Самому красивому метро в мире исполнилось 85 лет. Фоторепортаж, часть 2
Продолжение фоторепортажа к юбилею первой линии Московского метрополитена.
«Наш метрополитен есть символ строящегося нового социалистического общества. Наш метрополитен воплощает в себе всю силу нового господствующего рабочего класса, строящего и работающего на новых основах, противоположных тем, на которых создавались капиталистические государства», — Лазарь Каганович.
Читайте также: Юбилей московского метро — 85 лет спустя — Фоторепортаж часть 1
Станция «Дзержинская» («Лубянка»), названа в честь основателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского. В 1990 году была переименована в «Лубянку».
Станция была построена двусводчатой, по проекту архитектора Н. А. Ладовского, станция подчеркивала «тоннельный характер», заданный формой тюбингов.
От первоначального интерьера станции «Дзержинская» практически ничего не осталось. Сначала станцию планировали построить трёхсводчатой, но в связи с проблемами при строительстве станции от этого отказались.
Исходный вид станции был утрачен в 1970 году при реконструкции, станция была полностью перестроена и получила центральный зал.
Станция «Охотный Ряд» получила такое название благодаря одноименной улице. До 1938 года на станции было организовано вилочное движение в направлении станции «Библиотека имени Ленина» и станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад»).
За период жизни станция неоднократно меняла название: в 1955 году ее переименовали в станцию «имени Л. М. Кагановича», в 1957 году вернули название «Охотный ряд», а в 1961 году название сменилось на «Проспект Маркса».
Первоначальное название станции «Охотный ряд» было решено вернуть в ноябре 1990 года.
Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения. На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения, авторы проекта хотели избавиться от эффекта глубины.
Станция была реализована по проекту архитектора Ю. А. Ревковского и художников Н. Г. Борова, Г. С. Замского. Торшеры станции были убраны в связи со строительством пересадки.
Станция метро «Библиотека имени Ленина», также названа по месту своего расположения в честь крупнейшей в нашей стране библиотеки.
Проект станции разрабатывали архитекторы А. И. Гонцкевич, С. Сулин.
Станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена, в 1937 году возведен переход на станцию «Улица Коминтерна» («Александровский сад»).
В восточном аванзале станции находится мозаичный портрет В. И. Ленина, художника Г. И. Опрышко от 1964 года. В гранитной облицовке станции можно увидеть окаменелости.
В 1990 годы планировалось переименовать станцию в «Моховую», однако от этой идеи отказались.
Станция метро «Имени Коминтерна» («Александровский Сад») была переименована в 1946 году в «Калининскую». В 1990 году несколько дней официально носила название «Воздвиженка», а затем переименована в «Александровский сад».
Станция возведена по проекту архитекторов А. И. Гонцкевича и С. Сулина.
Это единственная подземная станция Москвы с береговым расположением платформы, соединенной арочным мостиком. Данное расположение платформы было выбрано в связи с необходимостью обойти фундаменты Манежа и Кутафьей башни кремля.
Особенностью станции является криволинейность платформы, и из-за этого на платформе работают дежурные, дающие сигнал отправлению поезда.
Станция метро «Арбатская» названа по улице расположения — Арбат.
Станция построена по проекту архитектора Л. С. Теплицкого.
На платформе станции работает буфет, который временно, в связи с пандемией COVID-19, закрыт.
Конструкция станции — колонная, мелкого заложения, сооруженная с применением типового проекта по типу станции «Сокольники», «Парк Культуры».
Станция метро «Смоленская» названа по месту своего расположения на Смоленской площади.
В 1991 были планы переименования станции в «Новинскую» во избежание путаницы между станциями.
Архитекторы, работавшие над проектом станции: С. Г. Андреевский, Т. Н. Макарычев, Н. Д. Колли.
Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения, выполненная с применением типового проекта.
Станция метро «Дворец Советов» («Кропоткинская») получила свое название в честь грандиозного Дворца Советов, строительство которого началось в 1939 году, но в связи с началом войны его металлический каркас был разобран для военных нужд.
В 1957 году станцию переименовали в «Кропоткинскую», по названию площади «Кропоткинские ворота» и Кропоткинской улице (площадь «Пречистенские ворота» и Пречистенская улица).
Станция построена по проекту архитекторов А. Н. Душкина, Я. Г. Лихтенберга. В 1941 году проект удостоился Сталинской премии.
Интерьер станции отсылает нас к архитектуре Древнего Египта формой лотосовидных колонн.
Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения. Станция была рассчитана на большой пассажиропоток и получила широкую платформу.
Станция «Парк Культуры имени Горького» названа в честь расположенного неподалеку Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Являлась на момент открытия одной из трех конечных станций Московского метро.
В 1980 году название станции сократили до «Парка Культуры».
Станция построена по проекту архитекторов Г. Крутикова и В. Попова.
Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения, выполненная по типовому проекту.
Изначально станция имела проектное название «Крымская площадь».