Гагарин был бы лучшим президентом России. Интервью с космическим врачом
Пилотируемая космонавтика является будущим человечества, считает заслуженный испытатель космической техники федерации космонавтики России, старший научный сотрудник Российского Института Культурологии РАН, врач, стоявший у истоков советской пилотируемой космонавтики, Леонид Китаев-Смык.
ИА Красная Весна публикует продолжение его интервью, приуроченное к 60-летию со дня первого полета человека в космос — полету Гагарина.
ИА Красная Весна: Есть мнение, что человеку в космосе делать нечего, что это крайне враждебная и непригодная для людей среда, а все необходимые задачи намного эффективнее, особенно если принять во внимание быстрое развитие электроники и компьютерной техники, решаются автоматическими станциями. Как Вы считаете, есть ли будущее у пилотируемой космонавтики?
— Я не только уверен, но я знаю, что пилотируемая космонавтика — это будущее человечества. На орбитальных станциях, там, где обыденная работа, где всё распределено как обычно, все это должно быть заменено автоматикой. И это делается. К примеру, станция, которая обеспечивает ГЛОНАСС, там же не сидят женщины-телефонистки, там все на автомате.
Но для изучения космоса неизвестного, непонятного, нельзя создать программы, которые бы понимали непонятное. Поэтому космонавтика будет пилотируемой в ситуациях неизвестных, непонятных для человечества.
В этом плане иногда возникает вопрос: «Нужна ли женщина в космосе?» Когда я работал где-то лет 40 назад с диспетчерами железных дорог, оказалось, что мужчины диспетчерами быть не могут. У них возникает тяжелейший стресс, они быстро выходят из состояния, в котором они могут продуктивно работать диспетчером. Почему? Потому, что там напряженная монотония. И вот с нештатными ситуациями, которые не должны происходить, но случаются, блестяще справляются женщины.
Природа дала женщине возможность постоянно быть готовой к очень монотонной, напряженной, ответственной работе. В то время как для мужчины характерна готовность к большому тяжелейшему напряжению, после которого должен быть период отдыха, абсолютного отключения от всего.
Некоторые для этого используют алкоголь, но это пагубно. Я изучал действие алкоголя при стрессе разного типа людей, выделил 4 группы людей, и на всех он действовал губительно. В этом плане есть алгоритм, действующий с древних времен — «Сделал дело — гуляй смело». Но гулять не значит пьянствовать.
ИА Красная Весна: О Юрии Гагарине вы говорили, как об уникальном человеке. В сложных задачах ему не приходилось перебирать все возможные решения, он мгновенно находил единственно правильное. Делал это легко и быстро. Он умел общаться с людьми — сразу появлялось чувство, что он твой близкий друг. В настоящее время в обществе усиленно продвигается мысль, что человек должен быть узким специалистом и только тогда сможет добиться успеха. Как вы считаете, можно ли быть узким специалистом и покорить космос?
— Покорять космос сможет только содружество людей: и узких специалистов, и с широким кругозором. Космосу нужны как люди, которые очень детально разбираются в своем деле, так и те, которые на основе обобщения этих узких достижений могут вдруг получить то, что называется прозрение или как это иногда называют ученые — инсайт.
Другое дело, что общество должно способствовать росту возникновения людей, способных к творческому осмыслению того, чего еще не было известно и о чем не было никакого понятия.
Еще я бы отметил, что в разные периоды в разных странах, казалось бы, по неизвестным причинам, вдруг возникал прорыв в разных областях науки, техники, сельского хозяйства, всего, что необходимо для развития государства и его жителей.
Я сейчас это исследую. И вот что обнаруживается. Важнейшую роль в этом развитии играет возникновение лидера, который может воодушевить весь свой народ, и тогда, когда многие люди жили комфортно, спокойно, вдруг оказывается, что в них просыпается творческий порыв, энергия делать не просто что-то новое, а всё лучше и лучше.
Не всегда такие лидеры поступают положительно, поэтому я не буду называть их имена.
ИА Красная Весна: Сейчас развитие технического потенциала идет семимильными шагами, но человек практически загнан на задворки. Современное молодое поколение растет фактически в пост-культурном мире. По вашему мнению, сможет ли человек развиваться с одинаковой скоростью вместе с техникой?
— Я не совсем согласен с построением этого вопроса. Ведь развитие техники делают конкретные люди, которые опередили эту технику и делают ее развитие за счет своих интеллектуальных, душевных, эмоциональных способностей. Так что если развивается техника, то она развивается вместе с людьми, творящими ее. А если люди пользуются этой техникой, то и слава Богу.
Я живу в Москве и ежедневно несколько раз в метро встречаю молодых людей. Они такие замечательные, девушки красивые, парни высокие, веселые. У всех у них чувствуется уверенность в завтрашнем дне.
Но именно тогда, когда у нас появится настоящий лидер, то все эти люди не просто будут уверены в завтрашнем дне, но они очень активно и с огромной энергией станут творить что-то большее, чем просто сегодняшняя счастливая обыденность. Они поймут, что это им нужно и что именно для этого они живут.
ИА Красная Весна: Главной задачей Королева была будущая экспедиция на Марс. Еще Циолковский, основоположник космонавтики, говорил, что нужно в долгих межпланетных полетах создать искусственную силу тяжести. Он предлагал с этой целью построить вращающийся тор, эдакий «космический бублик», чтобы в нем во время вращения возникала искусственная сила тяжести (центробежное ускорение), и можно было ходить по нему внутри. Вы разработали медленно вращающуюся квартиру-центрифугу диаметром 20 метров. Не могли бы Вы немного подробнее рассказать об этом проекте?
— В Жуковском, когда я занялся подготовкой людей на Марс, я был одним из соавторов наземного имитатора межпланетного корабля. Корабля, который летит на Марс. И чтобы была хоть какая-то небольшая весомость, этот корабль вращался как гантель.
Мы построили такую «квартиру-центрифугу» с двумя комнатами и коридором диаметром 20 метров, которая могла непрерывно вращаться. В нее можно было беспрепятственно входить и выходить различным специалистам. Мы могли находиться там неделями.
В то время американцы отстали от нас. Они не додумались придумать аналогичную квартиру. У них был ящик, который крутился на восьмиметровом плече. При этом в него нельзя было сразу зайти. Тем более большой группе людей.
Этот проект, полет на Марс, готовился Королевым, и когда он скончался, работы приостановили. Но я уверен, что эта работа была не напрасна и исследования будут вскоре использованы.
ИА Красная Весна: Еще в летно-исследовательском институте вы изучали психику и физиологию летчиков. А в 1983 году вы опубликовали монографию «Психология стресса», основанную на научных исследованиях во вращающейся квартире-центрифуге. Можете рассказать об этом опыте и какие открытия были сделаны с того времени?
— Когда я там работал, в одном только институте было 12 тысяч человек. Были построены несколько четырех-пятиэтажных зданий, которые были как отдельные институты по разным отраслям авиации. Были два колоссальных завода, которые могли сделать всё что угодно, любую вещь могли сделать в одном экземпляре. Был гигантский аэродром с сотнями самолетов и там были только лучшие летчики страны. Вот чем был летно-исследовательский институт.
Мне удалось вместе с группой исследователей, с которыми я работал, изучить поведение людей, их самочувствие, работу внутренних органов во всех ее проявлениях в условиях, когда они проживают во вращающейся системе и на них действует сила Кориолиса, то есть они живут в измененной пространственной среде. Это частично похоже на то, как космонавты живут в невесомости в космосе, тоже измененной пространственной среде.
Но у нас эта среда более агрессивная, поэтому удалось изучить не просто все эти частности, но и понять и разработать общую теорию стресса вообще. И то, что мы там узнали, теперь помогает многим в учебных заведениях, в разных больницах предотвращать стресс, бороться со стрессом, лечить болезни стресса.
Есть такое понятие, как стресс жизни. Он может быть положительным и отрицательным. К примеру, Ганс Салье выделял эустресс, то есть полезный стресс, такой как любовь, творчество, восхищение. И дистресс, то есть отрицательный стресс, такой как горе, несчастье, ужасный начальник.
Но я понимал, что есть еще стресс смерти, который может быть только на войне, там, где люди убивают друг друга. И когда начались чеченские войны, я там был вместе с журналистами. С одной стороны, там были боевики, которые отстаивали, как им казалось, свою независимость, с другой стороны наши государственные войска.
В то время я опубликовал много исследований о стрессе смерти, которые можно назвать оперативными докладами. Но меня никто не посылал туда, я не был никем оплачен, это было мое решение. Иначе бы меня там просто пристрелили бы.
ИА Красная Весна: Юрий Гагарин говорил советским детям: «Я знаю, что вы все любите мечтать о космосе и немножко завидуете нам, особенно мальчишки. А знаете, мы вам тоже завидуем. Мы летаем в космос, но это начало. Вас ждут планеты и неизвестные миры. Вам и дальше штурмовать Вселенную, вам, юным ленинцам, кому мы с радостью передадим в будущем эстафету!» Что бы Вы хотели сказать нашему подрастающему поколению?
— Один раз Гагарина спросили, что ему больше всего нравится. Он подумал и сказал: «Больше всего мне нравится, когда дети кричат… Это значит, что они есть». Интересно, что такое чувство приходит к людям в преклонном возрасте. Я знаю многих родителей, которые родили вторых, третьих, четвертых детей, будучи уже не очень молодыми. Они совершенно по-другому, страстно, нежно, любят своих последышей. А Гагарин, будучи молодым человеком, уже обладал этим чувством. Он любил не только тех людей, которые его окружали, но и будущих, которые еще только входят в этот мир.
Гагарин был чрезвычайно умный человек. Он всегда чувствовал и думал о том, что будет в результате. Он всегда держал в уме, в сознании то, что будет в будущем. Как отразится первый, второй, третий шаг, которые нужно сделать сейчас, где-то на 100 или 1000 шаге его жизни.
И поэтому я абсолютно уверен, что, если бы он был жив, он был бы конечно сейчас президентом нашей страны, России.
Молодое поколение сейчас такое же, как и мы были. Единственное, конечно, мы были дети войны. Я помню, как в 1942 году мы жили в Ульяновске, получали хлеб по карточкам. Некому было сходить за хлебом, кроме меня. Когда я приходил, продавщица отрезала кусок буханки, которая полагалась на всю семью. Но она так отрезала, чтобы получался еще небольшой кусочек, который лежал сверху. Почему? Потому что голодный ребенок, когда нес хлеб домой, мог откусить слишком много и не осталось бы дома. А так это был кусочек для него.
И вот я помню, как сил не было совсем, я нес домой хлеб, в рваных сапогах, закрученных проволокой, чтобы снег туда не попадал. Я понимал, что, если я сейчас присяду отдохнуть, я больше не встану и говорил себе: «Шесть шагов пройду». Проходил и говорил: «Еще семь шагов пройду». Потом еще и еще. Так доходил до дома.
А после войны большинство детей, особенно безобразников, после четвертого класса уходили из школы и шли на так называемые фабричные заводские училища. Мы завидовали им, так как их уже не учили предметам, а учили ремеслу токаря, слесаря и так далее. Еще им давали красивую, суконную, очень теплую шинель, давали костюм, давали ботинки с грубыми клепками, шапки с кокардой. Но те ребята, которые оставались в школе, понимали, что у них больше будущего будет и они ответственны за это.
Ну смотрите, все, кто со мной учились в восьмом классе, закончили институты и многие стали профессорами, даже академики есть.
Современные дети живут в спокойных условиях, поэтому они более уравновешенные, более перспективные. Поэтому главное — нужно не потерять в себе стимул к учебе. В молодом возрасте ребенок начинает чувствовать, что уже всё знает, что хватит учиться, надо уже работать. Учиться трудно, но учиться надо. Поэтому я хочу пожелать мальчикам и девочкам способность преодолевать труд учения. Так как отличная судьба будет только тогда, когда вы пройдете по трудному пути учения, который надо преодолевать, преодолевать и преодолевать…
Читайте также: Космический врач рассказал, зачем человеку покидать Землю