Замещение нефтепродуктов альтернативным топливом может сильно ударить по российскому экспорту и дорого стоить российской экономике

Какие тучи сгущаются над Россией в связи с декарбонизацией Запада? Обзор

Исаак Левитан. У омута. 1892
Исаак Левитан. У омута. 1892
Исаак Левитан. У омута. 1892

Европа и страны Запада в целом всё более активно продвигают программы, связанные с отказом от углеводородов в экономике. При этом данные программы касаются далеко не только энергетики — декарбонизации подвергаются все сферы экономики.

Декарбонизация энергетики

Эксперты высказывают мнение, что данные программы направлены вовсе не на то, чтобы исправить экологическую ситуацию и остановить глобальное потепление, а на то, чтобы остановить развитие стран второго и третьего мира, которым навязывают использование возобновляемых источников энергии.

В частности, такое мнение высказал главный редактор журнала «Геоэнергетика инфо» Борис Марцинкевич в интервью ИА Красная Весна.

Он отмечает, что если переходить к «зеленой энергетике», то возникает ситуация, когда всё производство электроэнергии зависит от погоды, и ничего стабильного сделать невозможно. При этом что должно происходить с разработками и производством для традиционной энергетики и другой промышленностью?

«Какие производства имеют непрерывный цикл? Химия, металлургия, цветная металлургия, многие отрасли машиностроения. Если ты начал производство какой-нибудь турбины для электростанции, то остановиться и подождать, пока наступит хорошая погода, не получится.

В результате менее развитые страны в статусе развивающихся будут оставаться всегда. А привилегированное положение Евросоюза и США будет всегда привилегированным. Тем самым у них всегда будет возможность диктовать свою волю», — считает Марцинкевич.

Читайте также: Поможет ли европейцам выжить эвакуация на Дальний Восток России? Интервью

Тенденции в сельском хозяйстве

Впрочем, проблема касается не только тяжелой промышленности и энергетики, но и сельского хозяйства. Очевидно, что аграрный сектор ожидают фундаментальные изменения в ближайшие годы. Одно из наиболее значительных изменений — постепенный отказ от животноводства.

Екатерина Назарова, консультант по страхованию ценовых рисков, 12 лет работавшая в данной сфере во Франции, рассказала ИА Красная Весна о трех тенденциях в европейском сельском хозяйстве.

«Будущее мирового сельского хозяйства — это прежде всего органика. Отказ от пестицидов в Европе идет полным ходом. Это первое. Второе, Европа движется в сторону «зеленой» энергетики. Из ряда сельхозкультур можно делать биодизель, подмешивать его к обычному дизелю.

И третья тенденция — растительный белок. В Америке его производство наращивается, там производят растительное мясо из соевого изолята. В Европе тоже появляется всё больше продуктов для веганов. Возникает тенденция на отказ от мясопроизводства, от животноводства», — считает Назарова.

По мнению Марцинкевича, декарбонизация ударит по азотным удобрениям: «Если происходит отказ от мясной промышленности, то будет снижаться потребность и в растениеводстве. Значит, удобрений столько не надо: давайте сворачивать их производство. И будут сворачивать до тех пор, пока население не вымрет окончательно и бесповоротно».

Стоит отметить, что это хорошо объясняет, по какой причине Европа делает ставку на органическое земледелие, при котором в основном происходит механическая обработка почвы, и применение биологических препаратов без внесения химических удобрений и пестицидов.

То есть это могут быть хорошо спланированные и взаимосвязанные процессы. Можно выдвинуть гипотезу, что внедрение органического земледелия требуется не столько для того, чтобы обеспечить население Европы здоровой пищей, сколько для того, чтобы обеспечить его хоть какой-то пищей в условиях кризиса поставок удобрений и другой агрохимии.

Член-корреспондент РАН Вячеслав Якушев считает, что с помощью органического земледелия невозможно обеспечить питание населения Европы в полном объеме. Назарова также отмечает, что урожайность при органическом земледелии значительно ниже.

«Но в то же время сельхозпроизводители, несмотря на то что они получают субсидии, прекрасно понимают, что такими методами и полным отказом от пестицидов невозможно получить 6–7 тонн с гектара», — отмечает Назарова, говоря о французских аграриях.

Читайте также: Золотая нефть. Куда уходит черное золото и что приходит на смену? Интервью

Веганизация населения Европы

Российские эксперты скептически относятся к идее отказа от мяса. Так, ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова РАН, доктор наук Анастасия Семенова считает, что животноводство должно быть сохранено. При этом в данном случае это не только ее мнение, но и мнение Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (FAO).

«По этому вопросу ФАО уже дало оценку. Животноводство было, есть и будет. Никто от него отказываться не собирается. Более того, животноводство рассматривается как обязательное условие для достижения 17 целей устойчивого развития планеты. Кроме того, за последние десятилетия животноводство продемонстрировало огромный потенциал и убедительные успехи в сокращении вредного воздействия на окружающую среду», — говорит Семенова.

В то же время привычки жителей Европы и США стремительно меняются. В 2020 году компанией Veganz (немецкий веганский супермаркет и производитель продуктов питания) был проведен опрос, в котором приняло участие около 2600 респондентов. Результаты исследования показывают, что в Германии около 3,2% населения являются веганами и около 4,4% — вегетарианцами. Причем эти группы удвоились за последние 4 года.

Экстраполируя на нынешнее население в 83,1 миллиона человек (по состоянию на июнь 2020 года) вышеуказанные данные, можно предположить, что 2,6 и 3,6 млн человек в Германии являются веганами и вегетарианцами соответственно. В сумме они составляют приблизительно 6,2 млн человек. То есть это достаточно значительная и бурно растущая группа населения.

Стоит отметить, что веганы, в отличие от вегетарианцев, отказываются не только от употребления в пищу мяса. Веганы выступают за полный отказ от использования всех продуктов животноводства, включая молоко, мед, яйца. Сами они говорят о необходимости полностью отказаться от эксплуатации животных человеком. Дело доходит до отказа от использования лекарств, испытание которых проводилось на животных.

Оговорив это, отметим и то, что не всё население Запада разделяет данную идеологию. Так, согласно опросу, 10% молодых британцев скорее сядут в тюрьму, но не перестанут есть мясо.

«Мясо — необходимый компонент в питании людей. Доказано, что ребенок вырождается в дебила, если не получает мяса с рождения до 5-летнего возраста. Вегетарианцы страдают анемией, теряют работоспособность, физическую выносливость, стрессоустойчивость, — сообщила Семенова.

«Временный отказ от мяса может быть полезным при ряде заболеваний, постоянный отказ от мяса — это вред для здоровья. Не потреблять мяса во время беременности, не давать мяса детям — это преступление», — сообщила Семенова в интервью ИА Красная Весна.

Читайте также: Западная элита губит население ради борьбы с глобальным потеплением?

«Гонения» на колбасные изделия в России

Может показаться, что России не грозит отказ от животноводства. Тем не менее, тревожные тенденции наблюдаются и у нас. Согласно новым требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», вступившим в действие с 1 января 2021, нормы потребления колбасных изделий в питании детей не содержатся.

В действовавших до 1 января 2021 СанПиН 2.4.5.2409-08 рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов общеобразовательных учреждений включали колбасные изделия.

На почве этого разгорается скандал, поскольку вместо специализированных колбасных изделий для детского питания, которые производятся по ГОСТу со строгим контролем качества, в меню в рацион были внесены некие невнятные тефтели, которые по своему составу уступают «детским» сосискам.

Проблема тут заключается в том, что если состав сосисок обязан соответствовать ГОСТ, то тефтели будут производиться в самих учреждениях, и никакого строгого контроля производиться над ними не будет. Возникает подозрение, что гонения на колбасные изделия, в контексте общемирового тренда на отказ от употребления мяса, могут означать попытку организовать изъятие мясной продукции из рациона детей со временем.

Кроме того, в России, как и в других странах, возникают стартапы по производству так называемого растительного мяса. Данный продукт является суррогатом, не имеет отношения к мясу и не сходен с ним по составу. Как правило, имитируется внешний вид мясного блюда. Схожесть вкуса также не обязательна. Важным является привычность формы.

Читайте также: Роспотребнадзор планирует перевести школьников на веганскую диету?

Биотопливо

Стоит более внимательно рассмотреть и вопрос о производстве биотоплива. Назарова сообщает: «В США биотопливо производят из кукурузы, сахарного тростника, который закупается в Латинской Америке. И всё идет к тому, что процентные соотношения обычного топлива и биотоплива будут повышаться. В США сейчас добавляют 10% биотоплива, в Европе 8–10%, Скандинавия уже на 20% вышла».

Помимо обычного автомобильного транспорта, заместить топливо, получаемое из нефти, на другие виды горючего пытаются и в судоходстве, и в авиастроении. Так, в Нидерландах в конце апреля 2021 закончились испытания судна, заправленного биотопливом.

Биотопливо, используемое в испытании, производится из сертифицированного сырья, маркированного как 100% отходы или остатки, такие как отработанное растительное масло. Судно работало исключительно на данном топливе 24 дня из 36 дней испытаний.

Читайте также: Россия может стать лидером в экспорте прорывных сортов зерновых — академик

Будущее российского экспорта

Таким образом, может сложится ситуация, при которой реальное потребление нефти в мире может начать снижаться в ближайшие годы. Замещение нефтепродуктов альтернативным топливом может сильно ударить по российскому экспорту и дорого стоить российской экономике.

То же самое касается и экспорта сельскохозяйственной продукции. В какой-то момент может оказаться, что, следуя в рамках тренда, задаваемого странами Запада, будут приняты строгие правила, по которым зерно и другую сельхозпродукцию нельзя будет экспортировать.

Ситуация такова, что даже если не следовать описанным тенденциям, то нужно сформировать определенную позицию в текущей ситуации. Одномоментно все страны не смогут прекратить закупать российскую нефть и зерно. Но по мере развития ситуации нужно будет давать на нее свой ответ.

Читайте также: Российские селекционеры могут удвоить урожайность без редактирования генома