Курильские острова не оставляют равнодушными никого из политиков Страны восходящего солнца. Например, руководитель японских коммунистов Кодзуо Сии, как сообщил 31 января ресурс Военное обозрение, требует отдать под власть Токио все Курильские острова. В этом вопросе глава японской компартии вполне солидарен с крайне правыми националистами.

Курильские острова — биоресурсы, уникальный заповедник и рубеж обороны

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Кодзуо Сии, Синдзо Абэ и наши Курилы
Кодзуо Сии, Синдзо Абэ и наши Курилы
Кодзуо Сии, Синдзо Абэ и наши Курилы

Официальный Токио утверждает, что его суверенитет распространяется на острова Южно-Курильской гряды, заявил 30 января премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Свой демарш премьер-министр Японии осуществил во время парламентских дебатов, прошедших в этот день в палате представителей. Синдзо Абэ сообщил, что руководство Японии продолжает претендовать на данные участки суши и не намерено изменять свою позицию. Премьер-министр недвусмысленно заявил: «Северные территории (острова Южно-Курильской гряды — прим. ИА Красная Весна) — это территории, на которые распространяется наш суверенитет». Токио намерен заключить мирный договор с Россией только в случае передачи Японии «всех четырех островов». То есть речь идет не только о Шикотане и группе островов, объединенной общим названием Хабомаи. Страна восходящего солнца намерена во что бы то ни стало получить еще и острова Кунашир и Итуруп.

Подчеркнем, японский премьер, заявляя о том, что переговорный процесс между двумя странами строится «на основе всех документов и договоренностей, достигнутых к настоящему моменту», делает важную оговорку. Глава японского правительства отмечает: «Японско-советская декларация 1956 года — это единственный документ, который был ратифицирован парламентами обеих стран, он сохраняет свою юридическую силу и по сей день».

Напомним, речь о декларации, обязательства по которой Советский Союз аннулировал в связи с нарушением японской стороной предварительных договоренностей. Руководство СССР настаивало на том, что переговоры будут проходить только «при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии». Однако официальный Токио предпочел не укреплять и развивать добрососедские отношения с Советским Союзом, а продолжить курс на сближение с Соединенными Штатами. Агентство РИА Новости 29 января приводит слова Синдзо Абэ, растиражированные агентством Kyodo, подтверждающие приверженность официального Токио союзу с Вашингтоном. Премьер-министр Абэ заявляет: «Согласно Договору о безопасности между США и Японией военные США имеют право использовать земли и мощности на территории Японии». Однако на данный момент Страна восходящего солнца пытается вырвать у РФ первую уступку, то есть получить контроль над Шикотаном и Хабомаи.

Чтобы по-настоящему оценить значение Курильских островов, на которые претендует наш дальневосточный сосед, нужно отдельно присмотреться к Малой курильской гряде. Эта гряда, столь беспокоящая японский истеблишмент, занимает особое положение среди других участков суши Курильского архипелага. Архипелаг делят на две гряды: Большую и Малую. Большая, протянувшаяся от полуострова Камчатка к Японии, завершается островом Кунашир. Между Кунаширом и японским островом Хоккайдо лежат проливы: Кунаширский, пролив Измены и акватория пролива Советский. Большая Курильская гряда естественным барьером отделяет просторы Тихого океана от вод Охотского моря, которое решением ООН от 15 марта 2014 года признано внутренним российским морем. Два самых южных острова Большой гряды ближайший к Японии — Кунашир и его сосед Итуруп — отделены от Тихого океана линией Малой Курильской гряды. Той самой, которую в первую очередь намерен получить во владение официальный Токио. Малая гряда лежит в особой части морских владений России: в Южно-Курильском рыбопромысловом районе, это название говорит о многом.

Поясним: гидробиологические условия Южных Курил необычайно благоприятны для размножения многих ценных промысловых видов рыб. В этом районе встречаются два течения, теплое, называемое Соя, со стороны Охотского моря, и холодное — Курильское со стороны Тихого океана. В результате водные потоки поднимают со дна огромное количество бентоса, служащего кормом для рыбы.

Данный район уникален: на планете не более десяти мест обладают сходными характеристиками. Несомненно, эти акватории привлекают японских рыбопромышленников, но методы, которыми осуществляется промысел, вызвали жесткую критику со стороны сотрудников Камчатского отделения Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Ряд авторов стал даже использовать термин «дрифтерная катастрофа» (происходит от термина «дрифтер», то есть рыболовное судно). Японцы создали две флотилии из 58 промысловых судов и двух плавбаз. Вот как описывали действия этих рыбаков сотрудники ТИНРО: «Каждым японским дрифтером в 1955 г. выставлялось ежесуточно 300–350 сетей».

Отметим, все сети были соединены в единое целое, в одну плавающую конструкцию, «длина такого порядка сетей достигала 10–12 км». Впечатляет общее количество орудий промысла, ежедневно пускаемых в дело японскими рыбаками. «Всеми дрифтерами выставлялось 100–120 тыс. сетей. Вся эта масса сетей сплывала по течению навстречу движению лососей».

Естественно оценка этих действий была крайне негативной. «Добыча лососей в таких размерах, в каких она производилась японцами в 1954 и 1955 гг., совершенно нетерпима». Прогноз, данный учеными, был тревожен: «Такой вылов лососей неминуемо приведет к катастрофическому падению их численности».

При этом подавляющая часть улова японцев появилась на свет «в камчатских реках и в ряде других рек бассейна Охотского моря и направлялись в эти реки для нереста». В итоге результат не заставил себя ждать, такой промысел «нанес лососевому хозяйству Камчатки трудно поправимый ущерб».

Стоит напомнить, что такой метод вылова рыбы часто приводит к гибели морских животных и птиц, поэтому со стороны экологов постоянно слышны требования о его запрете.

Необходимо отметить, что экономический потенциал этих мест не исчерпывается рыболовством. Информацию о богатстве и разнообразии биоресурсов, напрямую связанных с экономикой, обнародовало издание «Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета» в 4 номере за 2005 год на 106–124 страницах. Автором материала является доцент кафедры политологии Дальневосточного государственного университета Даниил Алексеев. Эксперт приводит следующие данные: «…Акватория богата различными гидро-бионтами, район перспективен для занятия марикультурой, производства морской капусты. Здесь имеются богатейшие в мире скопления красных водорослей, составляющие 89% используемых для биотехнологии запасов всего Дальневосточного региона».

Говоря о Малых Курилах, необходимо обратить внимание на ещё один немаловажный аспект, не имеющий прямого отношения к экономике. На территории Малой гряды расположен федеральный биологический заказник «Малые Курилы», входящий в состав государственного природного заповедника «Курильский». Электронная версия Большой российской энциклопедии в разделе, посвященном Курильским островам, сообщает о наличии «15 региональных и местных памятников природы». Как сообщает ресурс Fesk.ru, содержащий информацию о водно-болотных угодьях РФ, российские ученые выдвинули предложение «включить Южные Курильские острова (о. Кунашир и острова Малой Курильской гряды) в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Следует усилить борьбу с браконьерами — разорителями колоний морских птиц (птичьих „базаров“)».

О том, как сложится судьба этого уникального района, если вдруг будут удовлетворены территориальные претензии дальневосточного соседа России, можно узнать в материале издания Комсомольская правда от 17 ноября 2018 года. Прогноз сделал старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков. Эксперт сообщил: «Нет сомнений, что японцы, получив эти острова, сделают их туристической Меккой с термальными источниками».

Отметим, что статус заповедных территорий мало совместим с теми целями, которые преследуют создатели центра туриндустрии. Кроме того, по информации, опубликованной 25 мая 2018 года ресурсом «Рыба Камчатского края», Страна восходящего солнца сильно обеспокоена сокращением количества выловленной рыбы, этот ресурс явно оскудевает. Туристическая Мекка и интенсивная промысловая деятельность могут оставить от уникального природного памятника только воспоминания. Тем более, что прецедент уже имеется: японцами на территории Южных Курил были практически истреблены так называемые «камчатские бобры» или каланы. Как сообщает сайт Geonature.ru, являющийся сборником материалов по физической географии России, «вследствие хищнического уничтожения во время японской оккупации численность их сильно уменьшилась».

Политика в области природопользования Японии неоднозначна. Крупные корпорации в погоне за прибылями не обременяют себя строительством предприятий, утилизирующих ядовитые отходы. В 1956 году японские врачи столкнулись с синдромом, вызванным отравлением метилртутью, органическими соединениями ртути. Этот недуг получил название болезнь Минаматы. Причиной заболевания стали действия компании «Chisso». Токсичные отходы долгое время сбрасывались в залив Минамата. В результате ртуть, переработанная донными организмами, накапливалась в виде органических соединений в рыбе и устрицах. Употреблявшие морепродукты местные жители умирали или становились инвалидами. Ситуация усугублялась тем, что жертвы подвергались социальной фрустрации.

В 1950 году было зафиксировано появление другой болезни, получившей название итай-итай, синдром, к появлению которого приводило отравление кадмием. Причиной стали действия горно-металлургической компанией «Мицуи», сбрасывающей отходы, которые содержали соли тяжелых металлов, в реку Дзиндзу и в ее притоки. В этих местах интенсивно ловили рыбу, кроме того, эти водные ресурсы использовались на рисовых полях. Заболевшие испытывали сильную боль в позвоночнике, костях и суставах. Недуг проявлялся анемией, необычайной хрупкостью костей, их деформацией. В самых тяжелых случаях больные умирали от почечной недостаточности.

Напомним, Япония, помимо острова Шикотан и архипелага Хабомаи, претендует на острова Кунашир и Итуруп, где есть залежи полиметаллических руд.

Отметим, что сама возможность передачи Итурупа и Кунашира принципиально отвергались и руководством СССР, и руководством России. Однако рассматривались проекты совместной разработки природных ресурсов. На наличие «подводных камней» в реализации таких экономических инициатив указал доктор исторических наук, японист Алексей Плотников в своем интервью «Комсомольской правде» от 22 января. Эксперт заявил, что, в ответ на предложение начать совместную хозяйственную деятельность, «Япония тут же затребовала особый экономический режим для своих компаний». Чем может закончиться такой «особый режим», стоит серьезно задуматься.

Итак, помимо биоресурсов и огромной экологической ценности, район содержит весьма внушительные минеральные богатства. Кроме того, географическое расположение островов делает их стратегически крайне важными.

Напомним, между Малой Курильской грядой и территорией Японии лежит пролив Советский. Владения России начинаются с архипелага Хабомаи, там находятся поднимающиеся над водой скалы: Пещерная, Удивительная, а также Парус, Свеча, Кира. Есть еще банка Обманчивая, («банка», как разъясняют морские словари — «мель, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин»). Эти объекты важны, так как маркируют морские владения РФ. Далее лежат мелкие острова: Сигнальный, Сторожевой, Рифовый, Лисьи, Шишки, Осколки, Дёмина. Есть еще острова Юрий, Танфильева, Анучина. Крупные участки суши, согласно справочнику, «остров Зеленый — 58 кв. км. и остров Полонского 11,5 кв. км». Дальше всех от Японии лежит Шикотан, на нем заканчивается Малая Курильская гряда.

Довольно крупный остров Шикотан (225 км²), по утверждению уже упомянутого доцента Даниила Алексеева, имеет важное значение. Эксперт заявляет, что Шикотан, а также Кунашир и Итуруп «обладают естественно подготовленными участками территории для размещения вооруженных сил, особенно систем противоракетной обороны».

Малые Курилы отделяют острова Большой гряды Кунашир и Итуруп от Тихого океана. А сама Малая гряда отделена от Большой Южно-Курильским проливом, в котором находится богатый нефте-газоносный шельф. Это делает данный район очень привлекательным для Японии, которая весьма зависима от импорта углеводородов и переживает экономический кризис.

Отметим, в принадлежащей Японии акватории Тихого океана найдены запасы газогидратов, но они труднодоступны, разработка курильских месторождений обойдется дешевле. И если РФ имеет возможность и время найти способ добычи курильских углеводородов, сохранив уникальную природу, то официальный Токио будет спешить. Страну восходящего солнца подгоняет экономический кризис, а стиль поведения во многом определяет и членство во враждебном России альянсе. Истоки недружественного настроя японского истеблишмента кроются в этом. Характерным примером такого отношения к РФ может послужить возникновение термина «северные территории».

Напомним, историю возникновения этого «географического» наименования изложил Сергей Пономарев — автор статьи, опубликованной 26 мая 2018 ИА REGNUM. Первый раз данное обозначение было использовано Японией в 1962 году. Как сообщает Сергей Пономарев, термин появился «в резолюциях „О восстановлении исконных японских северных территорий“, принятых обеими палатами — нижней и верхней». Это был продуманный официальным Токио шаг. Новодел «официально заменил термин „Южные Тисима в соответствии с директивой 1964 г. заместителя министра иностранных дел Японии». Этот демарш был призван скрыть историческую правду, поскольку как сообщает Сергей Пономарев: «Ранее „Полный сборник законов Японской империи“ 19 века — „Хорэйдзэнсё“ относил острова Кунашир, Итуруп и Шикотан к числу Курильских островов (1869. С. 300; 1885. С. 3)».

Отметим, что территориальные претензии Страны восходящего солнца с момента распада Советского Союза «обрели второе дыхание». Приведем комментарий главного научного сотрудника института США и Канады РАН Владимира Васильева. Эксперт обращает внимание на высказывание премьер-министра Синдзо Абэ, который во время визита в США в 2015 году, выступая в Конгрессе, заявил: «Мы, Япония, победили в холодной войне». Южно-Курильские острова японцы требуют по праву победителя.

Курильские острова не оставляют равнодушными никого из политиков Страны восходящего солнца. Например, руководитель японских коммунистов Кодзуо Сии, как сообщил 31 января ресурс «Военное обозрение», требует отдать под власть Токио все Курильские острова. В этом вопросе глава японской компартии вполне солидарен с крайне правыми националистами. Характерно, что премьер-министр Синдзо Абэ довольно осторожен и гибок в своих публичных заявлениях. Синдзо Абэ рассчитывает сначала получить архипелаг Хабомаи и Шикотан, а уже потом острова Кунашир и Итуруп. При этом премьер-министр Японии совсем чужд любой левой идеологии, он регулярно посещает синтоистский храм Ясукуни — символ японского милитаризма, где с почетом похоронены военные преступники.

Однако экономический кризис, выход из которого официальный Токио отыскать пока не в силах, подталкивает Японию к диалогу. Каковы рамки, в которых должно вестись сотрудничество двух стран, можно представить, рассмотрев основные черты ситуации, в которой находится Япония.

Предыдущая статья цикла: Курильские острова — Япония отступает, но не уходит

Продолжение следует