«Этот день — радостен нам не только потому, что мы получаем хорошо построенное сооружение. Московский метрополитен выходит далеко за рамки обычного представления о техническом сооружении», — Лазарь Каганович. 

Самому красивому метро в мире исполнилось 85 лет. Фоторепортаж, часть 2

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Метро.
Метро.

Продолжение фоторепортажа к юбилею первой линии Московского метрополитена.

«Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества. Наш метрополитен воплощает в себе всю силу нового господствующего рабочего класса, строящего и работающего на новых основах, противоположных тем, на которых создавались капиталистические государства», — Лазарь Каганович.

Читайте также: Юбилей московского метро — 85 лет спустя — Фоторепортаж часть 1

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция «Дзержинская» («Лубянка»), названа в честь основателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского. В 1990 году была переименована в «Лубянку».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Платформа станции.
Платформа станции.

Станция была построена двусводчатой, по проекту архитектора Н. А. Ладовского, станция подчеркивала «тоннельный характер», заданный формой тюбингов.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Центральный зал станции.
Центральный зал станции.

От первоначального интерьера станции «Дзержинская» практически ничего не осталось. Сначала станцию планировали построить трёхсводчатой, но в связи с проблемами при строительстве станции от этого отказались.

Изображение: Соколовский
Перрон станции метро
Перрон станции метро «Площадь Дзержинского»

Исходный вид станции был утрачен в 1970 году при реконструкции, станция была полностью перестроена и получила центральный зал.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция «Охотный Ряд» получила такое название благодаря одноименной улице. До 1938 года на станции было организовано вилочное движение в направлении станции «Библиотека имени Ленина» и станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад»).

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Платформа станции.
Платформа станции.

За период жизни станция неоднократно меняла название: в 1955 году ее переименовали в станцию «имени Л. М. Кагановича», в 1957 году вернули название «Охотный ряд», а в 1961 году название сменилось на «Проспект Маркса».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Центральный зал.
Центральный зал.

Первоначальное название станции «Охотный ряд» было решено вернуть в ноябре 1990 года.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид на портал.
Вид на портал.

Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения. На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения, авторы проекта хотели избавиться от эффекта глубины.

Изображение: Ботова
Станция метро
Станция метро «Охотный ряд». Проход к перрону

Станция была реализована по проекту архитектора Ю. А. Ревковского и художников Н. Г. Борова, Г. С. Замского. Торшеры станции были убраны в связи со строительством пересадки.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция метро «Библиотека имени Ленина», также названа по месту своего расположения в честь крупнейшей в нашей стране библиотеки.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид с балкона.
Вид с балкона.

Проект станции разрабатывали архитекторы А. И. Гонцкевич, С. Сулин.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид с лестницы.
Вид с лестницы.

Станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена, в 1937 году возведен переход на станцию «Улица Коминтерна» («Александровский сад»).

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции.
Зал станции.

В восточном аванзале станции находится мозаичный портрет В. И. Ленина, художника Г. И. Опрышко от 1964 года. В гранитной облицовке станции можно увидеть окаменелости.

В 1990 годы планировалось переименовать станцию в «Моховую», однако от этой идеи отказались.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция метро «Имени Коминтерна» («Александровский Сад») была переименована в 1946 году в «Калининскую». В 1990 году несколько дней официально носила название «Воздвиженка», а затем переименована в «Александровский сад».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Платформа станции.
Платформа станции.

Станция возведена по проекту архитекторов А. И. Гонцкевича и С. Сулина.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид на станцию.
Вид на станцию.

Это единственная подземная станция Москвы с береговым расположением платформы, соединенной арочным мостиком. Данное расположение платформы было выбрано в связи с необходимостью обойти фундаменты Манежа и Кутафьей башни кремля.

Архивное фото
Архивное фото

Особенностью станции является криволинейность платформы, и из-за этого на платформе работают дежурные, дающие сигнал отправлению поезда.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция метро «Арбатская» названа по улице расположения — Арбат.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции.
Зал станции.

Станция построена по проекту архитектора Л. С. Теплицкого.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Буфет.
Буфет.

На платформе станции работает буфет, который временно, в связи с пандемией COVID-19, закрыт.

Архивное фото
Архивное фото

Конструкция станции — колонная, мелкого заложения, сооруженная с применением типового проекта по типу станции «Сокольники», «Парк Культуры».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция метро «Смоленская» названа по месту своего расположения на Смоленской площади.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

В 1991 были планы переименования станции в «Новинскую» во избежание путаницы между станциями.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Архитекторы, работавшие над проектом станции: С. Г. Андреевский, Т. Н. Макарычев, Н. Д. Колли.

Архивное фото
Архивное фото

Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения, выполненная с применением типового проекта.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция метро «Дворец Советов» («Кропоткинская») получила свое название в честь грандиозного Дворца Советов, строительство которого началось в 1939 году, но в связи с началом войны его металлический каркас был разобран для военных нужд.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид на платформу.
Вид на платформу.

В 1957 году станцию переименовали в «Кропоткинскую», по названию площади «Кропоткинские ворота» и Кропоткинской улице (площадь «Пречистенские ворота» и Пречистенская улица).

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции.
Зал станции.

Станция построена по проекту архитекторов А. Н. Душкина, Я. Г. Лихтенберга. В 1941 году проект удостоился Сталинской премии.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Капитель.
Капитель.

Интерьер станции отсылает нас к архитектуре Древнего Египта формой лотосовидных колонн.

Архивное фото
Архивное фото

Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения. Станция была рассчитана на большой пассажиропоток и получила широкую платформу.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Название станции.
Название станции.

Станция «Парк Культуры имени Горького» названа в честь расположенного неподалеку Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Являлась на момент открытия одной из трех конечных станций Московского метро.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Зал станции.
Зал станции.

В 1980 году название станции сократили до «Парка Культуры».

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Капитель.
Капитель.

Станция построена по проекту архитекторов Г. Крутикова и В. Попова.

Изображение: Илья Савченко © ИА Красная Весна
Вид с балкона.
Вид с балкона.

Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения, выполненная по типовому проекту.

Архивное фото
Архивное фото

Изначально станция имела проектное название «Крымская площадь».