Если сделка по покупке истребителей JF-17 будет совершена, ситуация в Южной Атлантике может сильно обостриться

Истребители для новой войны за Фолкленды Аргентина нашла в Пакистане

Уинслоу Хомер. Свет на входе в гавань. 1901
Уинслоу Хомер. Свет на входе в гавань. 1901

Аргентина нашла обходной путь к обретению современных истребителей для своих ВВС, доведенных усилиями Великобритании до практически полного уничтожения. Остывший, казалось бы, с 80-х годов ХХ века военный конфликт между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские острова начинает обрастать техническим потенциалом для дальнейшего возобновления.

Сделка

Пакистанский новостной ресурс оборонной тематики Pakistan Strategic Forum опубликовал фрагмент бюджетного предложения министерства обороны Аргентины на 2022 год, представленного в парламент страны. Из опубликованных данных следует, что Аргентина намерена потратить $664 млн на приобретение у Пакистана двенадцати истребителей JF-17A Block III совместной пакистано-китайской разработки.

Если сделка будет совершена, ситуация в Южной Атлантике может сильно обостриться, хоть и не в скором будущем, конечно же.

JF-17 — это одномоторный многоцелевой боевой самолет 4-го поколения, разработанный совместно пакистанским авиационным комплексом и китайской Chengdu Aircraft Corporation. Универсальность JF-17 позволяет использовать его в качестве перехватчика, штурмовика, разведчика и носителя противокорабельных ракет. Последнее для Аргентины особенно важно.

Как пишет Pakistan Strategic Forum, «58% планера JF-17, включая его переднюю часть, крылья и вертикальный стабилизатор, производится в Пакистане, а 42% — в Китае. Окончательная сборка осуществляется в Пакистане». Эти подробности тоже очень важны, потому что именно от стран-производителей самолета, держателей использованных технологий и поставщиков совместимого вооружения непосредственно зависит вероятность заключения этой сделки.

Последний вариант самолета, Block III, предложенный Аргентине, отличается, как пишет пакистанский ресурс, «рядом улучшений, включая установку радара с активной решеткой и электронным сканированием, а также китайского двигателя WS-13 вместо российского РД-93», — современный радар, разумеется, необходим, а отказ от испытанного российского двигателя в пользу китайского, едва ли можно назвать улучшением — уж очень долго китайский аналог не могли довести до приемлемого уровня надежности и долговечности.

Впрочем, эксперт по аэрокосмической отрасли Джастин Бронк из Королевского института объединенных служб заметил, что на данном этапе «любой истребитель станет потенциальным благом для Fuerza Aérea Argentina (ВВС Аргентины) после более чем десятилетия безуспешных попыток заменить авиапарк прежних Mirage III и V», — заметим, что аргентинские истребители «Мираж» на сегодняшний день превратились в мираж буквальный. Реактивных истребителей, способных подняться в воздух, в аргентинских ВВС более не осталось.

Как Аргентине подрезали крылья

Аргентина уже не первый десяток лет безуспешно пытается купить хоть какие-нибудь истребители, однако все попытки были успешно блокированы британской дипломатией, оказывая прямое давление на поставщиков или саботируя их, запрещая использование критически важных британских компонентов и технологий.

В прошлом году, например, Великобритания заблокировала продажу Аргентине южнокорейских истребителей FA-50. Еще ранее она оказала давление на Испанию, перехватив поставку истребителей Mirage F1M, а совместно с США остановила израильскую сделку на поставку самолетов Kfir.

Великобритания также фактически наложила вето на продажу Аргентине построенных по лицензии шведских самолетов Saab Gripen, а сама отказалась предоставить разрешение на экспорт британских запчастей для бывших аргентинских самолетов Super Etendard Modernisé французского производства.

Очевидно, что Великобритания фактически продолжает поддерживать эмбарго на поставки оружия Аргентине со времен Фолклендской войны 1982 года.

Сама Аргентина, съевшая пуд соли, настаивает на том, что сообщения о покупке пакистанских истребителей JF-17 Thunder являются преждевременными. Возможно просто боится сглазить, но, как пишет пакистанский источник, по мнению аналитиков (видимо, тоже пакистанских), у JF-17 не осталось других конкурентов — в основном из-за давления Великобритании.

Однако, как отмечает один из главных американских и мировых информационных порталов по оборонной тематике Defense News, посольство Аргентины в Исламабаде заявило, что «окончательного решения еще не принято, поскольку в настоящее время рассматриваются пять альтернатив». Правда, на просьбу указать этих претендентов посольство ответило: «У нас самих нет никакой информации об этих альтернативах».

Андрей Сербин Понт, директор по исследованиям Регионального координационного центра экономических и социальных исследований (CRIES) и бывший советник Секретариата по стратегическим вопросам, сказал, что подобные бюджетные мечтания Аргентине не в новинку: ранее она уже «включала в бюджет средства на приобретение самолетов, которые так и не были приобретены. Речь про истребители Mirage F-1M и Kfirs, закупки которых были аннулированы в последнюю минуту в 2015 году», — заметил эксперт.

Тем не менее, по словам Сербина Понта, «Соединенные Штаты активно предлагают бывшие в употреблении F-16, и еще одна альтернатива — модернизированные F / A-18. Но это предложение так явно не вяжется со всем сказанным выше, что является по сути, скорее всего, чем-то вроде отвлекающего маневра или тонкого англо-саксонского юмора.

Словно бы соглашаясь с этим суждением, и сам Сербин Понт замечает, что JF-17 является единственным выбором для Аргентины, потому что находится «вне досягаемости возможного вето Великобритании на запчасти, и в то же время это — единственный новый самолет, доступный для ограниченного бюджета аргентинских ВВС».

Что немаловажно, китайский JF-17 также может быть полностью укомплектован оборудованием и вооружениями китайского производства, что делает его совсем уже невосприимчивым к британскому давлению. Стоит вспомнить, как в разгар войны 1982 года Британия заставила Францию остановить поставки уже оплаченных аргентинцами противокорабельных ракет Exocet и истребителей Super Etendard.

Логичным кажется вопрос: «Отчего бы Аргентине не обратить свои взоры в сторону подмосковного авиашоу „МАКС“»? Вот и бразильский аналитик по вопросам обороны Алекс Галанте считает, что, хотя «правительство Аргентины отдает предпочтение JF-17», оно, возможно, «ожидает лучшего предложения от России».

Острова

Между Аргентиной и Великобританией, находящимися в разных частях земного шара, есть, тем не менее, нерешенный территориальный спор из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Военное противостояние вокруг них закончилось в 1982 году победой Великобритании, хотя и не всухую — англичане потеряли более полудюжины кораблей, десятки самолетов и вертолетов.

Несмотря на потери, острова были отбиты английским десантом при поддержке чуть ли не всей мощи Королевского флота, собранного в Южную Атлантику. Одним из важнейших факторов этого конфликта стало техническое оснащение ВВС и управляемые ракетные системы, используемые обеими сторонами.

Неудивительно, что Великобритания настолько «злопамятна» в вопросе поставок Аргентине современных ракет и самолетов, способных их нести.

Британские дипломаты в Пакистане так и не ответили на вопрос Defense News о том, как Лондон может отреагировать на продажу Аргентине истребителей JF-17, но эксперт в области авиации Дуглас Барри из лондонского Международного института стратегических исследований высказал уверенность в том, что Великобритания внимательно следит за этими закупками, в особенности из-за спектра вооружений, доступного для этого самолета.

«В то время как сам по себе самолет JF-17 имеет скромные боевые характеристики, опасение вызывают некоторые из китайских ракет класса „воздух-воздух“ и „воздух-поверхность“, которые он способен нести. В частности, это — система ближнего радиуса действия PL-10, комплекс PL-12 с активным радиолокационным наведением и противокорабельная ракета средней дальности C-802, которая также была замечена на самолетах этой модели», — сказал Барри.

Скромные возможности, про которые упоминает британский эксперт, это, по-видимому, ограниченная дальность полета с упомянутыми видами оружия, что имеет значение в контексте обширных сухопутных и морских территорий Аргентины, а также удаленности злосчастных Фолклендских островов. Стоит вспомнить, что в борьбе против английской эскадры аргентинские ВВС работали на пределе дальности полета.

В пользу пакистанского варианта говорит и политический бэкграунд. Между двумя странами в течение некоторого времени поддерживаются дружеские отношения, Аргентина последовательно поддерживает резолюцию, предложенную Пакистаном о праве на самоопределение, которая ежегодно обсуждается в Генассамблее ООН. Разумеется, что эта резолюция нужна Аргентине для того, чтобы население Фолклендских островов смогло наконец реализовать свои права на самоопределение.

Пакистан, в свою очередь, проголосовал за резолюцию ООН, в которой говорится, что «продолжающееся существование колониализма несовместимо с идеалом всеобщего мира, поддерживаемого Организацией Объединенных Наций», — еще более явная отсылка к проблеме Фолклендских островов. А вот и спикер пакистанского сената заявил, что «Пакистан и Аргентина очень тесно сотрудничают в различных областях и имеют единодушные взгляды по международным вопросам».

Расположенные на краю мира, Фолклендские острова, как говорят, расположены над огромнейшими залежами углеводородов. В окружающих их водах находятся впечатляющие объемы биоресурсов, интересных рыболовной отрасли. Кроме того, обладание Фолклендскими островами или, скажем так, нахождение их в подчинении британской короне является принципиальным вопросом и для самой Великобритании, и для соседней с ними Аргентины, для которой такое владение жжет глаза уже почти что двести лет.

А тут еще и ссора Франции с Великобританией и США, которые сорвали французскому концерну Naval Groupe многомиллиардный контракт века на поставку Австралии подводных лодок.

Читайте также: AUKUS: Кризис подводных лодок. Как Австралия всплыла в новой компании

Сумеет ли Аргентина воспользоваться этой ссорой и попытаться заполучить через Францию вожделенные самолеты, ракеты, а чем черт не шутит, еще и подводные лодки? Сумеет ли Франция в такой ситуации удержаться от соблазна поправить свое финансовое состояние и не отомстить англосаксам? Получится ли у Аргентины найти деньги на восстановление своих разрушенных ВВС на фоне «отлиберализованной» экономики?