Снос памятников Ленину в России — диверсия или бездуховность?
Новость о сносе последнего памятника Ленину в Одессе 29 марта 2023 года облетела новостные издания России. Статуя была расположена на закрытой территории оздоровительного центра «Юный судоремонтник». Последний памятник Ленину на общественной территории в Одессе был снесен, по данным киевских властей, еще в 2021 году.
Показательно, что на Украине памятник, находящийся на закрытой территории, уцелел дольше тех, которые стояли в общественном пространстве. Случай этот контрастирует с ситуацией в подмосковном Щёлково, где стоящий на центральной площади города монумент уцелел, в то время как располагавшийся на территории бывшего Витаминного завода — был снесен.
ИА Красная Весна написала о произошедшем в Щёлково по горячим следам, однако получила заверения от пресс-службы завода «Валента-фарм» в том, что монумент не снесен, а направлен на реставрацию. Но прошло почти пять лет, а памятник не появился на своем законном месте, и о его судьбе так ничего и не известно. Новый запрос агентства в пресс-службу предприятия о судьбе статуи был проигнорирован.
Пять лет назад «ленинопад» на Украине был горячей темой, еще не все памятники были уничтожены, а в некоторых городах вроде Одессы наиболее отважные граждане еще осмеливались выходить на 9 мая праздновать День Победы — даже после сожжения людей в Доме профсоюзов. По всей видимости, руководство щёлковского предприятия тогда надеялось, что через некоторое время о памятнике либо забудут, либо тема станет не такой острой. Однако вышло иначе.
С началом спецоперации и усилением противостояния с Западом стало как никогда понятно, что путь вхождения в западный мир, на который Россия встала еще в позднесоветскую эпоху, ведет к краху. Решение об отказе от целых отраслей народного хозяйства — от электроники до фармацевтики (а зачем они, если входим в Запад, где всё есть) — оставило страну, по сути, у разбитого корыта.
Витаминный завод в Щёлково был одним из символов самостоятельности советского государства: он не просто производил витамины и лекарства, но делал это на основе отечественных разработок, имея практически полный цикл — от сырья до упаковки — производства ряда препаратов.
В 30-е годы большевики после долгих и трудных дискуссий приняли решение строить социализм «в отдельно взятой стране» — и не прогадали. Созданная ими промышленность обеспечила стране необходимый запас прочности в годы войны. А закладывал этот фундамент именно Ленин. Именно за ленинскую мечту о мощной индустриальной России писатель-фантаст Герберт Уэллс, встречавшийся с Владимиром Ильичем в 1920 году, назвал Ленина «кремлевским мечтателем». Однако прошло несколько лет — и ленинская мечта, подхваченная миллионами граждан новой страны, стала явью.
Налицо огромная разница между тем, какими темпами воплощалась «ленинская мечта», и тем, что происходит сейчас, когда Россия вновь стоит перед ситуацией, что ее просто сомнут, если она не совершит рывка во всех сферах. Именно поэтому, вероятно, современному человеку так тягостно видеть Ленина: слишком очевидным образом это показывает нынешнюю идейную, культурную, технологическую мелкотравчатость и несоразмерность стоящим вызовам. Но вне зависимости от того, как отдельные люди относятся к Ленину, снос памятников ему не может не иметь далеко идущих последствий, потому что это удар по священному вообще. И такие удары не единичны.
Но, в конечном итоге, чем бы ни руководствовалась дирекция предприятия, убирая монумент, а заявить о его реставрации и за почти пять лет так и не отреставрировать — это наводит на мысли о том, что людей попросту обманули.
Другой пример находится в 300 метрах от осиротевшего постамента (кстати, так и не убранного). Севернее бывшей «Витаминки» находится сквер клуба имени Октябрьской Революции (КОР). Сам клуб принадлежал бывшему хлопчатобумажному комбинату им. Калинина, как и «Витаминка», не пережившему российских реформ.
В центре сквера, который местные жители и сейчас называют КОРом, тоже стоял памятник Ленину. Он был снесен в начале 90-х, став первым в городе снесенным монументом первому главе советского государства. На освободившийся постамент водрузили памятник погибшим в Афганистане и Чечне солдатам.
Несколько лет назад сквер вместе со зданием клуба был передан Щёлковскому театру. А в 2022 году во время реконструкции сквера памятник снесли. Причем происходило это при участии «Боевого братства», которое было инициатором установки памятника.
Сегодня представители власти в России на разные лады заявляют о необходимости правильного патриотического воспитания молодежи. Министерство просвещения ввело в школах новые уроки — «Разговоры о важном».
Это, безусловно, правильные инициативы. Но как сочетается обучение молодежи патриотизму, привитие ей стойкости к угрозам и соблазнам и снос памятников тем, кто эту стойкость реально проявлял? Можно по-разному относиться к идеологии, которую продвигал Ленин, но нельзя не признать, что он и большевики остановили распад страны после краха Российской империи и вывели страну на второе место в мире по экономической мощи, а по военной — на первое.
Одним из важнейших слагаемых этой мощи была идеология. Ее отсутствие сейчас — главная ахиллесова пята современной России, особенно сейчас, когда нам противостоит идеологически накаленный нацистский коллективный зверь, выращенный на Украине Западом. Зверь, который в силу своей идеологичности рассматривает память о Ленине как одну из главных угроз своему существованию. Не случайно после победы Майдана в 2014 году пришедшие к власти украинские нацисты первым делом начали войну именно с памятниками Ленину и только потом перешли к уничтожению памятников другим деятелям советской эпохи, а позже — вообще всем русским или тем, кого на Украине считают русскими.
Таким образом, снос памятников Ленину — отнюдь не частное дело и касается не только тех, кто еще помнит и вклад этого человека в российскую и мировую историю, и отношение к нему наших предков, добывших в 1945 году для нашей страны Победу. Чем скорее это будет осознано обществом и властью, тем больше шансов на новую победу нашей страны.
Владимир Васильев 16:00 11.06.23
В ответ на комментарий к публикации: /article/7daaaf30
Сквер перестраивал не театр, а Щёлковская администрация. Там, да, антисоветчики замшелые. Несмотря на мнение жителей города взяли и переименовали парк, названный в честь Октябрьской революции, например.