Выставка трупов «Мир тела» может разбудить жестокость в человеке — психолог
На ВДНХ работает выставка «Мир тела» (Вody worlds), на которой публике представили обработанные специальным способом трупы людей. Разрезанные и лишенные кожи тела зафиксированы в позах, характерных для повседневной жизни человека.
Организаторы выставки заявляют об образовательной цели экспозиции. Свое представление о мотивах посетителей выставки, изобретателе пластинации Гюнтере фон Хагенсе и возможных последствиях, высказала психолог частной практики Юлия Горбатовская в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Юлия Викторовна, начнем с вопроса о мотивации организаторов выставки и ее посетителей. Организаторами заявлена познавательная концепция выставки, а количество людей, посетивших ее в первые дни, достаточно велико. С Вашей точки зрения, как психолога, действительно ли организаторы имеют своей целью просвещение или у них другая мотивация? И какими мотивами руководствуются посетители, что они хотят увидеть?
Горбатовская: Познавательный аспект — это декларируемый мотив организаторов. На самом деле есть другие, скрытые мотивы. И я бы начала с вопроса не только о мотивах организаторов, но и о мотивации самого создателя экспозиции Гюнтера фон Хагенса.
Говоря о нем как о человеке, который создал нечто, мы, конечно, знаем, что это ученый и анатом, который изобрел эту самую пластинацию. И ему можно было бы сказать большое спасибо за открытие.
Но, на мой взгляд, как бы странно это ни звучало, это ученый-эксгибиционист. И все экспонаты, являющиеся предметом его гордости и делом жизни, являются посмертными эксгибиционистами поневоле.
Что касается организаторов, то они имеют, в первую очередь, меркантильный интерес. Насколько мне известно, выставка работает уже 25 лет, а посетили ее более 14 миллионов человек.
При таком количестве посетителей должна получиться неплохая сумма от продажи билетов. Меркантильный интерес необходимо красиво закамуфлировать и для этого как раз подходит адресация к познавательному аспекту. Но я сильно сомневаюсь, что кто-либо из посетителей ходит туда с познавательной целью.
Эта выставка может иметь такую функцию, если она будет проводиться в рамках научных конференций или симпозиумов по медицине и физиологии. Если на нее будут собираться люди, которые действительно интересуются анатомией на профессиональной научной основе.
А народ, который хочет «хлеба и зрелищ», который когда-то ходил на публичные казни, не особо отдает себе отчет в том, зачем он туда вообще идет. Такие люди отличаются двумя особенностями: первое — это слабость нервной системы, а второе — это слабая осознанность того, что они делают и зачем.
Кто-то из посетителей задавался вопросом, зачем я иду на эту выставку, я диссертацию по анатомии пишу или что? Какие свои цели я при этом преследую? Вряд ли. Поэтому мотивация людей в этом случае носит диффузный характер. Трудно определить, чем руководствуются люди, намереваясь посетить данное мероприятие.
Кстати, про силу нервной системы и желание пощекотать себе нервы. Выставка проводится весной, а мы с вами знаем, что весной идет обострение различных заболеваний не только физиологического, но и психологического плана. В таких условиях можно сказать: где тонко — там и рвется.
ИА Красная Весна: Что в результате получат посетители выставки, как взрослые, так и приходящие с ними дети? Как это может отразиться на них с психологической точки зрения?
Горбатовская: Положительных результатов я в этом не нахожу совершенно, хотя искренне пыталась их обнаружить, только отрицательные. О детях вообще говорить не приходится.
Я более чем уверена, что после данной выставки у неврологов и детских психологов Москвы прибавится работы. Если взрослый человек хочет, чтоб его ребенок начал писаться, часто моргать глазами или мучиться ночными кошмарами, то ему прямая дорога в кассу этого мероприятия. Других последствий для детей и подростков там ждать не приходится.
С точки зрения взрослых людей здесь двоякая ситуация, которая зависит от того, каков этот взрослый человек. Впечатлительные и чувствительные люди со слабой нервной системой могут получить такие же травмы, как и дети. Потом они будут пытаться поправлять свою психику после того, как они ее «пощекотали».
А люди другого плана могут актуализировать внутри себя такие, может быть где-то спящие, качества, как циничность, жестокость по отношению к себе или окружающим. Такие вот латентные вещи могут оказаться актуализированными.
ИА Красная Весна: Сравнимо ли посещение подобной выставки с просмотром фильмов ужасов или оно носит более серьезный характер и оказывает более сильное воздействие на человека?
Горбатовская: Это более серьезно. Во-первых, может быть кто-то и не отличает поход на фильм ужасов от похода на выставку, но, когда речь идет о кинематографе, мы понимаем, что действие разворачивается не по-настоящему, что всё это снято, разыграно, что это имитация. Не настоящая кровь и тому подобные моменты.
А здесь это всё в реальности. Это же не муляжи, а трупы людей, которые когда-то жили, с которых сняли кожу. И всё это с ними проделали по-настоящему, а не понарошку, как в фильмах ужасов.
ИА Красная Весна: Если это опасное мероприятие, которое имеет серьезные последствия, как тогда, по Вашему мнению, должно реагировать общество на проведение таких выставок?
Горбатовская: В идеальном случае общество должно отреагировать «никак». Поясню свою позицию: вот выставка приехала, а туда ни один человек не пришел, и никто никак не прокомментировал. Тогда весь интерес устроителей, как меркантильный, так и в виде желания сорвать аплодисменты, теряется. Мотивация остается нереализованной.
Но проблема в том, что у нас общество не настолько развито в ментальном плане, чтобы осознавать, что я плачу организаторам и при этом подрываю свою же психику. А значит, в обществе находятся люди, которые всё равно придут.
Поэтому, на мой взгляд, не всё общество, а активные его члены должны выработать общественную инициативу и потребовать от властей прекращения того «мракобесия», которое творится у них под носом. А ответственные за это институты власти, пользуясь своими законными рычагами воздействия, должны запрещать подобные мероприятия.
ИА Красная Весна: То есть, согласно Вашей оценке, общество находится в таком состоянии, что может обеспечить свою защиту только при помощи инициатив, исходящих от людей, понимающих всю опасность?
Горбатовская: Общество не от всех бед и проблем может себя оградить в силу своей слабой осознанности, поэтому его нужно защитить на уровне власти.
ИА Красная Весна: В заключение хотелось бы узнать Ваше личное мнение о выставке. Не с профессиональной точки зрения, а с той, которая больше вас задевает.
Горбатовская: Мне хотелось бы поговорить не о выставке, а о самом авторе. Я постаралась вникнуть в личность этого человека. Исходя из той информации, которую я почерпнула об этой личности, я допускаю мысль, что на его развитие как ребенка и развитие его психики очень сильно повлияла болезнь гемофилией в детстве, из-за которой он не вылезал из больниц.
Возможно, он не раз заглядывал в глаза смерти и чудом выжил, потому что мы понимаем, какой была медицина в те годы. Вследствие этого одной из его мотиваций может быть попытка таким вот способом насмехаться над смертью.
То есть все эти экспонаты — фехтовальщики, хоккеисты, музыканты — ясно говорят о детской травме, связанной с его заболеванием. Но когда он приглашает других людей насмехаться над смертью вместе, его мотив будет неправильно воспринят.
Люди вряд ли свой страх смерти таким образом переработают. Скорее всего, как я говорила раньше, будет иметь место актуализация цинизма и жестокости как в посетителях, так и в самом авторе.
И выбранная им стезя анатомиста, и 25 лет эксплуатации в виде шоу своих «произведений» и хвастовство своими научными достижениями говорят о наличии личностного расстройства.
Ну сколько можно уже срывать аплодисменты, ну молодец, ну придумал пластинацию, ну показал своим коллегам — ученым. Зачем из этого устраивать шоу. Это ведь уже не наука, это уже зрелище, совсем другая история.
Читайте также: Выставка «Body Worlds. Мир тела» — глумление над человеческой психикой