От хаоса 1993-го к неопределенности 2018-го. Юбилей Конституции в России
Четверть века назад в сотрясаемой от перестроечных процессов России была принята Конституция Российской Федерации, названная в народе «ельцинской». Она знаменовала собой окончание конституционного кризиса в стране, победу сторонников либеральных экономических реформ и начало новой эпохи в жизни России. Эпохи разрушения и смерти.
Не оспоренный большинством населения страны новый криминальный порядок утвердился и стал выстраивать своё государство, грезящее объединением с Европой, молящееся на Америку и обладающее тотальной властью над дезориентированным и сломленным народом.
Послуживший средством для грабежа и деструкции документ одновременно с этим стал высшей юридической силой, вокруг которой выстроена жизнь страны такой, какой мы видим её сегодня. Несовершенная, лишенная стратегической повестки, раздираемая социальными противоречиями, но не потерявшая окончательно способность сопротивления злу Россия стала авангардом борьбы с новой западной ордой 21-го века.
12 декабря 25-летие Конституции отметили во всей стране.
Хотя слово «отметить» здесь может звучать слишком громко. Большинство граждан, согласно данным социологических опросов, относятся к празднику безразлично. «Левада-центр» сообщает, что почти половина респондентов никогда не читали основного закона страны, однако 76% из всех опрошенных убеждены, что власти его соблюдают.
Чтобы поднять значимость Конституции, Совет Федерации рассмотрит предложение сенатора Людмилы Нарусовой отменить поправки в Трудовой Кодекс от 2004 года и сделать 12 декабря общегосударственным выходным.
Мероприятия различного формата и толка, проводимые в регионах, от световых шоу до вручения государственных наград труженикам, сопровождались флешмобами неравнодушных активистов.
Так, например, в Твери сотрудники полиции задержали Илью Якушева, который зачитывал вслух на улице положения основного закона государства. Были ли в словах активиста призывы к противоправным действиям или же озадаченные полицейские просто решили увести необычного оратора с улицы — неизвестно, но, по словам самого Ильи, дело ограничилось беседой и установкой личности.
Куда более экстремальная ситуация произошла в Кургане. Здесь 20-летний Ярослав Лобанов поджег Конституцию у здания ФСБ, после чего был задержан и передан полиции.
Едва заметный отклик общественности к юбилею основного закона шел наряду с повышенным вниманием к нему властей. По распоряжению президента России Владимира Путина в Кремле прошел торжественный прием. На приеме прошла церемония вручения государственных премий благотворителям и правозащитникам.
Президент поздравил присутствующих с праздником и, помимо пожеланий благополучия и развития государству, отметил сходство Конституции с живым организмом, отличным от закостенелых правовых конструкций и бесплодных деклараций.
Схожий тезис озвучил председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин на встрече с главой государства. Он подчеркнул, что задача ведомства состоит в том, чтобы обеспечить «живую конституцию». И пока, по мнению Зорькина, это удается делать.
Яркой метафорой Зорькина стало сравнение Конституции с машиной Mercedes.
«Если сравнить с автомобилем, то я бы сказал, что это Mercedes последней марки, потому что там вообще всё есть, если присмотреться», — сказал он.
Меньшим оптимизмом в вопросе оценки основного закона страны отличились главы оппозиционных партий Государственной думы. Лидеры КПРФ, ЛДПР и СР заявили о необходимости внести поправки в Конституцию. Основные претензии парламентариев вызваны состоянием социальной сферы и противоречиями между федеральной и региональной властью.
Им вторит один из авторов Конституции России Виктор Перевалов, который заявил, что, несмотря на успехи в решении ряда противоречий, существуют проблемы, требующие изменений в основном законе государства.
«Совершенствование, разумеется, необходимо. Но это совершенствование тоже должно быть подготовлено теми общественными отношениями, которые складываются в нашей стране», — сказал Перевалов.
Свою изменчивость в оценках и мнении продемонстрировал премьер-министр России Дмитрий Медведев. В своей статье, опубликованной в журнале «Закон», экс-президент допустил изменения в Конституции РФ, которую он при этом охарактеризовал как «вечную».
В этой же статье Медведев оговорил необходимость построения социального государства как условие для развития России. Ранее, в 2016 году, он выказывал приверженность рыночной экономике, даже в том случае, если она противоречит социальному государству как таковому.
Созданная во времена беспрецедентной в истории правовой катастрофы Конституция России, тем не менее, является высшим законом страны. И, вероятно, современные реалии, отличающиеся от тех времен, требуют пересмотра отдельных положений основного закона государства.
Понимая эту проблематику, противники нашего государства грезят изменениями, способными привести его к самоликвидации, а защитники суверенитета проблематизируют запрет на идеологию и главенство международного права над национальными интересами.
Кто победит, сказать трудно, и здесь уместно было бы процитировать председателя Конституционного суда России, который, сравнивая Конституцию с автомобилем, уточнил, что «главное — это фигура водителя».