Зачем Турция решила реформировать МИД
Турция стала принимать все более активное участие не только в региональной, но и в международной повестке. Президент страны Тайип Реджеп Эрдоган уже неоднократно заявлял, что «мир больше пяти», и что участие в важнейших мировых процессах должны принимать большее число стран, среди таких стран должна быть и Турция.
Страна ведет борьбу с «несправедливостью» политической системы мира, которая установилась после завершения Второй мировой войны, заявил турецкий президент еще в 2021 году. Тогда он потребовал от постоянных членов Совета Безопасности ООН расширения международного органа.
Эрдоган в своих выступлениях большое внимание уделяет именно внешней повестке. Основной пафос его выступлений посвящен тому, что Турция успешно продвигает свои интересы в мире. Процесс этот идет через осуществление глобального проекта «Великий Туран».
Нынешний президент ставит целью если не воссоздание Османской империи, то собирание некого ее аналога, куда должны войти не только страны арабского мира, Африки и Средней Азии, которые ранее входили в империю, но даже и те тюркоязычные республики в составе Российской Федерации и Южного Кавказа, которые никогда не были под началом осман.
Для продвижения подобных интересов нужно иметь не только долгосрочную стратегию, которую государство должно реализовывать, но и институты, которые будут курировать ее выполнение.
Одним из проводников такой стратегии, по-видимому, должен стать турецкий МИД. Новый глава ведомства Хакан Фидан 14 лет возглавлял турецкую разведку и имеет наработанные глубокие международные связи. О самом Фидане и перспективах его как лидера некого проекта нового мироустройства мы уже писали ранее.
Читайте также: Союз МИД, MİT и MI6. Британия предлагает Турции взяться за мироустройство
Как рассказал сам Фидан в эфире CNN Türk в марте 2024 года, во время его работы в Национальной разведывательной организации Турции (MİT) турецкая разведка прошла стратегическое преобразование, став заметным игроком на международной арене. Эксперты также подтверждают, что после 2010 года MİT особенно активно занялась деятельностью за пределами Турции.
Нынешний министр иностранных дел отметил, что провел в MİT серьезные корпоративные реформы и пообещал о скорых преобразованиях во внешнеполитическом ведомстве. Еще в декабре, выступая в турецком парламенте, Фидан заявлял, что «напряженная внешнеполитическая повестка дня требует реорганизации министерства во всех отношениях». Эти изменения не заставили себя долго ждать.
Новые департаменты
Уже в апреле появился президентский указ об изменениях в структуре МИД. Решено, что в МИД Турции будут созданы новые подразделения:
▪ Управление международного посредничества;
▪ Консультативный совет по внешней политике, который помимо оценки направления внешней политики Турции будет заниматься также вопросами, связанными с обороной и оборонпромом;
▪ Департамент Центральной Азии и Организации тюркских государств (ОТГ), в задачу которого входит налаживание и развитие связей с тюркоязычными государствами;
▪ Департамент Ирана и Ирака.
Таким образом, в работу МИД вносится на более серьезном уровне тема международного посредничества, которая активно применяется как в отношении палестино-израильского конфликта, так и в отношении конфликта на Украине. Сюда же можно отнести и столь активно продвигаемую Турцией тему энергетического хаба.
Также МИД теперь более активно будет заниматься продвижением турецкого оборонпрома, а возможно и сбором разведданных о военных технологиях (поскольку эта тема всегда была близка бывшему главе разведки).
Будет сделан акцент и на работе с Ираном и Ираком, то есть на решении давнишней турецкой проблемы с курдами, которые вооружаются не только США, но и шиитскими группировками, прямо или косвенно подчиняющимися КСИР Ирана.
Москве необходимо обратить внимание на то, что турецкий МИД делает акцент на работе по выдавливанию России из стран Средней Азии через Организацию тюркских государств.
МИД Турции отдельно выделяет департамент, который будет заниматься Средней Азией. Вытеснение России из этого региона сейчас входит в решающую фазу. В Закавказье Турция уже проделала большую работу, и там это вытеснение уже фактически завершено.
Кадры
Примечательно, что турецкий МИД меняет не только организационную структуру.
20 мая греческое подразделение американского интернет-издания HuffPost опубликовало статью профессора международной политики Университета социальных и политических наук Пантейон (Афины) доктора Димитриса Триантафиллу «Постепенное изменение внешней политики Турции».
Доктор Триантафиллу, который является экспертом по Турции и работал в Университете Кадира Хаса в Стамбуле, с тревогой описывает изменения, происходящие в турецком МИД.
Отметив, что количество заместителей министра иностранных дел Турции возросло с трех до пяти, Триантафиллу подчеркивает, что двое из заместителей Фидана теперь являются не кадровыми дипломатами, а скорее идеологами.
Два из трех новых заместителей Нух Йылмаз и Бурханеттин Дюран, а также новый постоянный представитель от МИД Турции в ООН Ахмет Йылдыз, назначенные в мае, придерживаются идеологии «Новой Турции», возникшей и развивающейся при президенте страны Реджепе Тайипе Эрдогане, пишет эксперт.
«Новая идеология представляет собой синтез политического ислама „а-ля тюрк“ и национализма», — отмечает доктор Триантафиллу.
Кроме того, он подчеркивает, что «недавние заявления новых заместителей главы МИД Турции Хакана Фидана подтверждают явный сдвиг в сторону интеграции идеологии во внешнюю политику страны».
Теперь несколько подробнее о новых кадрах МИД.
Бурханеттин Дюран — профессор международных отношений с 2014 года, генеральный координатор SETA.
SETA — главный турецкий аналитический центр (турецкий Think Tank). Он был основан в 2006 году пресс-секретарем президента Туреции Ибрагимом Калыном, который ныне является директором MİT (разведывательная служба Турции). SETA — аналитический центр правительства Турции и правящей партии ПСР. У центра есть офисы в Стамбуле, Вашингтоне и Каире.
Нух Йылмаз — правая рука Хакана Фидана, он последовал за ним в министерство иностранных дел из MİT. Нух Йылмаз также работал в SETA в период 2008–2011 годов в качестве первого директора американского офиса.
Ахмет Йылдыз, который теперь представляет Турцию в ООН, — профессиональный дипломат, депутат от правящей партии ПСР в 2018–2023 годах.
Третий новый заместитель главы МИД Айше Беррис Экинджи — профессиональный дипломат с финансовым образованием. Но послужной список у него тоже особенный. Он имеет опыт работы в области энергетики и водных ресурсов (важность этих направлений в мировой повестке неоднократно подчеркивает Эрдоган в последнее время). Экинджи занимал пост посла Турции на Кубе в период 2016–2021 годов и сыграл активную роль в осуждении эмбарго США против Кубы.
Пока профессиональные дипломаты возьмут на себя взаимоотношения с ЕС и его государствами-членами, с США и Канадой, остальные три помощника Фидана, «движимые политически и идеологически», будут иметь следующие зоны ответственности: Африка, Индо-Тихоокеанский регион, Средняя Азия, страны на Ближнем Востоке, с которыми у Турции непростые отношения: Израиль, Сирия, Иран и Ирак.
Греческий профессор обращает внимание, что в МИД идет сдвиг в сторону более идеологически направленной внешней политики. Назначение в 2023 году Хакана Фидана министром иностранных дел ознаменовало начало этого сдвига. Теперь Турция стремится к постоянно возрастающей роли на региональном и глобальном уровне.
Причем изменения в турецком МИД на этом не ограничиваются.
Фонд иностранных дел
В начале мая появилась информация, что в Турции создается Фонд иностранных дел (ФИД). Несмотря на его «внебюджетность», ФИД возглавит министерство иностранных дел.
Турецкий канал TRT Haber сообщил, что «новый фонд будет функционировать в качестве академической структуры в области гражданской дипломатии, а его сотрудниками станут опытные дипломаты в отставке».
То есть Фидан организует себе еще и неподотчетный правительству (поскольку внебюджетный) собственный Think Thank (аналитический центр), который в том числе будет заниматься проработкой стратегии «Новая Турция», она же «Великий Туран».
Опыт организации подобных структур, который как раз есть у новых помощников главы МИД и ФИД, усилит работу внешнеполитического ведомства, заточив ее под строго определенные цели.
Эксперты также отмечают, что Фонд поможет создать финансовый резерв, чтобы не снижать темпы работы по экспансии и не потерять достижения эрдогановской дипломатии.
Турецкая разведка, ранее возглавляемая Фиданом, активно продвигала проект «Великий Туран», в том числе на российской территории, и сейчас уже понятно, что этот проект активизируется уже через турецкий МИД, главой которого назначен Фидан.
Анкара упорно добивается регионального лидерства на Ближнем Востоке. И по тому, на каких направлениях МИД планирует усилить активность, например, серьезно заняться Ираком, и возможно Сирией, уже понятно, что в будущем ей придется вступить на этом поле в конфликт с Ираном.
Ну, и главное, заявленные преобразования демонстрируют, что вступить в конфликт с Турцией придется и России. Сейчас Анкара занимается выдавливанием России из стран Средней Азии через Организацию тюркских государств. Следующим шагом будет работа уже на российском поле, среди тюркоязычных народов на территории нашей страны.
И изменения в структуре МИД демонстрируют, что наступает качественно новый, более интенсивный период турецкой экспансии, который запущен, чтобы приблизить Анкару к реализации ее пантюркистского и неоосманского проектов.