Рождение Великого Гимна — 19

«208 вариантов музыки гимна, написанных 155 композиторами...»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян
С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян

В сентябре — ноябре 1943 года советскими войсками, при активной поддержке партизанских отрядов и соединений, были освобождены города Смоленск, Запорожье, Днепропетровск. Шла Керченско-Этильгенская операция, положившая начало освобождению Крыма. 6 ноября 1943 года был освобожден Киев.


Песня о Днепре (М. Фрадкин - Е. Долматовский), исп. КАПП Красной Армии п.у. Александрова, 1942

Изображение: К. И. Дмитриевский, 1995
Диарама «Форсирование Днепра»
Диарама «Форсирование Днепра»

25-го сентября 1943 года в адрес композиторских организаций союзных республик СССР, краев и областей был направлен утвержденный Постановлением ЦК ВКП (б) текст нового Гимна СССР, авторами которого стали С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан, дабы привлечь к написанию музыки для государственного символа Советского Союза творческие силы всей страны.

Нужно сказать, что участие в конкурсе по созданию гимна СССР приняли авторы почти со всей страны. Так, «согласно подготовленной для Сталина справке, Узбекистан представляли 15 композиторов, в том числе и те, кто в тот момент находился в эвакуации в республике…, Казахстан — 13..., Киргизия — 2 …, Туркмения — 3 .... Фиксировалось и количество участников из городов РСФСР и Москвы. В дневнике Китаева (адъютанта К. Е. Ворошилова — МД) приведены другие цифры: Узбекистан — 16 вариантов текста, Казахстан — 14, Грузия — 12, Азербайджан — 6, Киргизия — 3, Туркмения — 2. Особенно отличилась Москва. Московские композиторы и музыковеды представили 162 варианта музыки».

28 октября, в день окончательного принятия Постановления ЦК ВКП (б), дополненного третьим куплетом варианта текста С. Михалкова и Г. Эль-Регистана в качестве слов Гимна СССР, в Бетховенском зале Большого театра состоялось очередное прослушивание 25 новых гимнов. Комиссия выделила гимны Шостаковича (8 баллов) в исполнении А. Иванова и Г. Большакова, Прокофьева (здесь мнения разделились между 5 и 6 баллами) в исполнении А. Иванова. Он же пел и вариант Хачатуряна, получившего оценку между 7 и 6 баллами. В 8 баллов, как и Шостакович, был оценен вариант А. В. Александрова (исполняли солисты Краснознаменного ансамбля). Все остальные конкурсанты получили 4 балла и ниже.

Марш немецких военнопленных в Москве, 17.07.1944
Марш немецких военнопленных в Москве, 17.07.1944

1 ноября в Большом театре состоялось прослушивание «лидирующих» вариантов Гимна: «…т. т. Сталин И. В., Молотов В. М., Ворошилов К. Е., Берия Л. П., Маленков Г. М. и Щербаков А. С. в хоровом и симфонически-оркестровом исполнении (на сцене Большого театра) прослушали музыку 14 композиторов — 15 вариантов: Александрова А. В., Шостаковича, Новикова, Блантера, Шапорина, Хачатуряна, Хренникова, Коваля, Прокофьева, Разоренова, Чернецкого (2 варианта), Александрова Б. А., Кручинина, Матюшевича».

Далее работа комиссии продолжилась в обычном режиме: «…В период с 16 октября по 11 ноября 1943 года т. т. Ворошиловым К. Е. и Щербаковым А. С. в присутствии т. Храпченко в Бетховенском зале Большого театра прослушивалась музыка, написанная композиторами на утвержденный 25. IX текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Прослушиваются:
16 октября — 13 композиторов — 14 вариантов
22 октября — 20 композиторов — 21 вариант
25 октября — 26 композиторов — 27 вариантов
28 октября — 25 композиторов — 27 вариантов
2 ноября — 22 композитора — 26 вариантов
8 ноября — 36 композиторов — 36 вариантов
11 ноября — 2 композитора — 2 варианта
Итого — 153 варианта…».

Изображение: Наум Грановский
Расчёт 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К на крыше Концертного зала им. П.И. Чайковского, Москва, 1943
Расчёт 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К на крыше Концертного зала им. П. И. Чайковского, Москва, 1943

На прослушивании 2 ноября варианты В. Оранского — А. Свешникова (Государственный хор Русской песни) и О. Тактакишвили (исполнила Т. Янко, солистка МАМТ (Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко)) оценены в 5 баллов. Гимну М. Бражникова (исполнил Г. Тиц, солист Всесоюзного радио) комиссия дружно выставила 1 балл. 8 ноября в лидеры дня выбились А. Баланчивадзе (5 баллов, гимн исполнила В. Николаева), И. Туския (6 баллов, Т. Янко), М. Иванов-Сокольский (6 баллов, исполнительница — А. Выспрева, солистка Львовского театра оперы) и Ш. Палиашвили (5 баллов, В. Николаева).

16 ноября определились фавориты конкурса на создание гимна: «…В результате прослушивания 208 вариантов музыки гимна, написанных 155 композиторами Советского Союза, и после того, как 16 ноября т. т. Сталин, Молотов, Ворошилов, Берия, Маленков, Щербаков прослушали в хоровом и оркестровом исполнении (на сцене Большого театра) музыку Александрова А. В., Шостаковича, Хачатуряна, Туския, Оранского, Свешникова, Шаверзашвили, Иванова-Сокольского, Баланчивадзе, Бархударяна и Шорина, — в последний тур выделяется музыка трех авторов — А. В. Александрова «Гимн партии большевиков», совместный вариант Шостаковича–Хачатуряна и Туския».

Изображение: из архива ТАСС, 27.07.1944
Салют в Москве в честь освобождения Львова
Салют в Москве в честь освобождения Львова

Настало время прозвучать песням — финалистам конкурса, написанным грузинским композитором Ионой Илларионовичем Туския и творческим дуэтом великих авторов: Арама Ильича Хачатуряна и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.


Вариант гимн СССР (Туския - Михалков, Эль-Регистан), исп. хоровая капелла Ярославия


Вариант гимн СССР (Шостакович, Хачатурян - Михалков, Эль-Регистан), исп. хоровая капелла Ярославия

И несколько слов о количестве работ, представленных на конкурс. К сожалению точной цифры пока никто назвать не может. Более-менее дающими представление о размахе состязания говорят цифры о 96 текстах, направленных поэтами на конкурс и вошедших в книгу, изданную организаторами (скольких не учли — непонятно), а также о 208 вариантах музыки на текст Михалкова и Эль-Регистана по состоянию на 16 октября (в архивных документах прямо говорится, что конкурсные работы продолжали прибывать и позже). Таким образом, можно достаточно уверенно говорить о более, чем трехстах произведениях — участниках конкурса.

Небольшой рассказ о работе над циклом «Рождение великого Гимна». Доступной, широко распространенной информации по теме создания Гимна СССР и сегодня крайне недостаточно, а несколько лет назад ее практически не было вообще. Все началось с очередной «чернухи» кого-то их наших доморощенных псевдолибералов, в которой Сталина обвиняли в том, что он чуть ли не с помощью НКВД заставил великих композиторов и поэтов писать варианты гимна. Уже по выработанной привычке, мысленно отказав в доверии посылу этой информации, мне стало интересно, какие же произведения создали ведущие творческие силы СССР, которые рассматривались на статус государственного символа Отечества, наряду с уже давно укоренившимся во мне и, уверен, не только во мне, Гимном Александрова, Михалкова и Регистана? Быстро были найдены воспоминания С. В. Михалкова («Три Гимна в ХХ веке» / Михалков С. В., Дмитровский А. З., 2002 г.). Вслед за этим открыл для себя публикацию Н. А. Сидорова «„Гимн большевиков перерастает у нас в государственный“: Об истории создания Государственного гимна СССР» за 2007 год, и что называется «подсел» на тему… Уже позже добавились материалы «Гимн — дело серьезное» («Независимая газета» / 2 декабря 2000 г.) С. Константинова и «Российская государственная символика: история и современность» (2002 г.) Н. А. Соболевой. И, наконец, в 2016 году появляется фундаментальное исследование «„История создания Гимна СССР 1942 — 1944“ // Проект исследовательской группы по заказу и при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации» (рук. группы Е. С. Власова, сост. В. А. Антипина, З. К. Водопьянова, М. А. Карачевская, А. С. Семенов, И. С. Старостин).

Было еще достаточно большое число прочитанных материалов, так или иначе, соприкасавшихся как с темой конкурса по созданию Гимна СССР 1942 — 1943 годов, так и с отечественной гимнической историей вообще.

Следующая статья посвящена завершающему аккорду конкурса — песне–победительнице.