Кто и зачем использует термин «вечная война» на Украине?
11 июня на сайте крупнейшего мозгового центра США — RAND (Research and Development) появляется статья старшего советника президента корпорации Брайана Майкла Дженкинса. Самое интересное в ней — использование термина «вечная война» в применении к конфликту на Украине:
«Украина — это российская трясина, ее вечная война. Война, в которую многие представители российской элиты уже не верят».
Эксперт высказывается с редкой откровенностью:
«При этом западные лидеры должны помнить, что Украина оказывает НАТО услугу, ослабляя Россию. Вместо того чтобы бояться, что эта война может стать вечной (при том что в ней не погиб ни один солдат НАТО), задача НАТО должна заключаться в том, чтобы она стала вечной войной — для России».
Читайте полный перевод статьи: RAND: НАТО должно устроить «вечную войну» для России на Украине
В январе RAND выпустил достаточно объемное исследование под названием «Избегая длинной войны: политика США и траектория российско-украинского конфликта». В нем авторы рассматривают конфликт с точки зрения интересов Вашингтона и приходят к выводу:
«Избегание долгой войны [на Украине] вместе с предупреждением возможной эскалации до войны России с НАТО или использования Россией ядерного оружия является более высоким приоритетом для США, чем содействие Украине в получении территориального контроля».
В следующий раз к термину «вечная война» обратился в августе журналист Александр Ковалев в статье «Россия возвращается к своему тоталитарному прошлому» для авторитетного американского журнала Foreign Policy. По его мнению, «вечная война» на Украине для Запада не выгодна, поскольку реагируя на эту войну, российское общество консолидируется.
«Вечная война на Украине дает почти безграничные возможности по подавлению инакомыслия», — пишет Ковалев.
«Вечная война на Украине, подаваемая жителям России как экзистенциальный конфликт за будущее их нации, предоставляет почти безграничные возможности для подавления инакомыслия, объединения русских вокруг режима и искоренения самого слабого шепота оппозиции», — сетует автор.
В тот же день на сайте RAND появляется статья «Это не должно было стать сюрпризом. Угроза от путинской России» за авторством главного вице-президента корпорации по исследованиям и аналитике, члена Совета по международным отношениям Андрю Хона и директора проекта по медиа и национальной безопасности в институте Вашингтона Тома Шанкера.
Авторы ставят перед собой вопрос: «Находится ли Россия уже в состоянии войны с Западом?» И сами отвечают на него:
«Владимир Путин находится в состоянии вечной войны с Западом — определяемой им самим как многолетняя. Мы просто пока не осознаем этого, не понимаем, не действуем в соответствии с этим», пишут авторы (цитата по книге «Век опасности: сохранение безопасности США в эпоху новой суперсилы, нового оружия и новой угрозы»).
Таким образом, теперь термин «вечная война» используется не для описания ослабляющего Россию, а потому желанного для США и НАТО вечного конфликта (хотя и имеющего такие «побочные» эффекты как консолидация российского общества), а для описания угрожающей Западу и в этом смысле плохой вечной войны, под которой подразумевается не горячий военный конфликт, а идеологическое противостояние.
7 августа в The New York Times появляется огромный репортаж о внутрироссийской жизни с громким заголовком «Путинская вечная война».
Что интересно, в самом материале этот термин больше не используется, да и в бумажной версии статья была названа «Ожидаемая война Путина: Расширившийся конфликт с Западом».
14 августа издание The Hill опубликовало статью, написанную экс-заместителем главы НАСА по политике и стратегии Дэвидом Стейтцем под заголовком «НАСА должно сказать „dasvidaniya“ России».
«Российский лидер Владимир Путин продемонстрировал, что он хочет вести вечную войну против Запада — идеологическую, экономическую и физическую», — пишет эксперт.
Читайте полный перевод статьи: «Dasvidaniya» от НАСА. В США предлагают оборвать связи с Россией в космосе
Здесь инициатором воображаемой «вечной войны» назначается Россия. Эта якобы ведущаяся Россией война используется в качестве оправдания для прекращения любого сотрудничества с российским космосом.
Термин встречается и в публикациях на русском языке. 17 августа в журнале «Россия в глобальной политике» была опубликована статья бывшего посла, старшего научного сотрудника Института международной и публичной политики Уотсона Чеза Фримана. Оценивая текущую международную обстановку в статье «Растущая роль Китая на Ближнем Востоке: региональная геополитика и политика США», дипломат пишет: «В Европе идет эскалация „вечной войны“ США с Россией». Здесь дипломат описывает конфликт на Украине как «горячую фазу» постоянных противоречий между США и Россией.
Таким образом, термин «вечная война» используется для описания постоянно идущего горячего конфликта на границе России. Такая война выгодна для США и их союзников, и ее, по мнению Запада, не только не нужно опасаться, но нужно всячески поощрять. При этом для Запада в отличие от «хорошей» вечной войны, есть «плохая» вечная война — идеологическое противостояние России и Запада.