а в следующем ожидается 17–20%. Только в 2026 году планируется ее снижение до 12–13%. Впрочем, прогнозы ЦБ постоянно меняются, еще пару месяцев назад они были намного оптимистичней, а если сравнить с началом года, то разница в прогнозах еще больше. Вероятно, регулятор не ожидал сложившегося роста инфляции.

«На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных. Основные риски связаны с сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с ухудшением условий внешней торговли», — говорится в заявлении Банка России.

Почему растут темпы инфляции?

Набиуллина объяснила причины повышения ключевой ставки ускорением роста цен с сентября, а также увеличением инфляционных ожиданий до максимального показателя за год. Ожидается, что по итогам года инфляция составит 8–8,5% при целевом показателе 4%. Названы основные факторы, которые провоцируют рост цен.

«Кредитование продолжало быстро расти. Предприятия всё чаще сталкивались с проблемами по наращиванию выпуска товаров и услуг из-за ограниченности трудовых ресурсов и высокой загрузки мощностей. Кроме того, было объявлено о дополнительном увеличении бюджетных расходов в текущем году, а также о повышенной индексации тарифов и росте утилизационного сбора», — сказала глава ЦБ.

Бизнес реагирует на рост инфляции повышением цен. Повышение утильсбора приведет к подорожанию автомобилей. На ценах также скажется повышение тарифов на услуги ЖКХ и железнодорожные перевозки. Но в первую очередь Набиуллина назвала такие факторы, как увеличение числа кредитов и проблемы с наращиванием объемов производства.

Получается, что рост внутреннего спроса намного опережает возможности страны нарастить производство. И Центробанк, повышая ключевую ставку, делает дороже кредиты, чтобы снизить спрос. При этом, среди причин роста спроса названо и «дополнительное увеличение бюджетных расходов», то есть государство увеличивает денежную массу в российской экономике. На это уже ЦБ повлиять не может.

Какие будут последствия от повышения?

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Ассоциации развития финансовой грамотности Марат Сафиулин в интервью «Парламентской газете» указал на то, что повышение ключевой ставки направлено на сокращение потребительского спроса. Граждан стимулируют копить, так как растут и ставки по банковским вкладам. При этом экономист указывает на то, что действия ЦБ мешают развитию производства и не оказывают нужного эффекта.

«Это не работает, потому что сейчас основной импульс развития экономики дает прежде всего госсектор, огромные расходы бюджета, что и толкает уровень инфляции всё выше», — сказал Сафиулин.

Он также опасается резкого роста сектора нелегального кредитования, что увеличит объемы мошенничества и недобросовестных практик. По мнению эксперта, в первую очередь может просесть сфера строительства, а это негативно скажется на ряде смежных отраслей (производство металла, стройматериалов) и рынке труда. Сафиулин напомнил, что в развивающихся странах стимулируют развитие именно строительной индустрии.

Управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов прогнозирует новый рост стоимости кредитов. Предприятия почувствуют это сильней, чем раньше, может вырасти число компаний, у которых будут проблемы с выплатами. Снижение числа потребительских кредитов также сократит прибыль для бизнеса на фоне роста стоимости заемных денег.

Что делать?

Получается, что Банк России выбрал не путь стимулирования развития производства, а путь сокращения спроса, воздействуя только на его часть. И тут, конечно, хочется сказать, что эффективней было бы наращивать производство, а для этого нужно снижать ключевую ставку, а не повышать ее.

Но Центробанк среди прочего указал на то, что рост заработных плат продолжает опережать рост производительности труда. Из заявления Набиуллиной об ограниченности трудовых ресурсов можно предположить, что это в том числе связано с переманиванием ценных сотрудников между предприятиями.

То есть зарплаты работникам повышают, но это по большому счету не влияет на объемы выпуска продукции. Тогда себестоимость товарной единицы становится дороже, растет ее цена, а это порождает инфляцию. Из-за этого приходится повышать зарплаты…

Для выхода из этого замкнутого круга, скорее всего, будет недостаточно повышать ключевую ставку. Решение сложных проблем требует соответствующих мер, то есть кардинальных изменений в экономике. Но простые и быстродейственные методы соблазнительней, хотя и могут привести к негативным последствиям в будущем.