Необходимо признать, что авантюристы, принадлежащие к истеблишменту Японии, сумели сделать идею обладания четырьмя южно-курильскими островами популярной среди части населения своей страны

Курильские острова — Япония отступает, но не уходит

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Четыре российских острова Южно-Курильской гряды
Четыре российских острова Южно-Курильской гряды

Инициатива президента Путина, предложившего активизировать торговые отношения между РФ и Японией, пока не одобрена официальным Токио, 24 января сообщил ТАСС.

Российское СМИ оповестило своих читателей, что глава РФ предложил нарастить товарооборот до $30 млрд. Идея встречена с интересом, но, как сообщило агентство Kyodo, «это не значит, что японская сторона с ней согласилась». Предложение увеличить обмен товарами в полтора раза у властей Японии большого энтузиазма не вызвало. Как сообщило японское СМИ, это воспринимается так: «Господин Путин просто обозначил цифру».

Отметим, эта публикация резко диссонирует с оптимистическим настроем, который можно обнаружить в ряде публикаций отечественных СМИ. Например, 20 января информационные ресурсы RT и Интерфакс привели выдержки из интервью премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Высокопоставленный представитель Страны восходящего солнца заявил: «Многие граждане наших двух стран реально ощущают развитие японско-российских связей». Материал, опубликованный 24 января «Российской газетой», также сдержанно оптимистичен и знакомит читателей с высказываниями участников переговоров. Синдзо Абэ напоминает о значении договоренностей между Токио и Москвой «для стабильности и процветания Дальнего Востока». Президент России заявляет со своей стороны: «Задача — обеспечить долгосрочное и всестороннее развитие российско-японских отношений на качественном уровне». Официальный сайт Кремля информирует граждан РФ о том, что данная встреча на высоком уровне — это дальнейшее «развитие договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч в Сингапуре и Буэнос-Айресе».

Однако тональность и общий смысл публикаций СМИ Японии заметно отличается от материалов российских новостных ресурсов. Уже упомянутое агентство Kyodo представило в качестве экспертного суждения интервью профессора Ицура Накамура. Этот ученый работает в университете Цукуба и специализируется на российской тематике. Отечественный ресурс «Военное обозрение» 23 января привел развернутые цитаты из интервью японского эксперта, в которых тот весьма критически оценивает достижения Синдзо Абэ. Профессор Накамура считает, что президент Путин стремится во что бы то ни стало «вбить клин в союз безопасности Японии и США». А это означает, что у главы РФ «нет никаких оснований спешить в вопросе урегулирования ситуации, которая остается неурегулированной более 70 лет».

Еще один специалист по России, на этот раз из университета Кюсю, профессор Акихиро Ивашита порицает недальновидность японского премьера. Профессор- эксперт заявляет: «Я не понимаю, почему Абэ считает, что он получит Шикотан и Хабомаи в обмен на отказ от Кунашира и Итурупа». Помимо недальновидности, в вину Синдзо Абэ вменяется отход от жесткой принципиальной линии в переговорах с РФ. Премьер-министр, по мнению японских экспертов, изменил курсу, предписывающему бескомпромиссно добиваться от России передачи не двух, а четырех островов Южно-Курильской гряды.

Напомним, что влиятельная часть истеблишмента Японии добивается для своей страны права владеть островом Шикотан и группой мелких островов, объединенных общим названием Хабомаи. Причиной возникновения такого рода притязаний на данные участки суши, являющиеся территорией РФ, стала советско-японская декларация 1956 года.

Согласно этому документу, руководство СССР было готово после заключения мирного договора рассмотреть возможность передачи данных островов Японии. Однако в 1960 году официальный Токио заключил с США договор о безопасности. После чего на территории Страны восходящего солнца появились американские военные базы, и были размещены войска Соединенных Штатов. Резкое изменение ситуации принуждало руководство СССР принять экстренные меры, что нашло свое отражение в особом документе под названием Памятная записка советского правительства от 27 января 1960 года.

Советский Союз аннулировал взятые на себя обязательства, заявив: «Складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания Советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотана». Одновременно СССР поставил перед Токио вполне обоснованный вопрос: «Что же в действительности останется от суверенитета Японии после вступления в силу договора?»

Сложившаяся ситуация заставила советское руководство утверждать: «Тот факт, что в Японии будут и впредь стоять иностранные войска, означает, что страна ограничена в своих действиях». Как заявляло правительство СССР, тема передачи островов может рассматриваться «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией».

Однако, на сегодняшний день ситуация резко осложнилась тем, что влиятельные группы японской элиты решили требовать от России не только права обладать Хабомаи и Шикотаном. Официальный Токио желает объявить своей территорией еще два острова Южно-Курильской гряды: Итуруп и Кунашир. Отметим, что эти два участка суши руководство СССР всегда рассматривало как неотъемлемую часть своей территории. И руководство России никогда не допускало какой-либо возможности пересмотра их статуса.

Необходимо признать, что авантюристы, принадлежащие к истеблишменту Японии, сумели сделать идею обладания четырьмя южно-курильскими островами популярной среди части населения своей страны. Ресурс Avia.pro в материале от 17 января сообщил, что стремление получить Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан поддержали большинство принявших участие в опросе, проведенном японским телеканалом NHK. Сходные результаты дал опрос, сделанный по заданию газеты Yomiuri.

Напомним, что японские политические круги, наиболее активно выдвигающие территориальные претензии к России, опираются на русско-японский Петербургский договор, заключенный в 1875 году. Согласно положениям этого документа, Япония, действительно, получала все Курильские острова. Однако ее подданные покидали территорию Сахалина, которая теперь принадлежала России.

Петербургский договор (1875) действовал до русско-японской войны 27 января (9 февраля) 1904 — 23 августа (5 сентября) 1905 года. По ее результатам Россия потеряла контроль над южной частью Сахалина, отошедшей к Японии. Это положение вещей было закреплено Портсмутским договором от 5 сентября 1905 года и сохранялось до 1945 года. Япония, вступившая во Вторую мировую войну в качестве союзника гитлеровской Германии, потерпела поражение и 2 сентября 1945 года подписала акт о безоговорочной капитуляции. Мирный договор, ознаменовавший завершение войны, был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Договор содержал следующее положение: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору». В материале ресурса LENTA.RU от 22 января старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доцент МГПУ Виктор Кузьминков рассказал о подвохе, содержащемся в соглашении о мире, подписанном в Сан-Франциско. Документ, подытоживший Вторую мировую войну, оказался совсем не безупречным. Да, официальный Токио отказался от претензий на Сахалин и Курилы, но в договоре не оговорено в чью именно пользу осуществляется отказ. Однако в данном случае Россия, как правопреемница СССР, может опереться на положения Ялтинской конференции 4–11 февраля 1945 года:

«2.Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;».

Выполнение всех пунктов Ялтинского соглашения обязательно для официального Токио, поскольку такой порядок действий зафиксирован в договоре, подписанном японской стороной в Сан-Франциско.

Доктор исторических наук Анатолий Кошкин в своей статье, опубликованной 13 сентября ИА REGNUM, подробно разъясняет этот вопрос. Эксперт сообщает, что в соответствии с соглашением, подписанным в Сан-Франциско, «Япония признает все решения и все договоры союзников периода Второй мировой войны, а, следовательно, и ялтинского соглашения». Историк также обращает внимание на то обстоятельство, что в данном договоре зафиксирована возможность «ограничения территориального суверенитета государства-агрессора в качестве меры наказания за осуществленную агрессию». Перед тем это положение международного права было зафиксировано в Каирской декларации 27 ноября 1943 года и декларации от 26 июля 1945 года, опубликованной в Потсдаме. Напомним, что в Потсдамской декларации Япония была названа в числе виновников развязывания Второй мировой войны.

В уже упомянутом материале, опубликованном ресурсом LENTA.RU, Виктор Кузьминков рассказал, каким именно образом сегодня официальный Токио обосновывает свои притязания. Япония пытается обойти положения договоров, которые подписали ее представители. Для этого разработана концепция, согласно которой «Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир не входят в состав Курильских островов и издревле принадлежат Японии». Так формулируется доктрина «исконно японских территорий», и в соответствии с ней выдвигаются территориальные претензии.

Однако, данный вопрос был подробно разобран историком Анатолием Кошкиным в статье, опубликованной 24 января ИА REGNUM. Специалистам, занятым проблемой русско-японских отношений, известно о выступлении заведующего договорного департамента МИД Японии Кумао Нисимура. Японский дипломат сделал заявление на заседании специального комитета по вопросу ратификации Сан-Францисского мирного договора палаты представителей японского парламента 19 октября 1951 года. Анатолий Кошкин приводит следующие слова Кумао Нисимура: «Территориальные пределы архипелага Тисима (японское название Курильских островов — А. К.), о которых говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима».

Следовательно, МИД Японии в лице своих высокостатусных представителей уже признавал принадлежность к Курильской гряде островов Шикотана, Итурупа и Кунашира, а также группы мелких островов и скал, известных как Хабомаи.

В том же материале ИА REGNUM сообщается, что 6 октября 1951 года Кумао Нисимура, выступая в палате представителей парламента, заявил: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на Курильские острова, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности». Японский дипломат, в отличие от своих сегодняшних коллег, был последователен: «Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным».

Курильские острова важны — Анатолий Кошкин напоминает, что речь в переговорах идет о «22 островах, морских отмелях и камнях, вокруг каждого из которых богатая биоресурсами 200-мильная экономическая зона России». За термином «биоресурс» скрываются разнообразные промысловые виды морских организмов, например, рыба лосось и камбала, минтай и сайра, треска, окунь, анчоус. Здесь в больших количествах ловят камчатского краба. Например, в Южно-Курильском проливе с апреля по ноябрь ведется интенсивный его промысел. Есть еще пелагический кальмар, осьминог и морской ёж. Во множестве встречается морская капуста.

Экономическая ситуация и климатические изменения заставляют экспертов говорить о выгодах, которые сулит рыболовство в Арктике. Однако район Южных Курил богат природными ресурсами, которые могут быть добыты гораздо легче, чем в высоких широтах. Кроме того, биоресурсами всё не исчерпывается, стоит прислушаться к доводам, которые изложил в своем интервью «Комсомольской правде» доктор исторических наук, японист Алексей Плотников. Материал был опубликован 22 января, в нем затронуты разные грани данной проблемы.

Алексей Плотников подтверждает, что Южные Курилы «один из самых богатых рыбой регионов в мире», но есть еще ряд важных аспектов. Например, «в районе Малой Курильской гряды разведано крупное подводное месторождение углеводородов, фактически нефтяной шельф (запасы Срединно-курильского нефтегазоносного бассейна оцениваются около 300 млн тонн, при этом своих нефтяных скважин у Японии практически нет — „КП“)». Кроме нефти и газа, которые находятся на шельфе в Южно-Курильском проливе, есть «на острове Итуруп — крупнейшие мировые залежи рения (редкоземельный металл, который применяется в сверхзвуковой авиации и ракетостроении — „КП“.)».

Напомним, несмотря на категорический отказ РФ обсуждать какой-либо вариант передачи островов Кунашир и Итуруп под юрисдикцию Японии, официальный Токио не оставляет намерений установить свой контроль над этой частью российской территории.

Доктор исторических наук Анатолий Кошкин в своем интервью, данном 24 января ресурсу «День», сообщил, что в 2009 году произошло весьма интересное событие. Парламентарии Страны восходящего солнца официально, законодательно включили эти территории в состав японского государства. Не только Хабомаи, Шикотан, ради которых Москву посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, но и Итуруп, и Кунашир.

Чтобы по-настоящему оценить значение Курильских островов, на которые претендует наш дальневосточный сосед, нужно отдельно присмотреться к Малой курильской гряде.

Продолжение: Курильские острова — биоресурсы, уникальный заповедник и рубеж обороны