Угрозы со стороны Запада докатились до намеков о физическом устранении руководителей Грузии

Запад пошел в атаку на Грузию, защищая своих иноагентов

Нико Пиросмани
Нико Пиросмани
Нико Пиросмани

Грузию более месяца сотрясают протесты из-за законопроекта «об иностранных агентах», но в последнее время численность и интенсивность акций снизились, зато многократно возросло давление Запада на республику, решившую укрепить свой суверенитет. В США и в Евросоюзе начали делать угрожающие заявления, на что в Грузии отвечают достаточно резко.

Грузинские власти выстояли в ходе уличных протестов, погасив из водометов разжигаемое (в прямом и переносном смыслах) пламя «оранжевой революции». Это привело к тому, что Запад уже неприкрыто угрожает тяжелыми последствиями для Тбилиси и тех, кто продвигает закон об иноагентах. Выстоит ли Тбилиси под таким давлением?

Краткая предыстория

Конфликт между грузинскими властями и Западом разгорается не первый год. Еще в августе 2022 года из правящей партии «Грузинская мечта» вышли девять депутатов парламента и создали движение «Сила народа». Они открыто обвиняли США и ЕС в планах устроить в Грузии переворот, чтобы новые власти открыли «второй фронт» с Россией. Вряд ли кого-либо убедило, что эти депутаты действительно вышли из правящей партии, но формальности были соблюдены и обвинения звучали не от представителей властей страны.

Кстати, именно это движение и внесло в парламент законопроект об иноагентах первый раз год назад. Но тогда, приняв его в первом чтении, отозвали после трех дней протестов, переходящих в беспорядки.

Обострение отношений с Западом началось после 15 апреля 2024 года, когда парламент Грузии приступил к рассмотрению законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», который в СМИ для понимания сути называют законопроектом «об иноагентах». Его создали на основании закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act. FARA), действующего в США с 1939 года в отношении неправительственных и некоммерческих организаций, а также физических лиц, получающих какое-либо финансирование из-за границы.

В Грузии сильно смягчили эти нормы, убрали положения о физических лицах, заменили уголовное наказание за нарушение штрафами, а также ввели нижний предел получаемых из-за рубежа средств (20% от общих доходов), при которых организацию признают агентом иностранного влияния. Предполагается, что иноагентов будут вносить в специальный реестр и обяжут раз в год отчитываться, на что они потратили иностранные гранты.

Кто против раскрытия деятельности иностранных агентов?

Сначала против инициативы «Грузинской мечты», которая и внесла законопроект на рассмотрение второй раз, выступили внутри страны. Либеральные оппозиционные партии и НПО, получающие деньги из-за заграницы, начали выводить сторонников на протесты в Тбилиси и других городах. В столице акции проходят каждый день. Были ночи, когда протестующие штурмовали парламент. Порой доходило до применения полицией водометов и слезоточивого газа.

США и ЕС тоже не остались в стороне. На законопроект посыпалась критика. Его называли «российским», антидемократичным, подрывающим свободу. Если кто-то и вспоминал, что есть похожий американский закон, то обязательно подмечал, что там все совсем другое. В целом аргументация против законопроекта — слабая, основана на штампах и лозунгах, и подогреваема угрозами, что Грузия лишится шанса вступить в ЕС.

По мере того, как скандальный законопроект проходил все новые чтения в парламенте, выпады со стороны Запада становились более агрессивными. Прямые угрозы начались, когда парламент 14 мая принял проект в третьем окончательном чтении.

В тот же день пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что Вашингтон может фундаментально пересмотреть отношения с Тбилиси, если закон не согласуют с Евросоюзом. Госдеп США и американское посольство обвинили грузинские власти в уклонении от курса на евроинтеграцию и потребовали доказать приверженность западным ценностям.

В противостояние вступила также родившаяся и выросшая во Франции президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она не состоит в «Грузинской мечте», хотя при ее поддержке получила свой пост. У президента нет властных полномочий, но есть право вето. Правда, законодательство позволяет его преодолеть, для этого нужно простое большинство (76 голосов из 150 мест) при повторном голосовании в парламенте. Поскольку ранее «Мечта» уже набирала нужное количество голосов, то нет сомнений, что наберет снова, если не передумает. Пленарное заседание по этому вопросу назначили на 28 мая.

Нескрытые угрозы

«Грузинскую мечту» не остановили ни протесты, ни угрозы. Премьер-министр республики Ираклий Кобахидзе заявил, что правительство и правящая партия готовы потерпеть «неудобства», но закон примут.

Законопроект направили на рассмотрение в консультативный орган по конституционному праву ЕС — Венецианскую комиссию, и попросили рассмотреть до того, как будет преодолено президентское вето. При этом премьер-министр заявил о готовности поменять какие-либо положения в законе, если будут обоснованные замечания, например, изменить название, но основа останется прежней.

Венецианская комиссия 21 мая опубликовала разгромное заключение по законопроекту. Конкретных замечаний там не было, только вывод, что такой закон в принципе плохой, «российский» и антидемократический. Кобахидзе высмеял этот ответ, назвал его безосновательным и полным «абсурдных нот и лжи».

Когда на Западе поняли, что власти Грузии не отказываются от идеи принять закон об иноагентах, угрозы стали более конкретными. Началось с заброски информации о готовящейся инициативе, которую можно назвать «о кнуте и прянике».

Газета Politico сообщила, что в конгресс США планируют внести законопроект об упрощении визового режима для граждан Грузии, введении «надежного преференциального торгового режима» и поставках в республику оружия, «идеально подходящего для территориальной защиты от российской агрессии». Но все это с условием того, что грузинские власти добьются прогресса в продвижении демократических ценностей. Если же в Грузии примут закон об иноагентах, против политиков, которые к нему причастны, законопроект предполагает введение санкций. Санкциями также грозили и в Белом доме, и в Госдепе.

Журнал Foreign Policy, ссылаясь на неназванного чиновника Евросоюза, сообщил, что Грузию могут лишить статуса кандидата на вступление в ЕС из-за закона об иноагентах.

Еврокомиссия в октябре будет публиковать отчет, подтверждает ли она этот статус, и в случае негативного ответа республика уже не будет считаться кандидатом на вступление.

Тут стоит отметить, что «Грузинская мечта» в свое время назвала только своим достижением присвоение Грузии статуса кандидата. В октябре как раз пройдут выборы в парламент, если Еврокомиссия опубликует негативный отзыв до дня голосования, то правящая партия после выборов сильно рискует лишиться значительной части поддержки и оказаться в оппозиции.

На этом угрозы не прекратились и даже докатились до намеков о физическом устранении.

Премьер-министр Грузии Кобахидзе 23 мая сообщил, что один из еврокомиссаров во время обсуждения, с какими последствиями может столкнуться Грузия, если закон об иноагентах примут, напомнил и про недавнее покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо.

Это уже совершенно неприкрытая угроза. Получается, что Запад всеми правдами и неправдами хочет скрыть, на что идут деньги, которые направляют НКО и НПО, называя это помощью.

И угрозы уже начали оформлять в конкретные действия. 23 мая Politico сообщила что в сенат конгресса США внесли законопроект, названный Georgian People’s Act («Акт грузинского народа»). Он предусматривает санкции в отношении грузинских политиков, которые препятствуют евроатлантической интеграции страны, подозреваются в коррупции и нарушениях прав человека, а также продвигали закон об иноагентах или участвовали в его принятии.

Зачем «Грузинской мечте» закон об иноагентах?

Но насколько основательно стремление правящей партии Грузии узнать, на что идут гранты от США и ЕС?

Кобахидзе и его соратники заявляют, что деньги тратят на подготовку групп для свержения власти в ходе «майданных» процессов. Также говорится, что через гранты финансируют крупнейшую в Грузии оппозиционную партию «Единое национальное движение» (ЕНД) и образовавшиеся в ходе ее постепенного распада другие партии.

В «Мечте» эти партии называют «радикальными» из-за склонности действовать на уличных акциях, а не в парламенте. В парламенте, кстати, они тоже время от времени проводят хулиганские акции. И нельзя забывать, что основателем ЕНД является экс-президент Михаил Саакашвили, и именно эта партия была ударной силой во время произошедшего в ноябре 2003 госпереворота, который потом назвали «революция роз».

Кобахидзе прямо заявляет, что с помощью иностранных грантов в Грузии готовят переворот, чтобы привести к власти силы, которые начнут вооруженный конфликт с Россией. По его словам, такой план готовит «Партия глобальной войны», которая влияет и на США, и на ЕС. Премьер отказывается четко назвать, что это за силы, так как опасается за национальную безопасность.

Слова Кобахидзе вызывают вопросы: почему он не приводит доказательства? Откуда он знает о том, что говорит? Обвинения звучат так, будто премьер-министр лично это видел или даже участвовал. И вполне возможно, что так и было. По крайней мере в годы молодости он состоял в НПО, получающих западные гранты, в частности он работал в фонде «Открытое общество» (организация, признанная нежелательной в РФ), основанном бизнес-магнатом Джорджем Соросом, а значит и был в курсе того, к чему там готовили.

Созар Субари, один из основателей «Силы народа», прямо обвиняющий США и ЕС в стремлении сменить власть в Грузии, работал в НПО «Институт свободы».

Получается, что условных «соросят» среди представителей властей Грузии хватает. Не то чтобы США вырастили своего могильщика, но часть «птенцов гнезда Сороса», похоже, воюют не в ту строну, в которую их учили, и используют полученные знания против своих бывших хозяев.

Что происходит?

Повторное вынесение законопроекта об иноагентах на голосование в парламент удивило многих. Было непонятно, зачем снова дразнить Запад, если год назад по этому вопросу отступили? По этому поводу выдвинули несколько версий.

По одной из них, верхушка правящей партии, включая ее основателя и богатейшего бизнесмена в стране Бидзину Иванишвили, договорилась с Западом, что сдаст власть в обмен на возможность бежать из страны с деньгами.

Тогда многое в действиях грузинских властей объясняется стремлением спровоцировать протесты, перерастающие в «майдан», как это было в Киеве в 2014 году. Но грузинская полиция достаточно жестко, но корректно реагирует на случаи беспорядков протестующих. Кроме того, власти создают препоны для участия в выборах партии «Консервативное движение/Alt-info», выступающей за нормализацию отношений с Россией, которая способна изменить расклад в парламенте. Значит, «Мечта» планирует участвовать в выборах и побеждать.

В Абхазии и Южной Осетии ряд лиц стали распространять версию, будто грузинское и российское правительства договорились о тесном сотрудничестве, и Москва пообещала содействовать созданию «конфедерации» Грузии с Абхазией и Южной Осетией, если Грузия займет более пророссийскую позицию. Эту версию даже рассматривать не стоит, так как подобный вариант явно создаст дополнительное напряжение в регионе, грозящее вылиться в вооруженный конфликт. России такое, конечно, не нужно.

Есть также версия, что «Грузинская мечта» в прошлом году, когда начались беспорядки после первого внесения в парламент законопроекта об иноагентах, договорилась о чем-то с Западом, а потом получила сведения, что после выборов в парламент в стране планируют устроить очередную «цветную революцию», и начала действовать на опережение.

Тогда становится понятно, почему в 2023 году так быстро закончились протесты. «Майданный» сценарий предполагает, что уступки властей нужно трактовать как слабость и еще сильней давить на них. Но год назад протестующие разошлись в тот же день, когда отозвали законопроект. Напрасно лидеры оппозиции, которые, как казалось, обуздали протест, призывали не расходиться и добиваться смены власти, НПО и НКО отозвали своих сторонников, и главная площадь Тбилиси опустела. А вскоре Грузии присвоили статус кандидата в ЕС.

Также третья версия объясняет и текущие действия «Грузинской мечты». Повторное внесение в парламент законопроекта об иноагентах гарантировало протесты. Но получился «фальстарт». То есть, если предположить этот вариант верным, США готовились устроить «майдан» в октябре-ноябре, объявив выборы «нечестными», а тут приходится реагировать раньше на полгода.

«Оранжевая революция» только внешне выглядит как нечто стихийное. Для ее организации нужны немалые средства, чтобы платить боевикам и другим активистам, обеспечить снабжение продуктами, водой, электрогенераторами, коктейлями Молотова в конце концов.

Протесты длятся уже больше месяца, а палаточный городок — обязательный атрибут в таких случаях — даже не пытались развернуть. Кроме того, оппозиция в качестве компромисса предлагает не отозвать законопроект, а отложить его принятие. В частности, председатель ЕНД Леван Хабеишвили призывал «Мечту» дождаться выборов, а потом вернуться к этой инициативе.

Случайно или в соответствии с планом происходящее в Грузии отличается от сценариев, по которым обычно развиваются «оранжевые революции». Это значит, что ситуацию не поставили «на рельсы», и ее развитие не предопределено, возможны разные варианты событий. Пока можно с уверенностью сказать, что власти страны бросили вызов Западу. Выстоят ли они — это уже другой вопрос.

Комментарии
ico

Вадим Воробьёв 23:08 26.05.24

Удивительно, как, вообще, закон об иностранных агентах мог, во первых, появиться, а затем, быть проголосованным в Грузии, стране, безусловно прозападной и антироссийской на всём протяжении постсоветского периода, да и на протяжении 20 века демонстрировавшей недовольство и сопротивление. Ведь никакого подобного закона не появилось ни в соседних государствах Закавказья, ни в Прибалтике, ни на Украине, ни в Казахстане при достаточно жёстком правлении. Таджикистан и Узбекистан с их весьма жёстким правлением и, тем более, Туркмению мы не берём. Хотя и в Таджикистане, и в Узбекистане иностранное влияние в общественной сфере, в какой-то мере присутствует. По-видимому, уникальность такого явления для Грузии объясняется тем, что Грузия имеет историю государственности. Как единая страна она возникает в 10 веке при князе Владимире Святом, если соотносить с нашей историей. А в 12 веке при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском - это весьма мощное государство, которое владеет современным западным Азербайджаном, Арменией, прилегающей территорией современной Турции, Южной Осетией, Абхазией, а её влияние сюзерена распространяется на современный Российский северный Кавказ и восточный Азербайджан. Далее происходит спад и к рубежу 19 века грузинская государственность завершается. Они всегда помнили об этом, тем более что, воспоминания были не столь давние и значимые. Этим объясняются и пронзительные сепаратистские желания Грузии в 20-м веке во время Революции и в эпоху развала СССР. Грузинскую элиту с трудом уговорили войти в Советский союз. Лишь в Грузии русский язык не был государственным (волнения 70-х годов против этого пункта новой конституции). В каком-то смысле, ситуацию скрепляла и сглаживала фигура Иосифа Виссарионовича Сталина как главы единого государства. Подтверждением этого явились волнения при Хрущёве в виде реакции на иной курс. И именно эта память государственности и, видимо, некая модель государственнического подхода как исторического опыта общества, то есть, исторической личности и позволили принять этот закон. Палка о двух концах. Именно эта память и это радикальное восприятие идентичности оголтело разрушили со стороны Грузии СССР не взирая ни на какие рациональности, не просчитывая реакции осетинов и абхазов, не давая адекватно оценивать свершившуюся историю. Грузинские земли добровольно и постепенно вошли в Россию, спасая свой этнос от истребления, найдя способ этого спасения. И как только народ был не только спасён, но и восстановлен, а территория модернизирована от водопроводов, канализации до железных дорог, телеграфа и заводов, через сто лет Грузия в эпоху Революции попыталась яростно и радостно выделиться, её с трудом включили в СССР, в 1991 произошло то, что произошло. И где благодарность грузинов в предсоветское (революционное), советское, постсоветское время и сейчас? Есть ощущение, что нас, Россию, использовали для достижения своих целей, пока цели не были достигнуты.

Обсудить в комментариях