1. Социальная война
  2. Электротранспорт
Антон Абрамов / ИА Красная Весна /
В генеральном плане города еще с 2008 года записан приоритет общественного транспорта над личным. Поэтому должны бы были убирать из центра весь автотранспорт и создавать там пешеходную зону с трамвайным движением

Сокращая маршруты трамвая, власть повторяет старые ошибки Европы — интервью

Изображение: Андрей Лыткин © ИА Красная Весна
Трамваи в Праге
Трамваи в Праге

Администрация Саратова объявила о желании сократить трамвайные пути нескольких маршрутов, которые идут в исторический центр города — Мирный переулок. По мнению чиновников, трамвай мешает частным автомобилям в этой части Саратова. Горожанам указывается закономерность замещения автобусами трамваев.

Чтобы узнать о такой закономерности, корреспондент ИА Красная Весна поговорил с общественником-краеведом из Саратова Денисом Жабкиным. По мнению краеведа, российские города, сокращая трамваи, повторяют ошибки послевоенной Европы, а исторический и культурный центр крупного города не отделим от трамвая.

ИА Красная Весна: Заторы в центре Саратова мешают горожанам, и городские власти предлагают решить проблему, сократив пути трамвайных маршрутов. Насколько в итоге уменьшится маршрут и как от этого пострадают жители?

— Это кольцо используется как конечная остановка четырех трамвайных маршрутов: номер три, девять, десять и одиннадцать. Рельсовые пути, которые хотят убрать по протяженности, чуть больше полутора километров: где-то семьсот метров в сторону центра и потом обратно.

Изображение: © Денис Жабкин
В старинном трамвае
В старинном трамвае

Это единственный участок путей, который у нас хоть как-то заходит в сторону исторического центра города. Все остальные трамвайные линии, которые заходили раньше в центр, у нас были убраны — какие в 2013 году, какие в 1997 году. Планомерно идет освобождение центра Саратова от трамвайных линий. Трамваи остаются лишь подвозящими маршрутами из дальних районов города в центральную часть. Улица Астраханская — это, можно сказать, периферия исторического центра, на которой они находятся.

Читайте также: В Саратове собирают подписи против сокращения трамвайных маршрутов

Администрация планирует убрать маршруты, которые идут к центру города: Крытый рынок, пешеходный проспект Кирова, несколько учебных заведений. Эти маршруты удобны для горожан в плане транспортной доступности центральной части города. Эти лишние семьсот метров — по сути всего две остановки между Детским парком, где собираются организовать конечную и Крытым рынком. Остановка Мирный переулок или Крытый рынок, как еще ее называют, поскольку это главный наш такой торговый рынок, еще с дореволюционных времен. Это такая центральная часть города, и не трамваи приводят к заторам, а как раз наоборот.

К заторам приводит автотранспорт. Трамваи не создают заторы, заторы создает неграмотная организация дорожного движения. Трамваи не могут правильно развести с автомобилями, на узких улицах организуется хаотичная парковка. Из-за этого происходят ДТП. Трамваи встают, когда кто-то рядом с путями паркуется и блокирует движение.

Любой европейский опыт говорит о том, что центр города и трамвай не только совместимы. Трамвай является основным транспортом, который должен работать в историческом центре. Исторический центр нужно максимально освобождать от автомобилей. Исторический центр Саратова — культурный центр, центр по учебе, по работе — огромен. Дорожная сеть не выдерживает личных автомобилей, не выдерживает всех людей, которые в этот центр стремятся. Город распланирован до революции. В Саратове не американская планировка города с широкими улицами и многоэтажными парковками для автомобилей.

Изображение: © Денис Жабкин
Денис Жабкин на утесе Степана Разина
Денис Жабкин на утесе Степана Разина

Необходимо, чтобы в центре города ходил нормальный общественный транспорт, который вмещает большое количество пассажиров. Трамвай как раз — это самый вместительный транспорт, если мы не берем метро. Трамвай способен привезти и увезти народ из города по спальным районам. В центр едет большинство людей. Если отрезать кусок путей, который заходит в центр, люди вынуждены будут пересаживаться. Пассажиры начнут пересаживаться либо у Детского парка на какой-то следующий транспорт и ехать еще дополнительно пару остановок, либо сразу садиться около своего дома на тот транспорт, который их без пересадок довезет напрямую.

ИА Красная Весна: Автобусы и частные автомобили закономерно должны заменить трамваи и троллейбусы, заявил член городской общественной палаты Николай Бондаренко. Есть ли тут на самом деле закономерность?

— Любой транспортный эксперт, который это бы прокомментировал, схватился бы за голову, когда услышал вот такое. Как-раз все наоборот: закономерно сокращать лишние автобусы в городе и заменять их на электротранспорт. И это у нас указано в действующем генеральном плане города Саратова. И это заявлял глава города на прошлой неделе. И это у нас говорил председатель Государственной думы Вячеслав Володин, что приоритет отдадим именно развитию современного, экологического транспорта. Приоритет трамваев и троллейбусов должен быть выше, чем автобусов, а тем более маршруток.

В генеральном плане города еще с 2008 года записан приоритет общественного транспорта над личным. И по ПКРТИ (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры), которая утверждена совсем недавно, стоит определенное превосходство общественного транспорта. На некоторых улицах планируется выделять новые выделенные полосы именно для общественного транспорта. Мирный переулок по этому утвержденному плану предусмотрен как пешеходно-трамвайная улица. То есть должны, наоборот, не трамваи убирать, а убирать оттуда весь автотранспорт и создавать там пешеходную зону с трамвайным движением.

Заблуждаются те, кто говорят, что все пробки у нас в городе от трамвая: убери трамвай, и у нас освободится место на дороге. Пассажиры этого трамвая, которых там может сто человек или двести ехать в двухвагонном составе, должны будут на этой же дороге пересесть на какие-то другие виды транспорта. И сколько взамен одного вот этого состава трамвайного появится на дороге дополнительных автобусов и автомобилей, об этом никто вообще не задумывается.

ИА Красная Весна: Саратовцам обещают выйти на уровень крупных европейских городов. Как обстоят дела в таких городах с трамваями?

— Во многих европейских городах, после окончания Второй мировой войны, закрывали трамваи. Последние десять лет мы повторяем послевоенную градостроительную политику Европы. Россия перешла на рыночную экономику и чиновники начали думать как там сокращать что-то. Частные автобусные маршруты появились во всех городах России, трамвай и троллейбус начали закрывать везде. Все это было сделано в Европе тридцать, сорок, пятьдесят лет назад, и все это было признано ошибкой.

Сейчас в Европе все наоборот. Трамвайную сеть либо развивают, либо восстанавливают закрытую трамвайную сеть. Мне нравится общественный транспорт. Когда я был во многих городах Европы, то в каждом городе я изучал историю его транспорта, пытался прокатиться на всех видах общественного транспорта, которые там есть, и особенно на рельсовом. Трамвай, наоборот, сейчас и строится, и активно развивается, и в том числе в центре городов.

Достаточно попасть в Голландию, где трамвай на каждой улице практически; в Прагу, где трамвай по узким улочкам ездит по пешеходным, или Швейцарию, например. Такое впечатление, что рассчитаны аргументы сокращения путей на тех, кто ни разу своими глазами Европу не видел, где трамвай на каждом шагу в центре города. Центр города и трамвай предназначены друг для друга, потому что в центр города стремится много людей, а трамваи их провозят. Дело в том, что трамваи должны быть современными, они не должны быть громыхающими шкафами на железных колесах, которые не обновлялись со времен Советского Союза. Это должен быть новый современный транспорт, как в той же самой Европе. Сейчас в России такой транспорт производится, дело только в том чтобы его купить и обслуживать.

ИА Красная Весна: Частный транспорт нельзя силой убрать с трамвайных путей в центре города, поэтому власть решила убрать трамвайные пути. Должны ли такие вопросы выноситься на широкое обсуждение с жителями Саратова?

— Необходимо подключать к этому обсуждению экспертов по транспорту. У нас в Саратове есть эксперты по транспортному строительству, у нас есть целая кафедра транспортного строительства в политехническом университете СГТУ. Их не подключают. Такое ощущение, что решения принимаются на коленке: быстрее-быстрее, вот у нас деньги появились, надо что-то с транспортом сделать. Где нам дорогу проложить какую-нибудь, где нам ремонт провести, а давайте мы рельсы уберем.

Так же было и с улицей Кутякова, где не было никакой ни экспертизы, ни обоснования, почему это убирается. Просто решили: а давайте уберем — это якобы нам позволит разгрузить улицу. Как это позволит разгрузить — непонятно. Двенадцатый трамвай убрали тоже: люди остались без транспорта. Уже почти десять лет целый микрорайон, которому обещали пустить автобус, остается без единственного транспорта, который регулярно ходил. Люди не думают о будущем, потому что вообще у транспортных специалистов, которые в Саратове есть, ничего не хотят спрашивать.