Румынские территориальные притязания не раз становились для Европы роковым неразрубаемым узлом. Теперь этот узел снова затягивается... 

По ту сторону спецоперации: «Великая Румыния» за счет Молдавии и Украины?

Жан-Франсуа Милле. Ночная охота на птиц. Разорители гнёзд (фрагмент). 1874
Жан-Франсуа Милле. Ночная охота на птиц. Разорители гнёзд (фрагмент). 1874
Жан-Франсуа Милле. Ночная охота на птиц. Разорители гнёзд (фрагмент). 1874

Румыния имеет самую большую сухопутную границу с Украиной из всех государств, которые относятся к восточному флангу НАТО. Эта страна претендует на территории Молдавии и некоторые территории Украины. Желание завладеть этими территориями усилилось с началом спецоперации по демилитаризации и денацификации. Румынские политики увидели в этом возможность для реализации проекта «Великой Румынии», по крайней мере в части расширения границ Румынии на Восток.

Мы это увидим при рассмотрении последних событий, которые отражены в румынских средствах массовой информации.

Ситуация в Румынии до начала спецоперации

В октябре 2021 года в Румынии произошел политический кризис, в результате которого коалиционное правительство, образованное из трех партий (Национал-либеральной, «Демократический союз венгров Румынии» и «Союз спасения Румынии») распалось, а премьер-министр Флорин Кыцу был отправлен в отставку. Возникла новая правительственная коалиция, состоящая также из трех партий (Национал-либеральной, Социал-демократической и «Демократический союз венгров Румынии»). При этом новое правительство возглавил Николае Чукэ — политик, который в прошлом румынском правительстве занимал должность министра обороны, а после того, как возглавил новое правительство, занял пост главы Национал-либеральной партии, заменив Флорина Кыцу.

В свою очередь, Кыцу (национал-либерал) возглавил румынский Сенат, а лидер Социал-демократической партии Марчел Чиолаку — Палату депутатов Румынии. При этом новая коалиция связана договоренностью между национал-либеральной и социал-демократической партией, согласно которой должность премьер-министра должна будет перейти к социал-демократу Марчелу Чиолаку со следующего года.

Ответим, что новая коалиция во многом выглядит противоестественной. Хотя бы потому, что национал-либералы в своих публичных выступлениях постоянно именовали социал-демократов «токсичной партией», «уголовниками» или «красной чумой». При этом в их официальных партийных документах запрещался любой политический диалог.

Тем не менее, у нового румынского правительства, образованного «противоестественным» союзом двух партий, нет разногласий по внешней политике страны. Для участников кабинета министров базовой является установка, что Румыния — это часть Евросоюза, и что именно в ее столице была образована так называемая «Бухарестская девятка» — объединение девяти стран Центральной и Восточной Европы, созданное для углубления военного сотрудничества между странами восточного фланга НАТО. А потому и отношение к спецоперации на Украине будет диктоваться этим пониманием своих позиций.

Важно подчеркнуть, что Румыния начала готовиться к наплыву беженцев с территории Украины еще до начала спецоперации по демилитаризации и денацификации.

Так, 23 января министр обороны Румынии Василе Динку (социал-демократ) заявил, что в случае конфликта на Украине в Румынию могут прибыть беженцы, поэтому местные власти готовятся предоставить им гуманитарную помощь.

«Мы сейчас готовимся оказывать помощь беженцам (с Украины). Это наша гуманитарная обязанность», — сказал Динку в момент, когда никто еще никуда не двинулся, и только продолжались украинские обстрелы территории ЛДНР.

Однако надо признать, что момент был понят правильно. Поскольку на сегодня румынскую границу уже пересекли более миллиона граждан Украины.

Кроме того, руководство Румынии предоставило свое воздушное пространство для авиации стран НАТО, которые активно ведут воздушную разведку как Черного моря, так и украинской территории.

Румыния, Украина и Молдавия…

Территориальные интересы Румынии на Украине и в Молдавии хорошо известны. Это те земли названных двух стран, которые вошли в состав СССР в 1940 году. Речь идет, в частности, о Северной Буковине, Герце, Северной и Южной Бессарабии, а также об острове Змеиный, которые входят в состав Украины и большей части Бессарабии, теперь частью Молдавии.

Притязания на эти территории имеют по большей части исторический характер, потому что Румыния имела эти территории в своем составе. Начало формирования румынского государства было положено с объединения Дунайских княжеств (Валахии и Молдавии) в 1859 году. Новое государственное образование существовало под протекторатом Османской империи. В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов объединенное княжество Валахии и Молдавии провозгласило независимость, которая была официально признана Российской Империей в 1878 году, что закреплено в мирном соглашении подписанным в Сан-Стефано. В 1881 году после провозглашения Кароля I королём, на территории этого государственного образования возникло Королевство Румыния.

В 1913 году Румыния участвовала во Второй Балканской войне на стороне Сербии и Греции против Болгарии. В результате заключенного в августе 1913 году Бухарестского мира Румыния получила территории Южной Добруджи, которые затем были утрачены в 1940 году.

После Первой мировой войны в ходе Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. румынская делегация требовала себе территории Австро-Венгерской империи, обещанные ей при вступлении в Первую мировую войну. Согласно Сен-Жерменскому, Нейискому и Трианонскому мирным договорам Румынии были переданы Трансильвания, где 48 процентов населения составляли венгры и немцы, а также Буковина и Южная Добруджа, населенные главным образом русинами и болгарами. В октябре 1920 г. державы Антанты подписали так называемый Парижский протокол о признании Бессарабии владением Румынии. Ранее эта территория принадлежала Российской Империи и именовалась Бессарабской губернией.

В июне 1940 года Румыния вернула СССР территории Бессарабии и Северной Буковины в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа. А в августе 1940 года Румыния потеряла территории Северной Трансильвании, которые вновь отошли к Венгрии.

После таких крупных и одиозных территориальных потерь народ Румынского королевства разочаровался в монархии и румынском короле Кароле II. Этим обстоятельством воспользовались фашисты во главе с Ионом Антонеску, которые захватили власть. В 1941 году новый лидер Румынии — диктатор Антонеску — поддержал фашистскую Германию в войне против Советского Союза. К осени 1941 года Румыния при поддержке гитлеровской Германии вернула себе территории Бессарабии и Северной Буковины, а также заняла все нынешнюю Одесскую область Украины. Согласно германско-румынскому соглашению в Бендерах от 30 августа 1941 г., территория между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии в качестве вознаграждения за ее участие в войне с СССР.

Далее, в 1944 году в ходе освобождения советскими войсками Румынии, диктатура Антонеску была свернута, а Румынское Королевство перестало существовать — страна попала в советскую зону влияния. 10 февраля 1947 года были подписаны Парижские мирные договоры, которые подтвердили суверенитет Румынии над территорией Северной Трансильвании. Также парижские документы подтвердили границы между Советским Союзом и Румынией, которые были установлены в июне 1940 года. В 1947 году была образована Румынская Народная Республика. Таким образом, Румыния сейчас существует в послевоенных границах, утвержденных парижскими мирными договорами.

Однако современная политическая элита Румынии вовсе не забывает о «Великой Румынии», то есть мечтает собрать все территории, которые когда-либо принадлежали румынскому государству.

Государственный переворот на Украине в 2014 году, начавшаяся война в Донбассе, а также последующее экономическое ослабление украинского государства… Всё это заставило румынское руководство вновь задуматься не только о включении в состав Румынии молдавских территорий, но и об отторжении от Украины части Черновицкой и Одесской областей. Именно с таким расчетом в парламент Бухареста еще в 2018 году был внесен проект декларации о денонсации пакта Молотова-Риббентропа и его результатов.

Параллельно румынские власти вели переговоры с украинскими политиками о признании молдавского языка на территории Украины «несуществующим». Аналогичные процессы идут и с самой Молдавии. Кроме того, Румыния занимается выдачей своих паспортов, как на Украине, так и на территории Молдавии. Румыния еще в 2008 году упростила процедуру получения паспортов для тех, кто проживал или проживает на территории Северной Буковины (Черновицкая области Украины) и Бессарабии (Молдавия) или является потомком жителей, проживавших на этих территориях с 1918 по 1940 годы. Как следует из вышеописанной истории румынского государства — временной промежуток выбран неслучайно. Именно в этот период Румыния имела в своем составе эти территории. Согласно официальным данным, которые озвучил государственный секретарь Департамента по связям с Молдавией, на июнь 2022 года уже выдано более миллиона румынских паспортов гражданам Молдавии.

Выдача паспортов — это только часть работы румынских властей по приближению к реализации проекта «Великой Румынии». Так, на Украине власти Румынии способствуют работе таких органов влияния, как приходы Румынской православной церкви (127 действующих приходов только Черновицкой области), а также радиостанции, телеканалы и список печатных СМИ, вещающих на аудиторию из этнических румын, которые преимущественно проживают на территории Черновицкой и Одесской областей.

Отдельно стоит обратить внимание на ситуацию в Молдавии. Румыния фактически взяла эту страну под свою «опеку», как политически, так и экономически. В Молдавии полностью прорумынский президент Майя Санду, которая не раз призывала поменять в Конституции страны молдавский язык на румынский. Также прорумынские силы постепенно берут под свой контроль парламент Молдавии.

Что касается экономики, то Румыния инициировала процесс создания платформы поддержки Молдавии с Германией и Францией, которые являются экономическими локомотивами Евросоюза. Страны совместными усилиями собираются оказывать гуманитарную и экономическую помощь Молдавии на фоне увеличения числа украинских беженцев, а также социально-экономического кризиса вызванного пандемией коронавируса, который усугубился разгоревшейся санкционной войной западных стран против России, на фоне проведения спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.

В начале марта Молдавия вслед за Украиной подала заявку на вступление в Евросоюз. Однако, для вступления в ЕС необходимо, чтобы не было территориальных вопросов. Молдавия такой страной очевидным образом не является. После того, как Майя Санду подписала заявку на вступление в ЕС, Приднестровье обратилось к международному сообществу с просьбой признать независимость, потому что народ маленького непризнанного государства не собирается устремляться в Европу.

В конце апреля — начале мая в Приднестровье прогремели пять терактов.

Так, 25 апреля были атакованы здание министерства государственной безопасности в Тирасполе, затем был атакован аэропорт Тирасполя с воздуха. Утром следующего дня прогремели взрывы в Приднестровском радиотелецентре.

27 апреля дронами, прилетевшими с территории Украины, было обстреляно село Колбасна.

6 мая прогремело 4 взрыва на территории заброшенного аэродрома.

Моментально последовала реакция со стороны Румынии и Молдавии. Президент Молдавии Майя Санду заявила о том, что в Приднестровье есть военные круги, которые желают возобновления военного конфликта. В свою очередь, МИД Румынии осудил теракты в Приднестровье и призвал к территориальной целостности Молдавии.

28 апреля в румынских социальных сетях появились сообщения о том, что колонны Вооруженных сил Румынии движутся в сторону молдавско-украинской границы. Очевидцы сообщали, что в колонне были замечены бронетранспортеры, легкие бронеавтомобили и машины сопровождения. Однако румынское министерство обороны опровергло присутствие своих вооруженных сил на территории Молдавии.

В тот же день председатель палаты депутатов Румынии Марчел Чиолаку заявил, что в связи с терактами в Приднестровье Румыния собирается провести парламентскую встречу с Молдавией.

Во второй половине мая прошла предварительная межпарламентская встреча в Яссах. Этот город не только близок к румынско-молдавской границе, но и является знаковым историческим местом, ведь Яссы некогда был столицей бывшего Молдавского княжества, которое существовало до объединения Дунайских княжеств (Валахии и Молдавии). Это объединение положило начало процессу формирования румынского государства, как мы рассмотрели ранее.

Председатель молдавского парламента Игорь Гросу в ходе встречи заявил, что «сегодняшнее заседание станет частью серии мероприятий, которые пошлют очень четкий сигнал политическому классу в Кишиневе и Бухаресте, а также Европейскому Союзу».

8 июня бывший президент Молдавии Игорь Додон заявил, что Запад провоцирует дестабилизацию в Молдавии, чтобы оправдать «ее военное и политическое присоединение к Румынии и размещении на территории страны войск НАТО».

«Отчетливо видно, что Майя Санду (президент Молдавии. — прим. ИА Красная Весна) и ее внешние хозяева идут по украинскому сценарию, провоцируя намеренную дестабилизацию ситуации, а некоторые политические факторы с Запада хотят использовать молдаван как пушечное мясо в геополитической битве, которая ведется в настоящее время в этом регионе. Готовится военное и политическое присоединение нашей страны к территории Румынии, с отказом от нейтралитета», — написал политик в своем Telegram-канале.

18 июня в столице Молдавии в Кишиневе прошло совместное заседание румынских и молдавских парламентариев, где румынские представители высказали поддержку предоставление Молдавии статуса «кандидата на вступление в ЕС». Также на совместном заседании, председатель Палаты депутатов Румынии социал-демократ Марчел Чиолаку заявил, что «Румыния окажет всю необходимую поддержку для развития обороны, безопасности и боевых возможностей, необходимых для обеспечения независимости и тривиальной целостности Республики Молдова».

Военно-промышленный комплекс Румынии и армия в контексте конфликта на Украине

В то же время в самой Румынии сложилась непростая экономическая ситуация — это одна из самых нищих стран Евросоюза. Экономический кризис, который с началом пандемии коронавируса еще усилился, сказался и на военном производстве. Многие государственные военные заводы закрылись. Ввиду возобновившегося военного конфликта на Украине румынское правительство выступило с инициативой списания всех долгов со счетов всех компаний военно-промышленного комплекса страны, чтобы те смогли возобновить свою работу.

Добавим для справки, что вооруженные силы Румынии насчитывают 70 тысяч человек и еще 60 тысяч человек в резерве. Так вот, правительство страны приняло решение нарастить количество резервистов, которые имеют специальную военную подготовку, а для этого было принято решение об увеличении зарплаты добровольцам-резервистам в три раза — до трех тысяч леев. На фоне общей нищеты населения, эта мера повысила интерес граждан страны к вооруженным силам.

Военная поддержка Украины

В апреле власти Румынии внесли поправку в постановление правительства, чтобы на законодательном уровне закрепить возможность передачи вооружений стран НАТО государствам, которые в альянс не входят. Таким образом, Румыния получила возможность передать тяжелое вооружение на Украину из своего стратегического резерва.

Румынские СМИ пишут, что государство поставляет украинским войскам вооружение и боеприпасы, в том числе произведенные в Румынии автоматы. Однако власти страны заявляют, что отправляют на Украину только гуманитарную помощь, а также каски и бронежилеты, добавляя, что не получали от Киева заявки на поставки вооружения.

Кроме того, Бухарест пообещал обеспечить коридоры для поставки Украине разнообразного вооружения из других стран.

Остров Змеиный

В первый же день спецоперации российские войска заняли остров Змеиный. В начале мая украинские вооруженные силы предприняли попытку отбить остров. В результате неудачного штурма ВСУ понесли большие потери в живой силе и технике. Это поставило вопрос о том, почему Украине и ее союзникам так важен контроль над островом.

Дело в том, что остров находится в стратегически важном месте. Контроль над ним, с одной стороны, позволяет контролировать черноморский транспортный поток Украины, а с другой — значительную часть континентального шельфа, который богат запасами природного газа и нефти. Таким образом, заняв остров, российские войска блокировали черноморские порты Украины, нарушив логистику поставок украинского зерна, подсолнечного масла и других продуктов в западные страны, а также лишили киевский режим и его западных руководителей контроля над месторождениями газа и нефти на значительной территории континентального шельфа, принадлежащего Украине.

Поскольку остров Змеиный находится в непосредственной близости от территориальных вод Румынии, то его контроль российскими войсками вызывает озабоченность у румынских властей.

Так, бывший директор разведывательной службы Румынии Костин Джорджеску считает, что российские войска с острова Змеиный могут следить за Одессой, западной стороной украинского побережья, контролировать дельту Дуная, румынский порт города Констанца и угрожать военной базе «Михаила Когэлничану», где находится контингент НАТО, прикрывающий порт города Констанца. Кроме того, по его мнению, контроль острова российскими войсками создает большие риски для добычи газа на румынском континентальном шельфе.

Поскольку Европа собирается отказываться от российского газа, то вопрос о поисках альтернативных источников природного газа становится весьма важным. И в этом смысле континентальный шельф Черного моря мог бы компенсировать какую-то часть поставок российского газа. На это возлагают свои надежды румынские власти. Они рассчитывают, что с освоением шельфа Румыния сможет стать крупным региональным экспортером газа в Евросоюзе. К тому же, на шельфе Румынии находятся самые большие разведанные запасы газа среди европейских стран, имеющих выход в Черное море — 200 млрд кубометров. В целом ресурсы северо-западной части Черного моря оцениваются в 495,7 млрд кубических метров природного газа и 50,4 млн тонн нефти и конденсата.

В апреле премьер-министр Румынии Николае Чукэ в эфире радио Romania заявил, что в 2022 году страна рассчитывает добыть первые объемы природного газа. Предполагается, что государство к 2026 году сможет полностью обеспечивать себя Черноморским газом, поэтому в 2026–2027 годах начнутся поставки в другие страны.

По словам Чукэ, американская компания Black Sea Oil & Gas подписала документы о приемке первого природного газа из природных месторождений на шельфе Черного моря. Этот проект позволит добывать один млрд кубометров природного газа в год. Первый добытый газ со дня Черного моря поступил в румынскую газотранспортную систему уже 15 июня 2022 года.

Однако в силу того, что Румыния не является экономически стабильной страной — она вынуждена прибегать к привлечению европейских инвесторов. В мае в Румынии разгорелся скандал, как раз связанный с Европейскими инвестициями в газовый проект. Лидер правой националистической партии «Альянс за объединение румын» Джорж Симион предложил в парламент поправки к закону об офшорах. Предложение заключалось в том, чтобы вдвое повысить налог для владельцев иностранного капитала на территории Румынии. Аргументировал он этот законопроект тем, что страна находится в плачевном экономическом состоянии, потому что в государственной казне нет средств на важные социальные программы для населения страны.

Однако в ответ Симион получил критику и очередные обвинения в том, что он «работает на Россию», от министра энергетики Вирджила Попеску, потому что такая мера отпугнет иностранных инвесторов, которые вкладываются в черноморский газовый проект.

В то же время участок континентального шельфа, который находится между российским полуостровом Крым, черноморским побережьем Украины и островом Змеиный, оценивается в 600 млрд кубометров природного газа, большая часть из которых сосредоточена в районе острова Змеиный.

Здесь стоит напомнить, что после развала Советского Союза Румыния имела территориальные претензии к Украине в акватории Черного моря, в зону интересов этой страны входил также остров Змеиный. Однако тогда Румыния была вынуждена отказаться от территориальных притязаний на этот остров, чтобы вступить в НАТО.

В 2004 году разгорелся новый территориальный спор, точка в котором была поставлена в 2009 году в Международном суде ООН в Гааге. Тогда Румыния отсудила себе значительную часть спорных территорий континентального шельфа, где и собирается вести добычу.

Однако в румынских СМИ высказывается опасение, что в случае, если российские войска займут все черноморское побережье Украины, то следующем шагом Россия оспорит отсуженные у Украины морские территории.

Проблему транспортировки украинского продовольствия власти Румынии при взаимодействии с властями Украины и Молдавии решить смогли. Сейчас продовольствие на грузовом транспорте поставляется в молдавские порты на Дунае, которые затем идут в Румынию. Часть продовольствия, которая идет на экспорт в дальние страны отправляется в румынский морской порт города Констанца.

Так, в СМИ указывается, что с момента начала спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины румынский порт города Констанца стал крупным региональным хабом, товарооборот которого вырос более чем на 10% по сравнению с прошлым годом.

Что дальше? Пока неизвестно. Зато хорошо известно, что румынские территориальные притязания не раз становились для Европы роковым неразрубаемым узлом. Об этом говорит история двух мировых войн, а также, например, вопрос о Трансильвании в европейской политике. Последние вышеописанные события, связанные с Румынией, позволяют предположить, что в настоящий момент этот узел затягивается заново с новой силой.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER