«Я прямо читаю: за особые заслуги в деле мобилизации славных комсомольцев и комсомолок на успешное строительство московского метрополитена — наградить орденом Ленина Московскую организацию комсомола», — Иосиф Сталин

Юбилей московского метро — 85 лет спустя — Фоторепортаж часть 1

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Первая очередь
Первая очередь

В этом году исполняется 85 лет с момента открытия первой очереди Московского метрополитена, который первоначально носил имя народного комиссара путей сообщений СССР Лазаря Моисеевича Кагановича. Следы переименования мы можем увидеть на фото.

Читайте также: Самому красивому метро в мире исполнилось 85 лет. Фоторепортаж, часть 2

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
«Сокольники»
«Сокольники»

15 мая 1935 года открылся первый участок длиной 8,4 километра от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный Ряд» до станции «Смоленская».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции «Сокольники»
Зал станции «Сокольники»

Первый поезд, открывший для посетителей московское метро, отправился от станции «Сокольники». Название станции совпадает с названием района, в котором расположилась станция.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Современный вид станции
Современный вид станции

Конструкция станции — колонная трехпролетная, мелкого заложения, по проекту архитекторов И. Г. Таранова и Н. А. Быковой.

Архивное фото
Архивное фото

В 1937 году проект станции был удостоен Гран-при на Парижской выставке.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
«Красносельская»
«Красносельская»

Станция метро «Красносельская». Название станции также вытекает из района, в котором она расположена.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции «Красносельская»
Зал станции «Красносельская»

Станция колонная, двухпролетная мелкого заложения. Станция была построена по проекту архитекторов Б. С. Виленского, В. А. Ершова, Ю. А. Столярова и при участии Л. А. Шагуриной.

Архивное фото
Архивное фото

Изначально пол платформы был уложен асфальтом, позднее был заменен гранитом.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции
Название станции

Станция метро «Комсомольская». Название берет от Комсомольской площади. Конструкция станции — трехпролетная мелкого заложения, построенная по проекту архитекторов Д. Н. Чечулина, А. Ф. Тархова.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид с галереи
Вид с галереи

При проектировании станции предполагался большой пассажиропоток, и вследствие этого над путями были сооружены пешеходные галереи для распределения пассажиров вдоль всего зала.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции «Комсомольская»
Зал станции «Комсомольская»

В перегоне между станциями «Комсомольская» и «Красносельская» есть ответвление в электродепо «Северное», из которого в октябре 1934 года вышел первый пробный состав из двух вагонов.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Капитель
Капитель

На капителях колонн станции изображена эмблема Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), которая подчеркивает вклад комсомольцев в строительство первой ветки метро в СССР.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Панно
Панно

На станции также присутствует панно из майоликовой плитки, которое повествует о героизме комсомольцев-метростроевцев. Автор панно — художник Е. Е. Лансере.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Панно
Панно

На станции положили начало украшению советского метрополитена декоративными художественными панно.

Архивное фото
Архивное фото

В 1990-е годы станцию и площадь, на которой она расположена, хотели переименовать в «Каланчевскую», однако от этой идеи отказались.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции
Название станции

Станция метро «Красные Ворота» свое название берет от триумфальной арки-ворот для встречи войск после Полтавской битвы. В народе ворота назывались «красные» (красивые).

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Средний зал
Средний зал

Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения, построенная по проекту архитекторов И. А. Фомина и Н. Н. Андриканиса.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Платформа
Платформа

При строительстве станции американским инженером Морганом было выдвинуто сомнение о надежности трехсводчатой конструкции на станции глубокого заложения.

Архивное фото
Архивное фото

Однако начальнику строительства удалось убедить Л. М. Кагановича в надежности конструкции.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции
Название станции

Станция метро «Чистые пруды» («Кировская») располагается на улице Мясницкой (Кирова).

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Платформа станции
Платформа станции

Современное название получила в ноябре 1990 года по Чистопрудному бульвару, к которому ведут вестибюли станции.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Средний зал
Средний зал

Конструкция станции — пилонная, трехсводчатая глубокого заложения, до реконструкции 1971 года на станции были небольшие аванзалы.

Архивное фото
Архивное фото

Но для строительства перехода на станцию «Тургеневская» был построен полноценный средний зал и станция стала трехсводчатой.