В День защитника Отечества начинается цикл статей об отечественной военной музыке и песне. В нем прозвучат произведения самых разных периодов истории нашей Родины

«Красная Армия — всех сильней». Песни гражданской войны и интервенции

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Горнист
Горнист

Сегодня — День защитника Отечества. Три десятилетия назад он носил другое название — День Советской Армии и Военно-морского Флота.

Конечно, исторически правильнее выглядит адресация к советской, а еще точнее к Красной Армии, но сущностно первое название полнее соответствует смыслу праздника, потому что и для красноармейцев, уходивших сражаться против иностранных интервентов и белогвардейских войск, важно было защитить государство — молодую советскую республику. Она и была для них воплощением Отечества.

Причем связь с предыдущей историей России для рядовых ее защитников никогда не прерывалась. И это абсолютно ясно можно почувствовать, если послушать песни той великой, той трагической поры. Ведь многие из них написаны на мотивы народных песен времен Российской империи, более того, на мотивы военных песен императорской армии. Но об этом чуть позже.

Важно, что в День защитника Отечества начинается цикл статей об отечественной военной музыке и песне. В нем прозвучат произведения самых разных периодов истории нашей Родины. Начнется он именно с тех песен, что пели солдаты в 1918–1922 гг., годах гражданской войны и иностранной интервенции, когда праздник и зародился.

Прежде чем настанет черед прозвучать самим песням, хотелось бы напомнить, что нужно различать «песни войны» и «песни о войне», то есть песни, написанные уже после ее окончания. Конечно, годы стирают отличия одних от других, но важно для понимания душевного состояния «защитников Отечества» слышать именно те песни, что пели солдаты в военном походе или в минуты передышки между боями.

Конечно, начать следует с гимнов революции. По свидетельствам многих солдат, речь идет, прежде всего, о трех песнях: «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу» и «Варшавянка». Именно они задавали тот идеологический настрой на защиту «народной власти», который сплачивал красноармейцев, формировал из них сначала отряды Красной гвардии, а потом полки и дивизии Красной Армии.


Интернационал (П. Дегейтер, сл. Э. Потье, А. Коц), КАППСА. п.у. А. Александрова, 1937


Варшавянка (неизв., сл. Г. М. Кржижановский), Гос. акад. хор. капелла, 1931


Смело, товарищи, в ногу (неизв., сл. Л. Радин), хор Советской пластинки, 1919

О каждом из этих великих произведений можно рассказать много, но это нужно делать отдельно. Важно, что в те годы именно они доносили до рядовых красноармейцев дух и смысл задуманного большевиками переустройства мира и жизни. И они находили отклик в душе «человека с ружьем».

Была еще одна революционная песня, также нередко звучавшая в ту военную пору. Но это было песня совсем другого рода: трагическая песня прощания с товарищами по борьбе.


Вы жертвою пали (А. Е. Варламов - А. А. Амосов), хор ВРК, 1948

А уже в годы гражданской войны появляется новая песня-реквием. Точнее, новые слова появляются у песни «Мы сами копали могилу себе», написанной в 1906 на стихи Владимира Тан-Богораза под впечатленьем от расстрела восставших моряков Кронштадта. Новая песня получила название «Расстрел коммунаров».


Расстрел коммунаров (неизв. - неизв., В. Тан-Богораз), Крест. хор п.у. Яркова, 1930

Вообще, как это часто бывало на протяжении всей истории военной песни (и не только русской), именно переделки старых песен через сочинение к их мелодиям новых слов составляли основу солдатского фольклора во всех войнах. Так было и в гражданскую.

Одними из самых популярных красноармейских песен того периода стали песни «Мы — красные солдаты» и «Смело мы в бой пойдем».


Мы, красные солдаты (народная) ансамбль КПП ЦДКА п.у. А. Александрова


Смело мы в бой пойдем (неизв.) Хор ВРК, 1948

В основе песни «Мы — красные солдаты» лежит народная песня про атамана Чуркина, а вот вторая была сочинена на мотив песни Первой мировой «Слушайте, деды, война началася».

Чаще всего имена авторов слов новых песен так и оставались неизвестными, но и тут есть исключения. Причем порой удивительные. Так, автором слов популярной в годы гражданской войны песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой» была никто иная, как Мария Андреевна Попова — прообраз «Анки-пулеметчицы» из кинофильма «Чапаев».


Гулял по Уралу Чапаев-герой (народная - М. Попова), КрАППСА, сол. Ю Лаут

В основе песни про «Чапая» лежит мотив популярной в те годы народной песни «Трубочка» («Вот приходит русский…»).

Известен стал также автор слов и еще одной популярной песни тех лет «Гей, по дороге», написанной на мелодию старинной казачьей «Эх, в Таганроге». Им оказался красный командир Александр Васильевич Маринов, прошедший, к слову, потом и дорогами Великой Отечественной и закончивший военную службу в звании полковника ВС СССР.


Гей, по дороге (неизв., сл. А. Маринов), Анс. КПП ЦДКА п.у. А. Александрова, 1930

Но солдаты не только переделывали старые песни, но и сочиняли новые. Одной из них стала песня «По сединским тайгам и долинам» (иногда слово «сединские» заменяют на «сибирские»). К огромному сожалению имена ее авторов неизвестны до сих пор.


По сединским (сибирским) тайгам и долинам (народная)

Совсем недавно обнаружилась еще одна песня того периода. Речь идет о песне «Не вейтеся чайки над морем», которая была записана в одной из фольклорных экспедиций в селе Большой Куналей в Бурятии в исполнении народного ансамбля «Семейские Забайкалья». Предлагаем ее вашему вниманию.


Не вейтеся чайки над морем (народная) Нар. анс. с. Большой Куналей

Но «безымянность» авторов может быть устранена, если задаться целью найти их. Так, знаменитая не только на весь Советский Союз, но и многие другие страны мира «По долинам и по взгорьям» также долго не имела авторства, точнее, по воспоминаниям Александра Васильевича Александрова, было известно имя человека, исполнившего песню, которую потом пел Краснознаменный ансамбль — Ивана Атурова.

А в конце 1950-х стало известно и имя автора слов — красного командира Петра Парфенова. К слову, позднее появилася информация, что на мелодию этой песни якобы были написаны более ранние песни, но документально это не подтверждено. Тем не менее, автор музыки до сих пор неизвестен.


По долинам и по взгорьям (И. Атуров, сл. П. Парфенов) КАППСА Александрова, 1936

Но, конечно, самыми известными песнями гражданской стали «авторские» произведения. Рассказ о них хотелось бы начать с песни, которая не стала очень знаменитой, меж тем она является одной из самых первых написанных профессиональными авторами: композитором Дмитрием Васильевым-Буглаем и поэтом Владимиром Кирилловым. Песня носит название «Марш коммунаров».

Эта малоизвестная песня интересна тем, что, помимо использования слова «коммунар», в ее тексте, написанном в первой половине 1918-го года, поется о том, что «громы рабочих восстаний грозно над миром гремят, и зарубежные братья к нам на подмогу спешат…»


Марш коммунаров (Д. Васильев-Буглай, сл. В. Кириллов) Анс. ГАБТ

Увы, надежды на «мировую революцию» не оправдались. Баварская и Венгерская республики просуществовали очень недолго, и РСФСР, а потом и СССР остались в одиночестве перед «звериным оскалом» империалистов всего мира. Это обстоятельство привело к изменению смысловых посылов и в песнях. Важно было отстоять независимость первого в мире государства рабочих и крестьян.

Показателен в этом отношении великий «Марш Будённого» Дмитрия Покрасса и Анатолия Д’Актиля, написанный авторами в январе 1920-го в Ростове-на-Дону. Но после этого текст песни несколько раз дорабатывался и приобрел привычный для современного слушателя вид только к 1923 году. И в этом тексте уже задача сражаться «за СССР» становится самой важной.


Марш Буденного (Дм. Покрасс - А. Д-Актиль) Хор ВРК, 1953

Но это осознание придет немного позже, а пока 1918-1921 годах появляются много песен, среди которых несколько шедевров, три из которых вы можете послушать на этой странице.


Песня коммуны (А. Митюшин, сл. В. Князев) Хор ВРК, 1948


Красная Армия всех сильней (С. Покрасс, сл. П. Григорьев)


Авиамарш (Ю. Хайт, сл. П. Герман), Хор Ленкино, 1937

Подробный рассказ об этих песнях обязательно будет, но позже. Как и о таких великих песнях, как «Яблочко», «Проводы», «По морям, по волнам» и многих других.

А завершить небольшое повествование о песнях периода гражданской войны и иностранной интервенции 1918–1922 годов хотелось бы песней «Наш паровоз» Павла Зубакова на стихи Бориса Скорбина. Она написана в 1922 году, когда еще шли бои на Дальнем Востоке. Но в ней уже очень явственно звучит нацеленность в день завтрашний.


Наш паровоз (П. Зубаков, сл. Б. Скорбин) Хор ВРК, 1948

Страна вступала в новый этап своего развития. Нужны были другие песни, в том числе военные, и они зазвучали. Но об этом также в следующий раз.